Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Международный опыт охраны правопорядка

Визит к французским коллегам
Практика развития партнерских отношений показывает, что существует большой интерес правоохранительных органов к опыту других стран как в вопросах защиты от угроз незаконного вмешательства в работу транспорта, так и к противодействию крайней форме проявления – террористическим атакам.
Чтобы эффективно выстраивать систему безопасности на транспорте, нужно понимать, что достигнуто в этом направлении в других странах.
В 2010 году в МВД России с визитом побывали представители службы безопасности Национального общества французских железных дорог. Зарубежных коллег интересовал опыт работы по разным направлениям охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, но особенно – по обеспечению транспортной безопасности. И это не удивительно, так как Французская Республика относится к числу стран, в которых террористам удалось привести в действие свои преступные замыслы. В 1983 году их мишенью стали пассажиры международного аэропорта «Орли» – от взрыва семь человек погибло, шестьдесят – получили ранения. Не снижается эта опасность и в настоящее время.
Ответный визит во Францию с целью ознакомления с опытом обеспечения правопорядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта был осуществлен в апреле этого года представителями Главного управления на транспорте МВД России.
– В ходе радушного приема французские коллеги организовали посещение крупных транспортных узлов, ознакомили с деятельностью полиции, жандармерии и их взаимодействием с другими субъектами транспортной безопасности. То, что удалось увидеть и изучить на месте, говорит об определенном сходстве в алгоритмах действий с российской транспортной полицией, но есть и различия, – рассказал заместитель начальника управления генерал-майор полиции Александр Бревнов.

Субъекты транспортной безопасности
Во Франции осуществление функций обеспечения безопасности на объектах транспорта возложены на ряд различных министерств, компаний и организаций в соответствии с их компетенцией.
К ним, например, относятся Министерство экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство гражданской авиации.
Руководитель службы по защите от терроризма Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства подполковник Фабрис Аллегри разъяснил представителям российской транспортной полиции общие принципы защиты, вырабатываемые Министерством для субъектов транспортной инфраструктуры и правоохранительных органов, а также оценки внешних и внутренних угроз с последующими рекомендациями оперативным службам (полиции, жандармерии).
Реализация таких мероприятий осуществляется на основе Плана борьбы с террористической угрозой (VIGIPIRATE), базирующегося на пяти степенях угроз. Каждому уровню угрозы соответствует определенный алгоритм действий, который вводится на основании решения Премьер-министра Французской Республики.
Дополнительно правоохранительными органами реализуется специальный План (PLANS NRBC), предписывающий определенные действия по фактам захвата заложников, ядерной, химической и других видов угроз, в том числе противодействию морским пиратам и защите граждан за рубежом. Контроль по выполнению данных мероприятий Министерство реализует на основе издаваемых «директив» (указаний). Этим же Министерством разрабатываются нормативы по инженерно-технической укрепленности объектов транспорта и их инфраструктуры.
Полномочия в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта распределяются между Национальной полицией (PN), находящейся в ведении МВД, Жандармерией (GN), являющейся структурным подразделением Министерства обороны, и Муниципальной полицией, которая находится под непосредственным руководством префектов.

Подразделения Национальной полиции (PN) на транспорте
В отличие от территориального принципа построения органов внутренних дел в Российской Федерации (привязка к границам субъектов), деятельность Национальной полиции на территории Франции организуется по зональному принципу: страна поделена на семь зон. Кроме этого присутствуют два объекта особого внимания (парижские аэропорты «Руаси Шарль де Голль и Орли) и четыре направления работы за границей на иностранных французских территориях.
На воздушных объектах транспорта функции обеспечения общественного порядка, миграционного, паспортного контроля, сбора разведывательной информации (в МВД России это – оперативная составляющая), защиты пассажиров и их имущества возложены на Пограничную полицию (PAF).
Всего в Пограничной полиции Франции работает порядка 1 600 сотрудников, из них 900 – в отделе по миграции и паспортному контролю, 300 сотрудников – в отделе расследования. Все они проходят специализированное обучение и подготовку в Учебном центре Пограничной полиции. Среди изучаемых дисциплин – административное право, установление подлинности документов, основы безопасности IKAO, английский язык.
Одним из основных видов деятельности Пограничной полиции является проверка пассажиров по базам данных систем (ES): COVADIS – проверка паспортов, VISABIO – проверка виз, PARAFIS – проверка по отпечаткам пальцев.
В Париже и его пригородах осуществляет свою деятельность Центральное управление пограничной полиции. В целом управление обес-печивает анализ и обработку данных по передвижению транспорта и лиц, решает оперативные задачи, связанные с внезапно возникающими угрозами. Управление тесно взаимодействует с Министерством по миграции, Службой технической безопасности Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства и другими службами, отвечающими за государственную безопасность.
Структура управления представлена 45 филиалами в департаментах Франции. В них входят 7 бригад железнодорожного обеспечения, 10 бригад авиаполиции, 15 административных центров содержания под стражей, 44 мобильные бригады расследования, 10 центров таможенного сотрудничества.
При посещении Центрального управления пограничной полиции французские коллеги продемонстрировали осуществление контроля за пассажирами до регистрации и в период проведения предполетного досмотра посредством видеонаблюдения и выставления постов полиции. Например, в аэропорту Руаси Шарль де Голль видеонаблюдение осуществляется с 4 000 камер и анализируется Ситуационным центром, который обслуживается и финансируется субъектом транспортной инфраструктуры.

