Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

На краю седьмой части Земли

Россия – необозримое, необъятное пространство. Это самое большое в мире государство, у берегов которого плещутся двенадцать морей, принадлежащих бассейнам трёх океанов. Территория России, приблизительно равная площади планеты Плутон, расположена в арктическом и умеренном поясах, и лишь небольшой участок Черноморского побережья Кавказа – в субтропическом поясе. И это географическое положение страны не могло не отразиться на формировании российского характера. Ещё знаменитый историк Василий Ключевский высказывал теорию о том, что бескрайние просторы спроецировались на людей, наделив их широтой души и силой духа.

С южных гор до северных морей

Российская Федерация – одно из самых многонациональных государств. Точное количество национальностей, проживающих в стране, неизвестно, но приблизительно равно 200. Русский народ – самая многочисленная этническая группа, составляющая около 110 миллионов человек. За рубежом русская диаспора насчитывает порядка 30 миллионов человек. Основная её часть сосредоточена на постсоветском пространстве, в государствах – участниках СНГ, меньшая – в странах Евросоюза и США.

Географическое положение России уникально. Здесь можно встретить арктические и песчаные пустыни, тундру, степи, горы, леса и другие природные зоны. И каждое из мест, посещаемое туристами, имеет свои неповторимые черты.

В зависимости от места нахождения разнится и климат.

В то время как на черноморском побережье Краснодарского края наблюдается плюсовая температура воздуха, в другом уголке страны – в Якутии – столбик термометра опускается до -50°С. Там же находится и полюс холода Северного полушария Земли. Пальму первенства делят село Оймякон (-67,7°С) и город Верхоянск (-67,8°С). Хотя есть свидетельства того, что в 1938 году в Оймяконе температура опускалась до рекордных -77,8°С.

Природные богатства России неисчислимы, в том числе водные ресурсы. Общее количество больших и малых рек страны – около 2,6 миллиона, среди них – такие огромные водные артерии, как Волга, Енисей, Лена, Обь, Амур.

В этом контексте нельзя не вспомнить самое большое озеро Байкал, в котором содержится 19% всей пресной воды планеты. По площади оно соответствует Бельгии и вбирает в себя потоки 336 рек, речушек и ручейков, служа истоком лишь для одной величавой реки – Ангары. По подсчётам учёных, если бы вдруг подпитка Байкала речными водами прекратилась, то для его полного обмеления понадобилось бы целых 400 лет. Так что недаром в известной песне озеро именуется не иначе как «славное море – священный Байкал».

Этой же точки зрения издревле придерживались местные жители Прибайкалья – буряты и якуты, называющие бескрайний водоём «байгал-далай». Первая часть этого словосочетания переводится на русский язык как «природный», «естественный», «существующий», вторая – «море».

Несомненным признаком морского климата являются ветры байкальской котловины, меняющие направление с сезонной и суточной периодичностью. Местные воздушные потоки имеют не только свои отличительные черты, но и названия: верховик, баргузин, култук, шелонник, покатуха, харахаиха и др. Ещё один ветер характерен своей внезапностью, коварством и непредсказуемостью. Зовётся он «горный» и достигает ураганной силы и скорости более 40 м/с, провоцируя на Байкале мощное волнение. А самый страшный из горных ветров рождается в Сарминском ущелье и называется сарма.

Выдающийся исследователь Байкала Дмитрий Талиев так описывал сарму: «Горе в такую погоду всем находящимся на озере. Катера, которые успели добраться до бухточек наветренного берега, становятся носом к берегу, привязываются канатами за деревья и скалы, бросают якорь, а машина в это время работает полным ходом против ветра. Но часто и это не помогает, лопаются канаты, беспомощно скрежещут по дну якоря, и судно уносится в открытый Байкал. Ветер сносит с берега всё, что попадается на его пути. Бывали случаи, когда уносило в море большие рыбачьи баркасы, вытянутые далеко на берег».

Как всякое неповторимое творение природы, Байкал овеян тайнами и сопутствующими им легендами. Одна из них касается некоего миража: иногда в тумане можно увидеть силуэты всадников, несущихся по воде прямо на смотрящих. Старожилы говорят, что это ушедшее под воду войско бурятского вождя Хасана Чосона, который некогда пошёл войной на эвенкийские племена. Когда он по льду переходил Байкал, случилась оттепель. Лёд треснул, и вся армия пошла ко дну. С тех пор души этих воинов пытаются совершить то, что не удалось при жизни.

