Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Подготовка кадров в сфере противодействия терроризму и экстремизму

В современном мире глобализации и интеграции различного рода проявления экстремизма и терроризма приобрели признаки не только политического, но и социокультурного явления. Эксперты, научная общественность и правоохранители констатируют: экстремизм и терроризм представляют национальную общественную опасность, которой необходимо противодействовать с привлечением различных институтов гражданского общества [1].

Несмотря на достигнутые результаты правоохранительных органов по противодействию терроризму и экстремизму, сохраняется активность радикальных структур.

Следует подчеркнуть, что в целях дальнейшего повышения эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию экстремизму руководством МВД России принят ряд важных организационно-управленческих решений. В частности, борьба с экстремизмом, противодействие развитию межнациональных и межконфессиональных конфликтов определены одними из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2016 г [2].

Для образовательных организаций МВД России указаны задачи в области профессиональной подготовки сотрудников подразделений по противодействию экстремизму и внесения соответствующих изменений в учебно-программную документацию.

В целях повышения эффективности подготовки квалифицированных кадров для противодействия экстремизму и терроризму за Краснодарским университетом МВД России (высшее образование) и ВИПК МВД России (дополнительное профессиональное образование) закреплен профиль подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации «Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и борьбе с организованной преступностью» [3].

Подготовка сотрудников подразделений органов внутренних дел, ответственных за противодействие терроризму и экстремизму, в ВИПК МВД России осуществляется на базе Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом, представляющего собой технически оснащенный учебный комплекс с современной учебно-материальной базой, что позволяет на высоком профессиональном уровне осуществлять учебный процесс.

За период с 2011 г. по настоящее время в Институте по линии противодействия терроризму и экстремизму прошли подготовку 34 учебные группы сотрудников территориальных органов МВД России общим количеством около 600 слушателей.

Помимо этого различные аспекты противодействия террористическим угрозам изучаются в ВИПК МВД России и его Брянском филиале в рамках повышения квалификации сотрудников подразделений специального назначения, в том числе инженеров-саперов, взрывотехников, сотрудников-высотников, снайперов, сотрудников, входящих в состав пулеметного расчета, станковых и противотанковых гранатометов, а также при повышении квалификации операторов носимых (мобильных) технических средств досмотра, включенных в состав межведомственных рабочих групп по обследованию объектов городов – организаторов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций 2017 г.

За период с 2011 г. по настоящее время в Институте прошли подготовку 237 учебных групп сотрудников указанных должностных категорий общим количеством более 5,4 тыс. слушателей [4].

23 июня 2006 г. в г. Минске Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) принял решение о придании ВИПК МВД России статуса базового учебного заведения дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов и специальных служб государств – членов ОДКБ по ряду актуальных направлений правоохранительной деятельности, в том числе в области противодействия терроризму и экстремизму [5]. По указанной категории обучено 300 иностранных слушателей из более чем 35 государств Европы, Азии и Африки.

Опыт деятельности профильных подразделений центрального аппарата МВД России (Главное управление по противодействию экстремизму и Главное управление уголовного розыска), ряда территориальных органов МВД России и образовательных организаций (Краснодарский университет МВД России и ВИПК МВД России) определил следующие направления взаимодействия:

- подготовка и повышение квалификации специалистов по борьбе с экстремизмом и терроризмом в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

- реализация образовательных проектов с участием специалистов профильных подразделений территориальных органов МВД России;

- выполнение научно-исследовательских работ по заявкам практических органов и внедрение научной продукции в оперативно-служебную деятельность территориальных органов МВД России, научно-методическое обеспечение деятельности профильных подразделений территориальных органов МВД России, участие в представительских мероприятиях различного уровня, проводимых в образовательных организациях министерства.

Как отмечено выше, важным аспектом организации подготовки кадров является разработка программ обучения. Мы исходим из того, что содержание обучения должно определяться актуальными задачами и проблемами, стоящими перед органами внутренних дел по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, с целью организации учебного процесса сотрудников подразделений органов внутренних дел, ответственных за противодействие терроризму и экстремизму, профессорско-преподавательским составом ВИПК МВД России разработаны и согласованы с ГУПЭ МВД России дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

Наряду с этим разработана и согласована с ГУОООП МВД России дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних МВД России, обучающихся по теме «Проблемы профилактики и противодействия молодежному экстремизму».