Подразделения Жандармерии (GN) на транспорте
В рамках административного деления жандармерия на воздушном транспорте делится на две части – север и юг. Общая численность личного состава – более 2 000 человек.
Для службы в подразделениях жандармерии необходим стаж работы более пяти лет в полиции или других подразделениях правоохранительного блока. Подготовка кадров и обучение проводится в специализированных центрах по программам IKAO, с последующей переподготовкой по специальностям: криминология, пресечение незаконного оборота наркотиков, экология, кинология и террористические угрозы, в том числе летная подготовка, расследование летных происшествий.
На примере аэропорта Руасси Шарль де Голль представителям ГУТ МВД России была продемонстрирована работа жандармерии на воздушном транспорте.
Ее основная задача – обеспечение безопасности аэропортов, воздушных судов и стыковочных узлов, защита от актов незаконного вмешательства в работу этих объектов авиатранспорта, в том числе актов терроризма.
Сотрудники этих подразделений воздушной жандармерии занимаются расследованием случаев нарушений авиационных правил, противодействуют угонам воздушных судов, контролируют персонал, работающий в закрытой зоне аэропортов (контроль багажа, грузов, питания и наземного обслуживания). Также на них возложено расследование катастроф воздушных судов национальных авиакомпаний во Франции и за рубежом.
Режимная (стерильная) зона аэропорта, включая воздушное судно, находится под оперативным обслуживанием жандармерии на воздушном транспорте. Внешний же периметр обслуживается муниципальной полицией.
Существуют подразделения морской (береговой) жандармерии (GENDARMERIE MARITIME), которые реализуют задачи как по линии военно-морского ведомства, так и Министерства внутренних дел.
В обширную сферу функций морской жандармерии входят вопросы национальной обороны, обеспечение безопасности и охраны военных объектов и учреждений ВМФ, контроль за деятельностью охранных структур по внутреннему и пропускному режиму в портах и на объектах их инфраструктуры. В ее ведении находится использование маломерных судов, рыболовство, обеспечение безопасности морских перевозок, противодействие пиратству, сбор разведывательных данных, борьба с преступлениями в пределах своей компетенции (нелегальная миграция, наркотрафик, торговля людьми, подделка документов, незаконная добыча морепродуктов), расследование происшествий, патрулирование акватории, охрана экологии окружающей среды (проведение мониторинга воды и окружающей среды), оказание необходимой помощи людям, находящимся в опасности.
Всего в штате морской жандармерии насчитывается порядка 1 100 человек, распределенных на три отдела расследования и три разыскные бригады. В структуру морской жандармерии входят Центр профессиональной подготовки, отдел уголовных расследований и рота морской жандармерии с территорией обслуживания: пролив Ла-Манш, акватория (25 километровая береговая линия) Атлантического побережья и Северного моря.
В ходе рабочей встречи представителей российской делегации и руководителей жандармерии на морском транспорте в городе Гавр была продемонстрирована работа взвода морского и портового конт-роля, боевых пловцов.
– Нам представили возможность выйти на корабле береговой охраны «Эстерон» в акваторию торгового порта и посмотреть на слаженные действия спецподразделения в ходе антитеррористических учений по освобождению заложников, досмотра судна на предмет поиска оружия и наркотиков. Всё это напомнило работу наших транспортных ОМОН, – рассказал заместитель начальника ГУТ МВД России.
Примечательно, что используемые виды плавсредств были сконструированы специально по заказу морской жандармерии. Всего на вооружении жандармерии стоят 5 патрульных кораблей типа «Эстерон» и 24 катера типа VCSM. Весь внушительный комплекс материально--технического обеспечения, включая топливо и средства связи, предоставляется Министерством экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства, МВД, а также субъектом транспортной инфраструктуры (администрацией порта).
Представители российского транспортного главка с положительной стороны оценили материально-техническую оснащенность жандармерии. По их словам, подразделения хорошо обеспечены всем, начиная с комплекса зданий и заканчивая служебными мобильными телефонами. А в ответ на вопрос о нормах положенности и лимитах французские коллеги только пожимали плечами, не совсем понимая, о чём собственно идет речь.