Под сенью древних стен

Одним из главных символов России является Московский Кремль – крупнейшая средневековая крепость Европы, доныне активно используемая. Величавый крепостной ансамбль, расположенный в самом сердце Москвы, на Боровицком холме, имеет форму неправильного треугольника и занимает площадь в 27,5 гектара. Внешний периметр укрепления оформлен в виде 20 башен и стены высотой от 5 до 19 метров, толщиной от 3 до 7 метров и общей протяжённостью 2,5 километра.

Вообще кремлём в древней Руси называлась центральная часть города, укреплённая крепостной стеной с бойницами и башнями. Аналогичные сооружения в разное время были построены в Казани, Туле, Ростове, Нижнем Новгороде, Тобольске и т.д. Но главным из всех кремлей стал московский, и поэтому единственный из всех он пишется с заглавной буквы.

История этого грандиозного сооружения начинается с 1156 года, когда князем Юрием Долгоруким была построена деревянная крепость. Более двух веков спустя, в 1367 году, князь Дмитрий Донской обнёс часть города мощной стеной из белого известняка. Потому-то с тех пор и по сей день стольный град называют не иначе как «Москва Белокаменная».

С течением времени укрепление начало ветшать. Однако разрушающиеся стены не стали реконструировать. Великий князь Московский Василий III, объединивший значительную часть русских земель вокруг Москвы и превративший её в центр единого Русского государства, счёл нужным построить достойную «государя всея Руси» резиденцию, для чего при содействии архитекторов из Милана начал масштабное строительство. И в период с 1485 по 1495 год были сооружены существующие поныне кирпичные стены и башни Кремля, которые венчают 1045 зубцов в форме «ласточкиного хвоста». Точно такие же элементы украшали средневековые итальянские замки.

Башни Кремля – архитектурные сооружения, о которых стоит сказать особо. Помимо оборонительных функций они имеют ещё и эстетическую составляющую.

У каждой есть свои отличительные черты и даже собственные имена. Три из них – цилиндрической формы, остальные 17 – четырёхугольные.

Самая внушительная из кремлёвских башен – Троицкая – вознеслась над комплексом ввысь на 80 метров, самая низкая – Кутафья – в высоту 13,5 метра и расположена за пределами стены.

Спасская, Боровицкая, Троицкая и Никольская башни имеют проездные ворота, а их навершия венчают красные рубиновые звёзды, которые сохранились с советского периода.

Главной из 20 башен, безусловно, считается Спасская, сооружённая итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Своё название она получила из-за надвратной иконы «Спаса Смоленского». Глядя на неё, православные, проходившие через ворота, осеняли себя крестным знамением, а мужчины снимали головные уборы.

Одна из легенд гласит, что когда французы в 1812 году заняли Москву и Наполеон проезжал через Спасские ворота, ветер сорвал с его головы шляпу-двууголку, обнажив голову завоевателя перед иконой. А в тот момент, когда солдаты армии Бонапарта попытались снять с образа золочёную ризу, лестница, приставленная к воротам, опрокинулась, и святыня осталась невредимой.

Другая реликвия Спасской башни – одни из древнейших в мире часов-курантов, помещённые в её шатровой части. Они считаются главными часами, по которым жители страны, живущие в нескольких часовых поясах, сверяют время.

Первые часы были установлены на территории Кремля ещё в начале XV века, а современные куранты водрузили на Спасскую башню в 1852 году. С тех пор они неоднократно реставрировались и на сегодняшний день являются единственным в своём роде функционирующим механическим устройством. Несмотря на кажущуюся архаичность, эта конструкция имеет поразительную временную точность. Тайна Кремлёвских курантов заключается в том, что они соединены кабелем с часами управления в Астрономическом институте Штернберга, а значит, их стрелки не могут отстать ни на секунду.

И так заведено, что каждый год после традиционного телевизионного поздравления Президента России, стоящего на фоне Спасской башни, бой Кремлёвских курантов возвещает гражданам страны о наступлении нового года.

Величие и великолепие старины

Старинная пословица гласит: «Над Москвой высится Кремль, а над Кремлём – только небо». Таким образом, народ признавал над собой власть царя, который, в свою очередь, считался помазанником Божьим.

И если первоначально московские крепостные сооружения строились исключительно для защиты, то с приращением в течение последующих веков земель русских Московский Кремль приобрёл иные функции, получив статус царской резиденции. Из этого следовало, что жилые дворы удельных князей, бояр, духовенства и богатых купцов, находящиеся внутри крепостного сооружения, следовало перенести за зубчатые стены.