Безусловно, в первую очередь, правовую основу программ составляют положения Конституции Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О полиции», других законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, нормативные правовые акты МВД России, научные разработки и методические материалы по данному вопросу, практика работы органов внутренних дел, опыт обучения слушателей в ВИПК МВД России и других образовательных организациях.

В указанных программах учтены основные особенности профессиональной деятельности сотрудников, которые определяют структуру и содержание организации повышения квалификации.

Целью дополнительных профессиональных программ повышения квалификации является совершенствование профессиональных компетенций сотрудников, в том числе путем приобретения новых теоретических знаний, совершенствования практических умений и навыков, обмена опытом работы, развития организаторских способностей, необходимых для самостоятельного решения оперативно-служебных задач на высоком профессиональном уровне.

Еще раз хотелось бы отметить, что содержание обучения определяется основными проблемами, стоящими перед органами внутренних дел. И здесь речь идет не только о подразделениях, специализирующихся на противодействии терроризму и экстремизму. Это комплексные задачи для всех сотрудников органов внутренних дел.

Считаем необходимым обратить внимание на то, что повышение квалификации сотрудников полиции осуществляется один раз в пять лет. При этом приобретение и актуализация знаний, рост профессионализма сотрудников должны осуществляться непрерывно. И здесь главную роль играет организация профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы. Актуальность проблем и задач, положенных в основу содержания обучения, должна непременно учитываться при организации правовой и служебной подготовки в подразделениях.

События, происходящие в Сирии, Центральной Азии, странах Европы, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой, разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших, расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора не могут не оказывать влияние и на Российскую Федерацию.

Противодействие угрозам национальной безопасности Российской Федерации, каковой является экстремистская и террористическая деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране, является одной из первостепенных задач органов внутренних дел.

Существующая реальность послужила основанием для внесения корректировок в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Так, в разделе «Оперативно-разыскная деятельность в борьбе с терроризмом и экстремизмом» изучаются следующие вопросы:

- оперативно-разыскная характеристика террористических и экстремистских проявлений в Российской Федерации;

- организация взаимодействия с оперативными подразделениями ФСИН России в сфере противодействия радикализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

- организация проведения специальных операций по предупреждению и пресечению преступлений террористического характера;

- организация взаимодействия с подразделениями ФСБ России и иными субъектами антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму и др.

Проблема финансирования терроризма и экстремизма представляет собой угрозу стабильности национальным финансовым системам, охватывая к настоящему времени всё мировое экономическое пространство. Сегодня в сфере противодействия финансированию терроризма заняты различные ведомства и службы. Это сотрудники надзорных и правоохранительных органов, профессиональные участники рынка ценных бумаг, работники банков и др. Для того чтобы эффективно решать поставленные задачи по противодействию финансированию терроризма необходимы соответствующие компетенции, формирующиеся в том числе и в процессе профессиональной подготовки. Анализ уровня знаний слушателей, информации, полученной от слушателей во время проведения занятий, свидетельствует о том, что в настоящее время у сотрудников органов внутренних дел остро стоит проблема по выявлению и документированию фактов финансирования терроризма и экстремизма.

В этой связи при обучении в обязательном порядке рассматриваются проблемы организации взаимодействия подразделений по противодействию экстремизму и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов

МВД России при проведении оперативно-разыскных мероприятий по выявлению преступлений, связанных с финансированием терроризма.

В современных условиях перехода к информационному обществу и глобализации информационных процессов роль информационного противодействия реальным и потенциальным угрозам безопасности общества и государства возрастает. Всеобщая доступность сети Интернет, возможность ее использования за относительно низкую цену сделали «всемирную паутину» источником и одновременно способом распространения экстремисткой пропаганды, обмена такого рода информацией, а также финансирования экстремизма. Использование преступными организациями современных телекоммуникационных систем порождает необходимость адекватных ответных мер со стороны государства. Учитывая актуальность указанных угроз, и в целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, сотрудники полиции должны владеть компетенциями по решению следующих вопросов:

- информационное противоборство в сфере борьбы с терроризмом;

- противодействие использованию информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) в террористической деятельности.

