Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Служба в ритме магистралей

Сегодняшним сотрудникам транспортной полиции посчастливилось быть действующими лицами важного события – 100-летия создания в нашей стране органов внутренних дел на транспорте. Вспомнить в связи с этим исторический путь, пройденный органами правопорядка на транспорте, – наша обязанность и дань уважения поколениям наших предшественников.

Существование различных подразделений, в которых можно увидеть прообраз современной транспортной полиции, обнаруживается начиная с времен реформаторской деятельности Петра I, Екатерины II и позднее, с развитием водного и железнодорожного транспорта в Российской империи. Но исследования показывают, что длительное время данные подразделения не являлись самостоятельными единицами или формировались не в системе Министерства внутренних дел. Из архивных документов мы видим, что их функции во многом отличались от современных.

После революции, к 1919 году в стране разразился беспрецедентный кризис железнодорожного хозяйства, дороги захлестнули преступность и беспорядок. Подразделения Рабоче-крестьянской милиции (датой создания которой считается 10 ноября 1917 года) были не способны эффективно действовать на транспортных магистралях. В связи с крайней необходимостью создается железнодорожная милиция. 18 февраля 1919 года принят Декрет ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны».

Сотрудники этих подразделений в сложных условиях защищали железнодорожные магистрали и водные пути молодой страны от бандитов, мародеров, мешочников, всевозможного криминального элемента, массово пытавшегося поживиться за счет перевозимых грузов и многочисленных пассажиров. Во время Великой Отечественной вой­ны – от диверсантов и шпионов, обеспечивая при этом бесперебойность военных и эвакуационных перевозок.

Настало мирное время, но и тогда наша служба оказалась очень востребованной и нужной для общества. Были созданы подразделения воздушной милиции. Правильно оценив специфику правоохранительной деятельности на транспорте и ее отличие от работы на территории, в СССР на самом высоком уровне приняли решение о создании централизованной системы органов внутренних дел, в составе которой объ­единили подразделения на железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте. Перед транспортной милицией были поставлены важные государственные задачи и среди них – борьба с преступными посягательствами на грузы.

И в современной России транспортная система остается под надежной охраной специализированных подразделений полиции, хранящих опыт и традиции оперативно-служебной деятельности. Сегодня транспортная полиция обеспечивает правопорядок, ведет борьбу с преступностью, оперативно сопровождает экономические проекты на транспорте, участвует в поддержании транспортной безопасности.

Важным в нашей работе является буквально всё, каждый вид транспорта должен быть безопасным для пассажиров, бесперебойно встраиваться в режим деятельности экономики страны.

Вместе с тем железнодорожные подразделения всегда были основой ОВДТ. На них приходится порядка 80 процентов всего объема оперативно-служебной деятельности и численности личного состава, что в свое время и послужило веским основанием для выбора праздничной даты – 18 февраля. Отмечается она уже не одно десятилетие.

А то, что становится доброй традицией службы, рано или поздно находит свое отражение в нормативных актах. 8 февраля 2018 года Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев поддержал нашу инициативу и подписал приказ МВД России № 81 «Об объявлении Дня органов внутренних дел на транспорте».

Заложенные 100 лет назад принципы оперативно-служебной деятельности являются основой создания и развития современных органов внутренних дел на транспорте. Так, с первых лет работа транспортных подразделений отличалась определенной спецификой. Сразу стало очевидным, что они должны иметь привязку не к городам и территориальным единицам, а к железным дорогам, водным бассейнам и административным транспортным структурам. Это обусловило линейный принцип построения ОВДТ, который сохраняется и по сей день.

Мы живем и работаем в ритме магистралей. Без взаимодействия и сотрудничества с транспортными организациями, знания особенностей их функционирования в сфере грузовых и пассажирских перевозок наша работа не была бы эффективной. Как без информации транспортников раскрыть грузовую кражу? К тому же у оперативника должно быть понимание организации движения грузовых составов, их разгрузки, отстоя. Много сфер, где результата можно добиться, только объединив усилия. Это и профилактика поездных краж, «зацеперов», нелегальной торговли с рук на объектах транспорта и другое.

Учитывая массовость пребывания граждан на объектах транспорта, важность его бесперебойной работы для общества и экономики государства, особую актуальность приобретают вопросы транспортной безопасности.

На недавно созданные в транспортных организациях подразделения транспортной безопасности, по сути, возложена задача обеспечить всеобъемлющий контроль в особых зонах вокзалов и аэропортов. Полиция же в рамках полномочий, которыми ее наделяет закон, реагирует на совершенные правонарушения, задерживает подозреваемых, изымает запрещенные вещества и предметы и таким образом участвует в мероприятиях по обеспечению транспортной без­опасности.

Главком уже проведена работа по подготовке необходимых нормативных правовых актов Президента и МВД России, регулирующих этот вопрос. Очертив круг полномочий и распределив задачи, вместе с транспортниками делаем одно важное дело. Взаимодействие – это тоже наша давняя традиция, проверенная временем.