А на освободившейся территории с XVI века начали возводиться здания, объединённые впоследствии в единый архитектурный ансамбль. Его жемчужинами по праву стали три собора – Архангельский, Благовещенский и Успенский. Последний именуют не иначе как «алтарём России». Всё потому, что в нём проводились самые главные государственные церемонии. Здесь возводили на церковный престол митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные указы, служили молебны перед военными походами и в честь великих побед. В Успенском соборе венчали на царство, короновали императоров, поставляли великих князей, присягали государю на верность. Он также стал усыпальницей московских митрополитов и Патриархов Всея Руси.

Знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, под чьим руководством был построен этот каменный шедевр всего за четыре года (1475–1479), продумал не только особенности конструкции, но и окружающее пространство – прилегающую площадь.

В целом Московский Кремль представлял собой микрогород, на территории которого располагались четыре площади – Соборная, Ивановская, Сенатская и Дворцовая, а также три улицы – Спасская, Боровицкая и Дворцовая.

Самым высоким зданием в кремлёвском ансамбле является колокольня «Иван Великий». Её основная часть – высотой 60 метров – была построена между 1505 и 1508 годом. А в 1598–1600 годах по приказу царя Бориса Годунова на колокольне сделали надстройку, увеличив её «рост» до 81 метра. Так что долгое время «Иван Великий» служил сначала главной дозорной вышкой столицы, а позднее – пожарной каланчой.

Помимо трёх уже упомянутых соборов и ансамбля колокольни, Соборную площадь Кремля окружают Грановитая и Патриаршие палаты. Первая из них получила своё необычное название благодаря одному из своих фасадов, полностью отделанного гранённым белым известняком. Палата прежде была главным парадным приёмным залом в великокняжеском дворце, где проходили заседания земских соборов и боярской думы. Здесь в 1552 году Иван Грозный праздновал взятие Казани, а в 1709-м Пётр I – блистательную победу в Полтавской битве. Под сводами палаты в 1721 году был заключён Ништадский мир со Швецией.

В наши дни Грановитая палата является одним из представительских залов, где проходят встречи глав государств, церемонии награждения и другие значимые государственные события. Здесь же проводятся и экскурсии.

Оружейная палата входит в комплекс Большого Кремлёвского дворца. Поначалу она играла роль казнохранилища, а с начала XIX века получила статус музея. Эта сокровищница включает коллекцию атрибутов царской власти, богатых одежд, карет, оружия, украшений из золота и многого другого. В экспозиции музея представлены ювелирные изделия, подаренные русским царям разными посольствами, воинские регалии и военные трофеи – всего более 4 тысяч экспонатов разных эпох.

Ещё одной всемирно известной экспозицией, представленной в Оружейной палате Московского Кремля, является коллекция Алмазного фонда. В неё включены шедевры ювелирного искусства XVIII–XX веков, а также самородки и драгоценные камни исторического и художественного значения.

У посетителей захватывает дух от обилия бриллиантов, алмазов, изумрудов, аметистов, сапфиров, топазов, турмалинов и других драгоценных камней.

В музейных витринах и на стендах можно увидеть Большую императорскую корону, созданную специально для коронации Екатерины II, малую императорскую корону, которую изготовили для императрицы Марии Александровны, жены Александра II, скипетр, украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 карата и державу.

Кроме того, в Алмазном фонде собрана самая богатая в мире коллекция золотых самородков, содержащая примерно сотню находок общим весом более 200 килограммов. Крупнейший из представленных образцов называется «Большой треугольник» и имеет массу 36 килограммов.

Сплочённые верой, надеждой, любовью

Согласно социологическим опросам, бóльшая часть населения России, а именно 75%, исповедует православие. Оглядываясь в прошлое, отметим, что христианство на Руси начало распространяться ещё в X веке. Эпохальным считается 988 год, когда киевский князь Владимир Святославич принял крещение, после чего повелел опрокинуть в своих владениях всех языческих идолов, а населению – принять христианство.

На землях княжеств Северо-Восточной Руси новая вера достаточно быстро укоренилась. И уже в XI–XIII веках здесь действовало около 10 тысяч храмов, а число монастырей достигало 300.

Несмотря на то, что в 1238–1240 годах бóльшая часть русских княжеств попала под власть Золотой Орды, духовная жизнь народов, населяющих земли от Волги до Немана, была на подъёме. В период монгольского ига церковь стала тем началом, которое позволило сплотить славян и в итоге дать отпор захватчикам.

Между тем к началу XIV века Москва стала религиозным центром православной церкви Руси, сюда же из Владимира была перенесена постоянная резиденция митрополита.

