Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Опыт организации медицинского обеспечения личного состава МВД России на Олимпийских и Паралимпийских зимних играх 2014 года в Сочи

Правильное и устойчивое медицинское обеспечение значимых мероприятий требует продуманной подготовительной работы, которая начинается с оценки замысла руководства, особенностей размещения и условий деятельности личного состава, возможного уровня его заболеваемости и травматизма, специфики местности и инфраструктуры региона, расчета сил и средств медицинской службы, заблаговременного создания резерва медицинского оснащения и медикаментов.

Итогом этой работы является создание с учетом основополагающих принципов управления эшелонированной (этапной) системы медицинского обеспечения мероприятия. При этом необходимо отметить, что медицинское обеспечение кроме непосредственной медицинской помощи сотрудникам включает в себя и организацию помощи на основных спортивных объектах.

Необычайно важен в таких случаях имеющийся опыт подобной деятельности. Так, на примере медицинского обеспечения приданных сил МВД России во время проведения Универсиады-2013 в г. Казани было организовано взаимодействие с медицинскими организациями государственной и муниципальной системы здравоохранения, региональным центром службы медицины катастроф Минздрава России, службами МЧС России.

Проведенный медицинской службой МВД России комплекс мероприятий позволил осуществить медицинское обеспечение на высоком уровне. Расчетные параметры, полученные специалистами Управления медицинского обеспечения ДТ МВД России (УМО ДТ МВД России) на подготовительном этапе, совпали с фактическим уровнем санитарных потерь в период проведения Универсиады-2013. Оптимизация управления силами и средствами на основании расчетов позволила качественно использовать имеющиеся ресурсы медицинской службы.

Результаты анализа показали, что среди личного состава преобладала терапевтическая патология за счет нетяжелых форм заболеваний. При этом нуждаемость в госпитализации составила менее 50% от числа заболевших сотрудников. Травмы были спорадическими и носили нетяжелый характер.

Накопленный опыт позволил разработать предложения по оптимизации оказания медицинской помощи личному составу ОВД в период проведения массовых спортивных мероприятий.

К основным особенностям организации медицинского обеспечения приданных сил в период Зимней Олимпиады – 2014 были отнесены:

- значительная численность привлекаемого личного состава;

- длительный период задействования сотрудников в командировке;

- вероятность несения службы сотрудниками в условиях высокогорья;

- высокое психоэмо-цио­нальное напряжение при несении службы;

- ограниченные возможности медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения г. Сочи;

- климатогеографические сложности медицинской эвакуации из кластеров олимпийских объектов.

В связи с вышеизложенным УМО ДТ МВД России было принято решение внести следующие предложения в проект приказа МВД России по организации обеспечения безопасности в период подготовки и проведения Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи:

1) об освидетельствовании ВВК всего личного состава приданных сил на предмет годности к прохождению службы в условиях высокогорья;

2) о создании резерва госпитальных коек на случай ЧС на базе ведомственного санатория (г. Сочи);

3) об усилении МСЧ личным составом из числа резерва, а также транспортными средствами (автомобили в санитарном исполнении, вертолет Ка-226) для осуществления медицинской эвакуации пострадавших сотрудников из горного кластера при ЧС.

Кроме того, УМО ДТ МВД России предложило эшелонировать систему оказания медицинской помощи по этапам (в пунктах временной дислокации (ПВД) – со сроками лечения до 7 суток; в подразделении МСЧ (дислокация в г. Сочи) – со сроками лечения до 10 суток; в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (г. Сочи) – со сроками лечения до 20 суток; в медико-санитарных частях (МСЧ) по месту постоянной дислокации или в федеральном казенном учреждении здравоохранения «Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Москва) – со сроками лечения более 20 суток.

Для медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к обес­печению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи, в Краснодарском крае предварительно было запланировано создание 20 ПВД приданных сил из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, командируемых в МВД России по Краснодарскому краю (далее – приданные силы). В соответствии со схемой размещения приданных сил и групп медицинского обеспечения, задействованных в период подготовки и проведения Олимпиады-2014, медицинское обеспечение приданных сил осуществлялось 210 медицинскими специалистами из медико-санитарных частей МВД России по субъектам Российской Федерации и 32 единицами автотранспорта.

В каждом объекте проживания был развернут здравпункт, в котором находились круглосуточно от двух до четырех медицинских специалистов из числа приданных сил и/или из числа медицинских специалистов ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю».