Транспортная полиция занимает особое место в структуре МВД. В настоящее время действует восемь окружных управлений на транспорте, на межрегиональном уровне – два самостоятельных управления, подчиненных напрямую МВД (Забайкальское и Восточно-Сибирское линейные управления).

Как в любом территориальном органе, в ОВДТ есть все стандартные структурные подразделения – следствие, дознание, криминальный блок, блок охраны общественного порядка, кадры и т.д. Но есть и особенные части, которых нет ни в одном другом органе внутренних дел. Это подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ), до 2018 года на объектах авиационного транспорта действовали подразделения по досмотру. Совсем недавно вместо них созданы специализированные подразделения по обес­печению общественного порядка (в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры), одной из основных задач которых является взаимодействие со службами транспортной безопасности.

Не все могут работать в том ритме, который диктует постоянно меняющаяся транспортная обстановка. У нас любят шутить: уехать могут не только преступники и свидетели, но и само место преступления. Поэтому профессионализм, оперативность, мобильность, полицейская смекалка – вот далеко не весь перечень обязательных требований к сотруднику транспортной полиции, не все могут им соответствовать.

Поэтому я сторонник того, чтобы руководителями ОВДТ становились люди, выросшие в нашей системе, которые понимают ее специфику, владеют оперативной обстановкой на линии обслуживания, умеют работать с администрациями транспортных предприятий. Приоритет отдаю инициативным и деятельным сотрудникам, прошедшим в системе ОВДТ все ступени карьерной лестницы. Это залог успеха и профессиональной работы транспортной полиции.

Быстрыми темпами развивается транспортная система во всех регионах огромной страны. Оптимизируется работа полиции, изменяются приоритеты работы.

Если в 1990-е годы транспорт буквально захлестывали хищения грузов, то сейчас оперативная ситуация изменилась. Реализуются большие проекты, в том числе с привлечением бюджетных средств, строятся новые объекты транспортной инфраструктуры, например, Крымский мост, Московское центральное кольцо (МЦК) и пр., поэтому больше внимания требует экономика транспорта.

В последние годы не снижаются такие угрозы и вызовы, как террористические атаки на транспорте, поставки в Российскую Федерацию наркотиков, другие преступления, носящие транснациональный характер. Наша задача – превентивно противостоять им, не допустить трагедии. Поэтому, опираясь на богатый опыт предшествующих поколений, необходимо находить решения, соответствующие требованиям современного общества, ожиданиям граждан нашего государства.

На ГУТ МВД России возложена выработка и реализация государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Это предполагает проведение обоснованных структурных изменений в ОВДТ, умение маневрировать силами и средствами, комплексное решение вопросов оперативно-служебной деятельности, своевременное эффективное обеспечение нормативного регулирования, мудрую кадровую политику, изучение и применение передового опыта и новых форм работы, внедрение научно-технических достижений. Всего не перечислишь. Важно уметь анализировать и своевременно делать выводы. Приоритетная составляющая этого процесса – постоянное повышение профессионализма транспортных полицейских, обучение сотрудников в соответствии с теми задачами, которые им необходимо решать.

Например, еще не так давно можно было нести патрульно-постовую службу по старинке, сейчас этого совершенно недостаточно. Чтобы противостоять современным угрозам безопасности на транспорте, необходимо не только подготовить полицейского, но и вооружить его информационно-техническими средствами. Различные виды специальной техники позволяют вести наблюдение, обеспечивают быстрый доступ к базам данных МВД при проверке граждан, анализируют предметы и вещи на наличие наркотических, взрывчатых и других запрещенных веществ. Этой техникой современным сотрудникам надо уметь пользоваться.

В ВИПК МВД России на базе одного из Центров существует кафедра подготовки сотрудников полиции в сфере транспортной безопасности, где уделяется большое внимание обучению работе со спецтехникой.

Особой нашей гордостью является создание по инициативе Главного управления на базе Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина кафедры обеспечения безопасности на объектах транспорта. Мы заинтересованы, чтобы подготовка кадров осуществлялась сразу с уклоном на транспорт, тесно сотрудничаем с этой кафедрой, помогаем не только в теоретическом плане, решили вопрос установки на территории института воздушного судна и железнодорожного вагона, которые используются в практической подготовке слушателей, тем самым работаем на будущее транспортной полиции. В юбилейном для транспортной полиции году состоится первый выпуск молодого пополнения ОВДТ.

Им, молодым, опираясь на опыт ветеранов, дальше нести правоохранительную службу на транспорте, пресекать действия злоумышленников, обес­печивать покой пассажиров и бесперебойную работу транспорта. Желаю им твердости, сил, энтузиазма и профессионализма, чтобы через преемственность поколений достойно написать следующую страницу истории органов внутренних дел на транспорте.

Время, конкретные дела и свершения доказали необходимость нашей службы. Горжусь, что служу в транспортной ­полиции.

18.02.2019