Чуть позже, к первой половине XVI века, сформировалась философская концепция, заключённая в формулировке «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать». Объяснялось это следующим образом: после распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. Когда же и византийская столица в 1453 году пала под натиском турков-османов, Москва вполне обоснованно объявила себя её духовной правопреемницей.

Однако, как ни странно, самый древний христианский храм в современной России находится отнюдь не на территории бывших русских княжеств, а намного восточнее, на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесии. Там, в посёлке Нижний Архыз есть три церкви – Николая Чудотворца, Илии Пророка и Троицы Живоначальной, построенных приблизительно между 900 и 1000 годами. В те времена эти края населяли аланы, которые приняли христианство от византийцев раньше крещения Руси. Произошло это в 916 году.

На протяжении веков православие не только объединяло жителей страны против внешних врагов, но определяло весь жизненный уклад общества, формируя менталитет, который впоследствии и стал называться русским. Одновременно сложились обычаи и традиции народа, тесно переплетённые с религиозной жизнью. Недаром самые значимые и любимые праздники в России – церковные, особенно Рождество и Пасха.

Праздник Рождества традиционно считается семейным и отмечается в кругу близких. Ежегодно православные христиане в ночь с 6 на 7 января собираются в храмах и церквях на торжественное богослужение, вспоминая рождение Иисуса Христа в Вифлееме более двух тысяч лет назад.

День, предшествующий Рождеству (6 января), носит название «Сочельник». Это производное от слова «сочиво», обозначающего специальное рождественское блюдо, которое состоит из варёной крупы. Сверху её поливают мёдом, посыпают орехами и маком. Тарелка с этим кушаньем в числе других постных блюд является обязательным атрибутом праздничного стола, за который не садятся до тех пор, пока на ночном небе не появится первая звезда. А обильная трапеза утром 7 января знаменует собой окончание 40-дневного поста. В этот день дети обнаруживают под стоящей в комнате по случаю праздника ёлкой подарки, загодя оставленные взрослыми.

Другой почитаемый в народе праздник – Пасха. Отмечая его, люди вспоминают о жизни, смерти и воскресении Христа. По традиции за день до праздника православные христиане готовят творожную пасху в виде пирамидки, пекут куличи (сладкий сдобный хлеб) и красят яйца, варя их вместе с луковой шелухой. Творожная пасха символизирует Голгофу – гору, на которой был распят Иисус Христос, куличи – победу Спасителя над смертью, крашенные в красный цвет яйца – капли крови распятого на кресте Сына Божьего.

Дата празднования Пасхи в России рассчитывается по юлианскому календарю и приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия.

Начинается торжество с ночных богослужений в храмах и крестных ходов вокруг них. Утром же принято собираться всей семьёй за праздничным столом и говорить друг другу: «Христос воскресе!», а в ответ слышать: «Воистину воскресе!».

В России традиция выпекания куличей и крашения яиц на Пасху пришлась по душе не только людям воцерковлённым, но и исповедующим другие религии, и даже атеистам.

С парком и берёзовым веничком

Говоря о традициях русского народа, нельзя не вспомнить о таком уникальном явлении, как русская баня. Несколько веков назад у иностранцев, попавших в Россию, обычай мыться в жарко натопленном помещении, хлестать себя берёзовыми вениками и окунаться в ледяную прорубь вызывал некоторое недоумение. Однако русский человек не мыслил для себя иного способа очищения, причём не только тела. Достаточно вспомнить народную пословицу «Коли б не баня, все бы мы пропали».

Русскую баню считают одной из самых древних. Её возникновение относят примерно к тому же периоду, когда происходило зарождение славянских племён. Первоначально баня представляла собой небольшое бревенчатое строение, где внутри сооружалась высокая лежанка и низкая скамейка. Печка-каменка прежде не имела трубы и топилась по-чёрному, то есть дым выходил в дверь и маленькое отверстие в потолке. Потом, когда у печи появился дымоход, бани стали топить по-белому. Именно о такой бане Владимир Высоцкий пел в одной из своих лучших песен.

Протопи ты мне баньку по-белому,

Я от белого свету отвык.

Угорю я, и мне, угорелому,

Пар горячий развяжет язык.

Издревле баня считалась местом, где человек не только смывал с себя грязь, но и освобождался от тяжёлых мыслей, сбрасывал с души груз забот. Не удивительно, что она стала символом домашнего тепла и гостеприимства. И если вспомнить русские народные сказки, то в них Баба-Яга, встречая Ивана-царевича, обязательно отправляла его попариться в бане. Подразумевалось, что герой таким образом смоет с себя всё ненужное и со светлой головой и новыми силами продолжит свой путь.