Многолетний анализ результатов обучения показывает, что у сотрудников органов внутренних дел имеются пробелы в правовых знаниях.

Для исправления указанных недостатков и систематизации правовых знаний в обучение включен раздел «Правовые аспекты деятельности подразделений по противодействию терроризму и экстремизму», в рамках которого рассматриваются характерные недостатки, выявляемые органами прокуратуры в ходе осуществления надзорной практики соблюдения законности при реализации подразделениями по противодействию экстремизму Федерального закона от 12 августа 1995 г.

№ 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», изучаются вопросы нормативного правового обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию экстремизму территориальных органов МВД России в сфере противодействия терроризму и экстремизму, включая положения, регламентирующие сферу государственной тайны.

Проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе в экстремальных условиях, занимает в последнее время всё более важное место среди других задач обеспечения профессиональной, оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел. Особое внимание в психологической науке уделяется изучению социально-психологических аспектов терроризма, психологического обеспечения антитеррористической деятельности, изучению и прогнозированию социально-психологических процессов в местах массового скопления людей, при ликвидации последствий террористических актов и других чрезвычайных обстоятельств.

Учитывая важность указанного направления оперативно-служебной деятельности в рамках раздела «Психологические особенности деятельности сотрудников ОВД» изучаются следующие вопросы:

- психология терроризма и экстремизма;

- психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии;

- личность террориста-смертника;

- психологические характеристики типовых ситуаций при захвате заложников, основные этапы и задачи психологического обеспечения специальных операций;

- психолого-педагогические основы профессионализма сотрудников подразделений МВД России.

Основной формой оценки начального уровня и последующих полученных знаний, сформированных умений и навыков является проведение входного-выходного контроля. Для каждой должностной категории разработано от 70 до 100 тестовых вопросов. Проведение контроля осуществляется для того, чтобы определить уровень знаний в начале обучения (входной контроль) и результаты обучения по завершении (выходной контроль), скорректировать организацию учебного процесса, выявить проблемные вопросы, возникающие у слушателей, сформировать новое содержание образовательных программ.

Анализ результатов выходного контроля уровня знаний слушателей и проведения итоговой аттестации в форме экзамена позволяют сделать вывод о наличии положительной динамики при обучении.

Важным элементом организации обучения в системе дополнительного профессионального образования является проведение занятий в формате круглых столов и организационно-деятельностных игр, на которых анализируются и обсуждаются проблемные вопросы организационно-правового обеспечения и совершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. На такие занятия приглашаются представители ГУПЭ МВД России и других подразделений центрального аппарата МВД России. По результатам занятий формируются предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Сотрудники центрального аппарата МВД России имеют возможность учитывать полученную информацию при организации оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, а профессорско-преподавательский состав – при проведении научных исследований. При необходимости, с учетом потребностей сотрудников подразделений органов внутренних дел, ответственных за противодействие терроризму и экстремизму, вносятся корректировки в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, полученная информация учитывается при разработке новых примерных программ повышения квалификации.

Полагаем, что такие занятия могут стать площадкой для обсуждения разрабатываемых подразделениями центрального аппарата МВД России документов, в том числе нормативных правовых актов.

При анкетировании слушателей ими в качестве основных причин неэффективности служебной деятельности указаны низкий профессиональный уровень и правовая некомпетентность сотрудников органов внутренних дел. Респонденты считают, что совершенствовать профессиональную подготовку необходимо систематически, и придают большое значение повышению уровня своей квалификации. Стремление к профессионализму и развитию компетенций является важным аспектом мотивации к обучению.

ВИПК МВД России имеет возможность не только проводить повышение квалификации сотрудников на своей территории, но обучать и консультировать их через образовательные ресурсы Единой информационной системы обеспечения деятельности МВД России (ИСОД МВД России).

Для научного обеспечения практической деятельности и организации обучения проводится научно-исследовательская работа по проблемам противодействия терроризму и экстремизму.

Исследования носят практико-ориентированный характер и направлены на разработку и внедрение в практическую деятельность новых форм и методов противодействия экстремизму и терроризму, многие из них проводятся по заявкам ГУПЭ МВД России.