Железнодорожный транспорт и метрополитен
Вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене возложены как на подразделения Национальной, так и Муниципальной полиции.
В настоящее время происходит слияние сил безопасности Парижа и его пригородов, на этой основе создаются подразделения полиции Парижской агломерации, в том числе и на железнодорожном транспорте. Определено, что полицейские, выполняющие свои обязанности по обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта и метрополитена, обладают необходимой компетенцией, а статус их руководителей таков, что они являются советниками префекта соответствующей территории и самостоятельно определяют первоочередные задачи в своей сфере исходя из складывающейся оперативной обстановки.
Специальные подразделения обеспечивают координацию подразделений полиции, служб безопасности метрополитена и государственного железнодорожного предприятия SNCF.
При посещении Автономного управления парижского транспорта начальник бригады железнодорожного транспорта полковник Стефан Стрингетта рассказал, что сфера обслуживания этого подразделения национальной полиции распространяется на 50 квадратных километров в радиусе от центра Парижа. К ней отнесены пригородное железнодорожное сообщение, метрополитен и автобусные перевозки. Обслуживается территория с населением более 11 миллионов человек.
В подчинении начальника бригады находится более 1 300 человек, из них 800 – постовые, 300 – сотрудники службы расследования преступлений, в которой 80 – входят в состав «штатской» бригады по сопровождению пригородных поездов и 230 – в подразделение ночных дежурств.
Например, в Париже, обладающем разветвленной транспортной системой, ежедневно координируется работа 130 патрулей, обеспечивающих безопасность 600 станций и 700 поездов метро, пригородных поездов и автобусов.
Генерал-майор полиции Александр Бревнов: «Такого учета преступлений, как в органах внутренних дел России, не ведется. Но можно отметить, что в год на объектах транспорта Парижской агломерации происходит более 5,5 тысяч задержаний. Примерно 60 процентов всех преступлений совершается на объектах железнодорожного транспорта, то есть в поездах, на вокзалах и станциях. В основном крадут деньги и вещи (наиболее часты кражи сотовых телефонов). Эти противоправные действия в основном совершаются в отношении расслабившихся туристов. Из экономических преступлений парижской полиции больше всего приходится сталкиваться с кражами грузов».
Для мониторинга общественной безопасности в Автономном управлении парижского транспорта сформирован ситуационный центр, который работает по принципу управления нарядами совместно с аккредитованным представителем транспортной организации. Вся информация сводится в центр с 16 тысяч камер и обрабатывается 10 операторами (сотрудники полиции) с выводом оперативной обстановки на интер-активный экран «План Парижа и 50 километровой зоны».
Национальным планом модернизации средств управления в рамках обеспечения общественной безопасности на транспорте предусмотрено увеличение числа камер видеонаблюдения до 60 тысяч. Большинство используемых устройств представляет собой поворотные камеры, которые могут выполнять функции обзора, слежения и сопровождения объектов. Также имеется внедренная интеллектуальная система контроля движения фиксируемых объектов, позволяющая анализировать их характерные действия.
В целом опыт французских подразделений полиции и жандармерии по обеспечению без-опасности на объектах транспорта, изученный в ходе визита представителями ГУТ МВД России во Францию, показал, что вопросы обеспечения транспортной безопасности возложены на целый ряд субъектов – республиканские министерства, жандармерию, полицию, префектуры, государственные и частные транспортные компании и организации. Например, частники за свои средства содержат службы безопасности, охранные подразделения, размещают технические средства контроля.
В настоящее время в России также выстраивается система, предусматривающая привлечение к вопросам обеспечения безопасности на транспорте не только государственные структуры, но и собственников объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В отличие от бюджетного финансирования и четкой вертикали подчиненности российской транспортной полиции, французские подразделения полиции и жандармерии, осуществляющие свою деятельность на транспорте, имеют разветвленную подчиненность и в зависимости от выполняемых задач обеспечены множественным финансированием, которое поступает из бюджета МВД, Министерства обороны, префектур, Государственной железнодорожной компании, Регионального управления транспорта.
Техническая обеспеченность объектов транспорта системами видеонаблюдения и контроля, их модернизация, материально-техническое снабжение подразделений правоохранительного блока находится на достаточно высоком уровне и обеспечивается национальными перевозчиками и Министерством экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции.
Сложная, на первый взгляд, система взаимодействия и распределения обязанностей определяется и регламентируется компетенцией этих субъектов транспортной безопасности и четко отлажена.
 
 
 
 
 

Елена Коломейцеваруководитель пресс-службыГУТ МВД России

03.09.2012