В соответствии с замыслом, медицинское обеспечение приданных сил в ПВД осуществлялось 148 медицинскими специалистами и 20 единицами санитарного автотранспорта. Санитарный транспорт использовался в случае необходимости транспортировки сотрудников из числа приданных сил к месту госпитализации.

Координацию деятельности медицинского обеспечения данных мероприятий осуществлял временный медицинский штаб в количестве 15 человек.

Предварительное число коек в территориальных лечебных учреждениях г. Сочи, запланированное для оказания стационарной помощи сотрудникам органов внутренних дел в период подготовки и проведения Олимпиады-2014, составляло 375 коек.

Также организация неотложной и специализированной медицинской помощи сотрудникам из числа приданных сил в случае необходимости оказывалась поликлиникой № 2 МСЧ (г. Сочи) и медицинскими работниками ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД России» и ФКУЗ «Санаторий «Салют» МВД России». В ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД России» дополнительно было запланировано развертывание 40 терапевтических коек для оказания стационарной помощи сотрудникам из числа приданных сил на случай массового поступления пациентов неинфекционного профиля при техногенных авариях и других чрезвычайных ситуациях (при необходимости увеличение до 100 коек).

Были разработаны должностные инструкции старшего медицинской группы, старшего врача, медработника здравпункта, врача штаба пункта временной дислокации личного состава, а также положение о здравпункте ПВД. Разработаны и согласованы с УБКМ МВД России формы отчетности по заболеваемости личного состава пунктов временной дислокации.

Для формирования запаса медикаментов и расходных материалов к Олимпиаде-2014 за счет средств федерального бюджета с учетом согласования с УМО ДТ МВД России в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю» были проведены торги по закупке медикаментов и вакцин.

Поданы предложения в приказ МВД России от 21 ноября 2011 г. № 1158 «О командировании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России для выполнения задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения тестовых соревнований осенне-зимнего сезона 2011–2012 годов в г. Сочи».

Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «ЦМСЧ МВД России» были даны предложения в восемь проектов нормативно-правовых документов.

Кроме того, было подготовлено и утверждено распоряжение заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации «Об организации медицинских осмотров сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также курсантов образовательных учреждений МВД России, привлекаемых к обес­печению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

В нем предусмотрено освидетельствование военно-врачебными комиссиями медико-санитарных частей МВД России по субъектам Российской Федерации командируемых сотрудников и курсантов, их комплексное психофизиологическое обследование, проведение вакцинации, в том числе против гриппа, санации ротовой полости.

Этим документом было предусмотрено:

- обязательное наличие у медицинских специалистов сводных отрядов полиции, ОМОН и СОБР, а при их отсутствии в расчете численности направляемых сводных отрядов – у командиров подразделений, сведений о профилактических прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, флюорографических обследованиях сотрудников, командируемых в г. Сочи;

- наличие не менее двух медицинских специалистов, прошедших обучение по программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств в объеме не менее 36 часов, а также наличие у них документа, подтверждающего обучение по данной программе;

- медико-техническое оснащение медицинских пунктов в пунктах временной дислокации сотрудников и курсантов для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В ходе непосредственно медицинского обеспечения сводного отряда полиции (СОП) основные усилия медиков были сосредоточены на решении следующих задач:

- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава группировки;

- организация оказания медицинской помощи СОП;

- раннее активное выявление и госпитализация случаев простудных заболеваний;

- недопущение случаев групповой инфекционной заболеваемости;

- совершенствование системы лечебно-эвакуационных мероприятий;

- повышение уровня экстренной медицинской помощи;

- постоянное проведение качественного и эффективного санитарно-противоэпидемиологического контроля.

Медицинское обеспечение проводилось непрерывно до развертывания основных сил сводных отрядов полиции (СОП) МВД России и по прибытии всего личного состава лишь наращивало свои мощности.

В соответствии с нормативными требованиями с 1 декабря 2013 года в ПВД были развернуты 19 медицинских пунктов общей коечной емкостью изоляторов 300 коек (с 16 января 2014 года в изоляторе медпункта ПВД «СТС Лидер» дополнительно развернуто 20 коек) и один медицинский пункт для госпитального лечения на 90 коек на базе санатория МВД России «Искра».