На отдельных исследовательских работах хотелось бы остановиться подробнее, чтобы обозначить ряд актуальных задач деятельности органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму.

Одним из главных направлений научно-исследовательской работы по реализации приоритетного профиля подготовки в ВИПК МВД России является проведение заказных научных исследований, связанных с разработкой методических рекомендаций по противодействию религиозному экстремизму, особенно актуальных для деятельности территориальных органов внутренних дел в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах России. Содержание таких научно-исследовательских работ включает вопросы профилактики, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности на почве религиозной ненависти.

В числе научных разработок, направленных на идеологическое обеспечение профилактики, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на почве исламизма, по заявке ГУПЭ МВД России Институтом подготовлены методические рекомендации «Методика разоблачения идеологии терроризма». В данной работе рассмотрены идеология терроризма и террористической деятельности применительно к отдельным ее видам и в отдельных социальных группах, основные методики разоблачения идеологии терроризма, положительный отечественный и зарубежный опыт противодействия ее распространению.

Другое важное направление методической и научно-исследовательской работы – психологическое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму, включающее два основных аспекта: профилактика преступлений экстремистской направленности и профайлинг.

Одной из проблем современного российского общества является процесс массового вовлечения несовершеннолетних и молодежи в структуры экстремистской и террористической направленности. На основании обобщения судебной практики в ряде научных исследований приведены факты совершения преступлений лицами юношеского и подросткового возраста в качестве террористов, членов организованных преступных сообществ экстремистского толка.

Еще одним направлением научного обеспечения являются научно-практические разработки в области противодействия идеологии и различным проявлениям праворадикализма, а также разработка проблем противодействия экстремизму и терроризму в информационном пространстве.

Проведенные исследования позволили определить современное состояние праворадикального движения в России как соединение субкультур скинхедов и футбольных фанатов с высокой степенью социальной организации и общей тенденцией к конспирации деятельности праворадикальных групп. Для сотрудников подразделений по противодействию экстремизму разработаны методические рекомендации по профилактике пропаганды праворадикальной идеологии в Интернете и проявлений экстремизма в среде футбольных фанатов, сокрытия насильственных преступлений, совершаемых на почве расовой и национальной ненависти.

Использование преступными организациями современных телекоммуникационных систем порождает необходимость адекватных ответных мер со стороны государства. По результатам проведенных научных исследований сформулированы предложения по эффективному использованию интернет-пространства в правоохранительных целях.

Отметим тот факт, что предложения и рекомендации, высказанные в ходе научных исследований, аналогичны предложениям, обсуждаемым в Государственной Думе, которые вошли в так называемый «закон Яровой» [6].

Проведение научных исследований должно быть направлено на выработку новых подходов в деятельности правоохранительных органов.

В заключении необходимо отметить, что противодействие экстремизму и терроризму со стороны правоохранительных органов вышло за рамки узкого круга профессионалов и становится частью повседневной деятельности сотрудников самых различных подразделений территориальных органов внутренних дел. Задача по подготовке кадров в сфере противодействия терроризму и экстремизму является важной для системы ведомственного образования, и ее решение дает возможность обеспечить не только повышение профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих антитеррористическую и антиэкстремистскую деятельность, но и эффективность работы всей правоохранительной системы России в данном направлении.


Сноски

[1] http://moeobrazovanie.ru/publikacii/novosti/112428.html

[2] Директива МВД России от 17 ноября 2015 г. № 3 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в 2016 году».

[3] Приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 (с учетом изменений, внесенных приказом МВД России от 16 июня 2016 г. № 315).

[4] Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. https://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/VIPK_MVD_Rossii

[5] Основополагающие документы. http://www.odkb-csto.org/documents/

[6] В частности, в рамках данного законопроекта увеличены сроки хранения информации в сети Интернет и информации о пользователях данной сети, регламентированные ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, с шести месяцев до трех лет. В ходе рассмотрения проекта закона срок был увеличен только до года. В то же время были несколько расширены требования к операторам сотовой связи – для них установили необходимость хранения информации о звонках и тестовых сообщениях абонентов в течение трех лет.

01.02.2017

партнёры