Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Миграция: глобальные процессы и национальные интересы

Миграционные процессы и связанные с ними вызовы и угрозы государственной безопасности не обошли стороной ни одну страну на постсоветском пространстве. Глобальные тенденции оказывают влияние и на развитие Республики Беларусь.

На подходе – биометрические паспорта

Вовлечённость республики в интеграционные процессы обусловлена, прежде всего, её географическим положением. Беларусь имеет границу с Евросоюзом, Украиной, а также прозрачную границу с Россией в рамках Союзного государства и используется незаконными мигрантами в качестве транзитного коридора в государства Европы.

Реализация государственной политики в данной сфере, а также противодействие нелегалам возложены на подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь.

Как рассказал первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь – начальник управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства, полковник милиции Виталий Наумчик, задачей профильных подразделений милиции является контроль за въездом и выездом из Республики Беларусь иностранцев, их передвижением по стране и выбором места жительства.

В компетенции стражей порядка также – вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, предоставление статуса беженца, дополнительной либо временной защиты или убежища.

Усилиями сотрудников департамента по гражданству и миграции республиканского МВД и других заинтересованных государственных органов в этой области в стране внедряются биометрические документы, создаётся Белорусская интегрированная сервисно-расчётная система. Уже с 1 января 2019 г. гражданам будут выдаваться биометрические документы:

ID-карта для удостоверения личности внутри страны и биометрический паспорт, предназначенный исключительно для выезда за рубеж. Эти меры существенно снизят вероятность фальсификации паспортов и будут способствовать автоматизации процесса идентификации граждан.

– Сотрудники департамента и подразделений по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел проводят специальные мероприятия по выявлению маршрутов переправки незаконных мигрантов и установлению лиц, организующих незаконную миграцию, – говорит полковник милиции Виталий Наумчик. – За 8 месяцев 2017 года органами внутренних дел республики выявлено 7 организованных групп незаконных мигрантов (2016 г. – 15, 2015 г. –

21, 2014 г. – 11) общей численностью 30 человек (2016 г. – 72, 2015 г. – 84, 2014 г. – 44). Нам удалось сохранить стабильную миграционную ситуацию в Республике Беларусь, а удельный вес преступлений, совершённых иностранцами в 2017 году, в общем количестве преступлений, зарегистрированных в республике за указанный период, составил ~1,3%, что не оказывает существенного влияния на криминогенную обстановку в стране.

Система предоставления убежища

По словам Виталия Наумчика, новеллой для миграционной политики республики стало введение безвизового режима въезда на её территорию не только для граждан СНГ, но и других государств. Сегодня посещать Беларусь без визы могут граждане 80 стран, в числе которых – 39 европейских, включая весь Евросоюз, а также Бразилия, Индонезия, США, Япония и другие государства. При этом въезжать в республику иностранцы обязательно должны через пункт пропуска в Национальном аэропорту Минск, находиться в Беларуси не более 5 суток, иметь действительный общегражданский паспорт, страховой полис и достаточную для пребывания на территории республики денежную сумму. В пределах своей компетенции МВД контролирует пребывание иностранцев, которые въезжают в страну в рамках безвизового режима, при этом с участием заинтересованных государственных органов оказывает им содействие по продлению срока пребывания в Беларуси и оформлению соответствующих документов, при наличии объективных обстоятельств, препятствующих выезду в пятидневный срок, разъясняет правовые аспекты выезда с территории страны.

В республике создана национальная система предоставления убежища по международным стандартам, действует законодательство, соответствующее современным тенденциям развития международной защиты лиц, ищущих убежище, а также сформирована необходимая инфраструктура для приёма вынужденных мигрантов. Налажено конструктивное сотрудничество с представительством Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в рамках осуществления мероприятий регионального проекта «Инициатива качества системы убежища в Восточной Европе и на Южном Кавказе».

Сотрудники милиции, занимающиеся вопросами гражданства и миграции, призваны обеспечивать национальные интересы и в области внешней трудовой миграции. В их компетенции – ведение учёта трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов, предотвращение и пресечение незаконной внешней трудовой миграции, выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.

Между Западом и Востоком

Важным направлением деятельности Департамента и территориальных подразделений органов внутренних дел по гражданству и миграции является международное сотрудничество.

– Мы выполняем целый ряд государственных, национальных, союзных программ и концепций, международных договоров и соглашений по вопросам миграции, – продолжает полковник милиции Виталий Наумчик. – В рамках формирования единого миграционного пространства Союзного государства Беларуси и России реализуем План мероприятий на период 2017–2020 гг. по формированию единого миграционного пространства на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства. Сотрудничаем и с компетентными органами других государств в формате таких площадок, как Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, Координационный совет руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией, Совместная комиссия государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, панель Восточного партнёрства по вопросам миграции и убежища, Пражский и Будапештский процессы.

Заинтересована Республика Беларусь и в развитии взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с Европейским Союзом. Одним из наиболее перспективных направлений является сфера миграции и мобильности. В частности, год назад был подписан основополагающий документ, регламентирующий сотрудничество Беларуси в области миграции со странами Евросоюза – Совместная декларация о Партнёрстве в сфере мобильности между Республикой Беларусь, Европейским Союзом и участвующими в Партнёрстве государствами – членами ЕС.

Повышая профессионализм

Эффективно противодействовать новым вызовам и угрозам можно лишь силами квалифицированных профессиональных кадров. Эту задачу решает Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

– Международный учебный центр создан для того, чтобы увеличить региональное и межрегиональное сотрудничество в области противодействия торговле людьми и нелегальной миграции, объединить специалистов из разных стран и дать им общую базу знаний, – говорит доцент кафедры конституционного и международного права Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь, кандидат юридических наук, подполковник милиции Константин Сазон. – 23 мая 2008 г. на заседании Совета глав правительств государств – участников СНГ Академии МВД Республики Беларусь придан статус базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

Требуется концепция

В современных условиях возможные вызовы миграционной политике Республики Беларусь могут быть обусловлены нестабильной обстановкой в отдельных государствах и регионах мира, неэффективной миграционной политикой Евросоюза, появлением новых каналов незаконной миграции, отсутствием у субъектов реализации миграционной политики практического опыта приёма и размещения вынужденных мигрантов в случае их массового прибытия.

– Важным направлением совершенствования деятельности департамента и подразделений по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел, а также иных субъектов, обеспечивающих реализацию и защиту национальных интересов в миграционной сфере, является участие в разработке Концепции миграционной политики Республики Беларусь, – говорит первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь – начальник управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства, полковник милиции Виталий Наумчик. – В настоящее время отсутствует программный нормативный правовой акт, который отражал бы содержание национальных интересов в миграционной сфере, а также цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государства, его органов и должностных лиц в области государственного управления миграционными процессами. Представляется, что разработка Концепции позволит создать функциональный механизм миграционной системы Республики Беларусь, обеспечивающий безопасность государства, отвечающий интересам личности и общества, способствующий прогрессивному социально-экономическому развитию страны.

Борис Якимов, по материалам
МВД Республики Беларусь

09.01.2018