К 10 декабря 2013 года после полного развертывания группировки силы и средства медицинской службы были представлены 210 медицинскими специалистами, в том числе 175 врачами (15 организаторов здравоохранения, 43 врача хирургического профиля, 94 врача терапевтического профиля, 23 врача профилактического профиля) и 32 специализированными автомобилями.

Дополнительно была организована амбулаторно-поликлиническая и консультативно-диагностическая помощь на базе поликлиники № 2 ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю», санатория «Салют» и санатория «Искра» (из числа медицинского персонала ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю» посменно по две недели).

Штаб медицинской службы СОП находился в поликлинике № 2 ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю», было организовано максимальное взаимодействие с временным оперативным штабом (ВОШ) СОП МВД России, медицинской службой группировки ВВ МВД России и здравоохранением г. Сочи.

Медицинская помощь была эшелонирована по этапам:

- 1-й этап (со сроками лечения до 7 суток) – в местах временной дислокации;

- 2-й этап (со сроками лечения до 14 суток) – стационарное лечение в условиях временно развернутого госпитального отделения на базе ФКУЗ «Санаторий МВД России «Искра»;

- 3-й этап (со сроками лечения до 20 суток) – стационарное лечение в лечебных учреждениях г. Сочи и ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю»;

- 4-й этап (со сроками лечения более 20 суток) – эвакуация для лечения в место постоянной дислокации или специализированное лечебное учреждение системы МВД России и Минздрава России.

Медицинские пункты были полностью оснащены необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.

На всех медицинских пунктах ПВД было организовано амбулаторное лечение и стационарная помощь со сроками лечения до 6 суток, а также временная изоляция больных. Проводилась специальная подготовка в виде ежедневных тренингов по оказанию экстренной медицинской помощи и изучению наиболее значимой патологии.

Ежедневно 21 врач заступал на дежурство на охраняемые объекты.

Мощности местного здравоохранения были развернуты полностью и с 9 января 2014 года усилены ресурсами здравоохранения края, Минздрава России, МЧС России.

С местным здравоохранением была достигнута договоренность о специализированном лечении сотрудников СОП при необходимости, договорные отношения с лечебными учреждениями были полностью налажены.

Руководство медицинской службы СОП принимало все меры к недопущению перегрузки гражданских лечебных учреждений больными сотрудниками СОП путем перераспределения нуждающихся в специализированном лечении на госпиталь ФКУЗ «МСЧ ГУ МВД России по Краснодарскому краю», временное госпитальное отделение санатория «Искра» и долечивания больных в изоляторах медпунктов ПВД.

С 1 марта 2014 года после окончания XXII Олимпийских зимних игр и частичного вывода части группировки МВД России из г. Сочи силы и средства медицинской службы были сосредоточены на 16 пунктах временной дислокации, где были развернуты 15 медицинских пунктов с 135 медицинскими специалистами, в том числе 116 врачами, 247 койками изоляторов и 18 специализированными автомобилями. Медицинское обеспечение осуществлялось в отношении меньшего количества человек на тех же принципах.

С 17 марта 2014 года по окончании XI Паралимпийских зимних игр 2014 года временное госпитальное отделение ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю», развернутое на базе ФКУЗ «Санаторий МВД России «Искра», прекратило прием больных и оказание консультативно-диагностической помощи.

Оставшиеся на лечении были подготовлены к убытию в свои подразделения и выписаны к 21 марта, после чего отделение было расформировано.

Кроме того, из госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю» до 20 марта 2014 года были выписаны все сотрудники СОП МВД России из других регионов.

Сотрудники, находящиеся на стационарном лечении в городских и краевых лечебных учреждениях, также были подготовлены к выписке и убыли со своими СОП под наблюдением врачей подразделений.

Для оказания амбулаторной и консультативно-диагностической помощи на период вывода группировки МВД России с 17 по 27 марта 2014 года поликлиника № 2 ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю» была переведена на усиленный режим работы.

Руководство МВД России высоко оценило действия медицинской службы в ходе обеспечения правопорядка и безопасности в период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Общее состояние здоровья личного состава было оценено как удовлетворительное, что позволило выполнить поставленные перед СОП МВД России задачи.

Следует отметить, что в условиях зимнего времени (особенно в предгорье и горной местности) и повышенной влажности медики работали с большой нагрузкой. Ежедневно 1,4% от числа всех сотрудников СОП обращались за медицинской помощью.