Но хотя сказка – ложь, да в ней намёк. Даже русские цари, встречая иноземных послов, сначала приглашали их в баню. И до сих пор в деревнях бытует правило: для гостей с дальней дороги радушные хозяева готовят хорошую парную.

До определённого времени баня использовалась не только в качестве помывочной, но и места для совершения обязательных деревенских ритуалов. Так, до начала XVIII века существовал обряд, когда жених накануне свадьбы должен был обязательно сходить в баню. В свою очередь, невеста в другой бане устраивала девичник, где прощалась с подружками и смывала с себя «девичью волю».

Свадебная обрядность предусматривала и то, что после первой брачной ночи молодожёны должны были совместно помыться в парной. А в некоторых губерниях, напротив, после венчания и праздничного застолья новоиспечённых мужа и жену отправляли спать в нетопленную баню.

Если же вспомнить русский фольклор, то одним из его персонажей был не кто иной, как банник – аналог домового, являющийся хранителем бани. Он отличался недружелюбным характером, пугал людей, обжигал их кипятком и стучал в стены. Считалось, что задобрить банника можно, оставляя ему кусочек хлеба с солью.

Важная роль отводилась русской бане в народной медицине. Она считалась лучшим средством от многих хворей и недугов. В комплексе с температурным воздействием на организм применялись и травы. Листья мяты добавляли в питьё и раскладывали по лавкам. Настоем из заваренных зверобоя, чистотела, лопуха, крапивы, ромашки, дубовой коры поливали стены.

В старые времена даже считалось, что если больному не помогла парная, то ему уже никакие средства не помогут.

Русская баня пользовалась популярностью у всех слоёв населения: от крестьян до высшей аристократии. И поставить себе сруб с печкой при наличии земли был в состоянии каждый. Единственное условие, которое нужно было соблюдать, строить баню на удалении от жилых домов, чтобы обеспечить противопожарную безопасность.

Постепенно наряду с частными банями стали появляться и общественные, где любой желающий за небольшую плату мог вволю попариться. Самыми известными заведениями подобного типа стали Сандуновские бани в Москве, открывшиеся в 1808 году и функционирующие до сегодняшнего дня.

Все флаги в гости будут к нам

На протяжении веков формировались основные черты российского народа. Много невзгод, войн, нашествий, природных катаклизмов выпало на его долю. Но эти испытания лишь закалили характер жителей необъятной страны, научили их трудолюбию, терпению, выносливости и смекалке.

Учёные со всего мира пытались понять «загадочную русскую душу», однако, убедившись в её уникальности и многогранности, заключили, что в ней всегда найдётся «изюминка», не поддающаяся изучению.

В русском человеке по большей части превалируют такие чувства, как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и, конечно же, простота.

Кроме того, всем известно русское гостеприимство, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Причём дорогих гостей в России издревле было принято встречать хлебом-солью. Про эти два сакральных для славян продукта говорили так: «Без хлеба – смерть, без соли – смех». Нарушать обычай, не усадив гостя за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным. А домá и их хозяев, славящихся своим радушием и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Традиционно званых гостей на пороге дома встречала хозяйка, выносившая на вышитом рушнике каравай с солонкой. Этот ритуал содержал в себе пожелание мира и добра. После встречи пришедших приглашали в дом, где усаживали на самом почётном месте, именуемом «красным углом». Он, как правило, располагался слева от печи, был красиво убран, здесь же стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожёны. Это же место оставляли за гостями.

Если хозяин испытывал особое расположение к присутствующим, то собственноручно накладывал им кушанье из большой тарелки, которую ставили во главе стола. Порядок подачи разносолов был следующим: сначала угощались пирогами, потом выносились мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладостями.

Проводы гостей тоже сопровождались определёнными сложившимися правилами. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старину дороги на Руси не отличались гладкостью и прямотой, и преодолевать их было делом нелёгким. А потому вслед уезжающим следовало напутствие: «скатертью дорога», что подразумевало поменьше тягот в пути.

Многое изменилось с тех времён, когда в быту использовались прялки, лапти и лучины. На смену им пришёл век бешеных скоростей, космических исследований и нанотехнологий. Но одно осталось неизменным в России – открытость и доброта её жителей. И всем, кто пришёл в эту страну с миром, россияне неизменно говорят от всей души: «Добро пожаловать!»

Михаил Тарасов

12.06.2019