Структура первичной заболеваемости была представлена прежде всего заболеваниями органов дыхания – 75%, отмечался высокий уровень стоматологической – 3,8% и неврологической заболеваемости – 3,5%.

Число лиц, освобожденных от служебных обязанностей по состоянию здоровья, а также госпитализированных в изоляторы медпунктов и лечебные учреждения, т.е. не выполняющих служебные обязанности («санитарные потери»), с 10 января 2014 года превышало среднесуточные допустимые показатели и составляло в среднем 0,5% (норма для данного климатического периода и особенностей службы – 0,3% в сутки).

Подавляющее большинство больных (90%) были госпитализированы в лечебные учреждения МВД России.

Совместно с тылом СОП к 30 января 2014 года удалось стабилизировать ситуацию по простудным заболеваниям, которая сократилась в пять раз, проводилось раннее активное выявление и изоляция заболевших в изоляторы ПВД, санитарно-просветительная работа среди личного состава, обработка жилых и медицинских помещений дезинфицирующими препаратами и аппаратурой, были разработаны и направлены в ПВД Инструкция и Памятка командирам подразделений по профилактике простудных заболеваний среди личного состава.

Во временном госпитальном отделении ФКУЗ «Санаторий МВД России «Искра» проводился амбулаторно-поликлинический прием по 15 специальностям. Всего в отделении выполнено 18 744 исследования и проведено 2 976 посещений больных, стационарно пролечено 281 человек.

Из числа всех заболевших и пострадавших 10 человек находились в тяжелом состоянии. Умерших в медицинских подразделениях СОП и лечебных учреждениях не было.

Восемь раз сотрудники медицинской службы участвовали в оказании неотложной медицинской помощи населению.

Контроль за проведением мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава группировки МВД России был возложен на 23 врача – специалиста медико-профилактического профиля из числа медицинских работников сводных отрядов полиции.

С целью профилактики инфекционных заболеваний среди личного состава органов внутренних дел в местах постоянной дислокации сводных отрядов полиции была проведена иммунизация сотрудников в соответствии с Национальным календарем прививок (дифтерия, корь, краснуха), а также сезонная вакцинация против гриппа. Против вышеуказанных инфекций привито свыше 90% сотрудников сводных отрядов полиции, прибывших из 65 регионов России, менее 90% – сотрудники сводных отрядов полиции из республик Коми, Татарстан и Пермского края (в среднем 80%). Достигнутый процент привитости личного состава позволил избежать массовых инфекционных заболеваний так называемыми управляемыми инфекциями.

Водоснабжение пунктов временной дислокации было централизованным, в том числе: от городских водопроводных сетей – 16 ПВД, собственных водозаборных сооружений – 6 ПВД, из них 1 – с использованием привозной питьевой воды с последующей водоподготовкой (фильтрация и обеззараживание воды). Во всех пунктах временной дислокации вода соответствовала санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям.

Лабораторный контроль питьевой воды на соответствие санитарноэпидемиологическим требованиям в ПВД проводился не менее чем один раз в квартал, на объектах общего питания – два раза в квартал силами собственников объектов размещения.

Личный состав, заступающий на дежурства на объекты, обеспечивался бутилированной водой в достаточном количестве (1 литр на 1 человека на 12 часов).

Банно-прачечное обес­печение проводилось в жилых корпусах пунктов временной дислокации, были оборудованы душевые (1 душевая сетка – не более чем на 20 человек), которые функционировали круглосуточно. Замена постельного белья осуществлялась один раз в семь дней. Для стирки личного белья и обмундирования были предусмотрены бытовые стиральные машины.

С целью контроля качества питания сотрудников в ПВД дежурными медицинскими работниками временных медицинских пунктов перед каждым приемом пищи осуществлялся бракераж готовых блюд.

Во время проведения бракеража контролировалось санитарное состояние столовых и отбор суточных проб готовых блюд. Оценка лабораторных исследований проводилась медицинскими специалистами профилактического профиля СОП.

В ходе медицинского обеспечения личного состава органов внутренних дел МВД России, принимающих участие в обеспечении правопорядка и безопасности во время подготовки и проведения Олимпиады-2014 и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, наиболее отличился личный состав ФКУЗ «МСЧ МВД России по Краснодарскому краю».

Более 50 сотрудников медицинской службы сводных отрядов полиции за образцовое исполнение служебных обязанностей были поощрены руководством страны и МВД России.

06.05.2018