Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Создание и развитие концептуального облика цифровой полиции

Внедрение современных цифровых технологий в деятельность МВД России позволит более эффективно и качественно решать задачи по обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Становится всё более актуальным вопрос оснащения полицейских перспективными электронными средствами, обеспечивающими их деятельность в едином цифровом информационном пространстве [1] МВД России. В ходе соответствующих исследований выявлены проблемы по интеграции отдельных инноваций в единую систему. Для решения задачи системной интеграции отдельных технических параметров необходима специальная информационно-коммуникационная технология [2] «Цифровая полиция».

Основным документом, определяющим направления развития информационного общества в России, является «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [3], утвержденная Президентом Российской Федерации {2}. Она положила начало интенсивному использованию органами государственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий. Перспективные задачи реализации Стратегии раскрыты в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [4], утвержденной Правительством Российской Федерации. «Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами» {3}.

Представляется очевидным, что цифровая экономика не ограничивается сферой бизнеса. Развитие информационного общества затрагивает все ключевые аспекты жизни общества, в том числе правоохранительный сегмент. Кроме того, применение цифровых информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для предупреждения преступлений и совершенствования правоохранительной деятельности в целом.

Цифровизация экономики {2, 3} предъявляет новые требования к научно-технической деятельности, обеспечивающей повышение эффективности выполнения оперативно-служебных задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России {1}.

В соответствии с поручением заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции В.Д. Шулики, в декабре 2018 года проведены мероприятия по организации разработки Концепции научно-технической политики МВД России до 2030 года [5].

В рамках разработки Концепции ФКУ НПО «СТиС» МВД России выполнило составную часть НИР «Цифропол», направленную на обоснование перспективного и инновационного развития специальной техники, специальных информационно-коммуникационных технологий и средств связи, специального во­оружения и боеприпасов к нему [6] в обеспечение проектного облика «цифрового полицейского» {4}.

Научно-исследовательская работа была направлена на решение вопросов оснащения «цифровых полицейских» перспективными средствами, обеспечивающими их деятельность в едином цифровом информационном пространстве МВД России.

В ходе научно-исследовательской работы уточнены общепринятые и определены новые понятия, связанные с применением перспективных информационных технологий в правоохранительной деятельности МВД России.

Введено понятие «цифровой полицейский», которое означает, что полицейский, информированный и управляемый в реальном масштабе времени, действует в едином цифровом информационном пространстве МВД России.

Определено понятие «цифровая полиция» – совокупность подразделений органов внутренних дел Российской Федерации [7], состоящих из «цифровых полицейских» и выполняющих свои функциональные задачи с использованием усовершенствованных СТИТС и СВ.

Определения «цифровой» и «цифровая» в указанных выше понятиях означают, что информационное взаимодействие между составными частями «цифровой полиции» происходит с использованием аппаратно-программных средств, работающих на основе цифрового принципа представления информации.

В результате анализа подходов к системному решению задачи определения концептуального облика «цифровой полиции» обоснована необходимость разработки в первую очередь специальной информационно-коммуникационной технологии «Цифровая полиция». Рациональная организация ИКТ «Цифровая полиция» позволит объединить различные технические средства и «цифровых полицейских» в единую систему. Кроме того, ИКТ «Цифровая полиция» обеспечит более эффективное использование информационных ресурсов и формирование ЕЦИП МВД России.

В ходе научного исследования определены следующие актуальные инновационные направления развития СТИТС и СВ, в том числе при создании концептуального облика «цифрового полицейского».

1. Инновации в сфере информационно-коммуникационных технологий и цифровой связи МВД России

Создание согласованных и взаимосвязанных информационно-коммуникационных технологий МВД России и цифровой связи, непрерывно действующего и устойчивого ЕЦИП МВД России на основе использования и внедрения в деятельность органов внутренних дел:

- технологий «больших данных» и технологий искусственного интеллекта;

- сетей передачи данных, кабельных и радио­каналов;

- аппаратного обеспечения (аппаратов ИКТ – серверов, средств коммутации, средств защиты информации, компьютеров, различных специальных устройств) для различных уровней руководства, управления и ­исполнителей;

- совокупности ИКТ «Усовершенствованная ИСОД» и ИКТ «Цифровая полиция»;

- достижений технической и технологической оснащенности, управляемости и информированности сотрудников полиции и полицейских робототехнических систем [8], полностью соответствующих информационному цифровому обществу XXI века;

- требуемой служебной информации, в том числе от источников, работающих в реальном времени в районе выполнения задач полицией (от сотрудников и от робототехники);

- информационно-аналитической системы поддержки принятия решений сотрудниками ОВД.

Развитие и внедрение инновационных решений в сфере навигационного и геопространственного обеспечения подраз­делений ОВД.

2. Инновации в сфере создания полицейской робототехники:

- ведение непрерывного (при помощи автономных роботов, работающих по заданным вариантам патрулирования) наблюдения (в различных аудио-, видео- и др. диапазонах, в максимально сложных условиях окружающей среды) за обстановкой в районе выполнения задач (деятельность и перемещение лиц, транспортных средств и другой техники) и трансляции полученной информации в пункт управления полицией, в том числе в условиях противодействия, силового и огневого воздействия на робототехнические средства;

- выполнение, в соответствии с поставленной задачей, различных замеров состояния окружающей среды (газоанализ, уровень загрязнения, радиационная обстановка и др.);

- слежение за назначенным объектом, в том числе его сопровождение на возможных для робота участках, с одновременным и комплексным применением подсистем ПРТС (на земле, в воздухе, во внутренних водах);

- обеспечение возможности общения полицейского пункта управления с гражданами, в том числе в чрезвычайных ­обстоятельствах;

- передача (в цифровом виде) полицейских распоряжений на гражданскую робототехнику, действующую автономно, и контроль выполнения этих распоряжений;

- выполнение ряда специальных задач в режиме «роботизированное средство» (управляемое оператором), а также выполнение задач по применению специальных средств или огневому поражению стрелковым оружием (в соответствии с законодательством).

3. Инновации в сфере создания специальных транспортных средств [9]

Оснащение служебно-боевых ТС полиции современными гибридными силовыми установками, интеллектуальными бортовыми информационно-­управляющими системами, которые в совокупности позволят обеспечить:

- возможность работы ТС автономно, по программе или с участием оператора в реальном времени;

- сбор и обработку информации по закрытым каналам связи, мониторинг оперативной обстановки и криминогенных ситуаций с передачей

и обменом данных в ЕЦИП МВД России;

- идентификацию подозреваемых и задержанных лиц по биометрическим данным;

автоматизированную выработку рекомендаций по управлению вооружением, спецсредствами и системами маневрирования на местности для эффективного использования всех технических возможностей ТС;

- взаимодействие дистанционно управляемых или автономных наземных робототехнических средств и воздушных роботизированных средств, входящих в состав ТС;

- обнаружение и блокировку в автоматическом режиме потенциальных угроз (боеприпасов и взрывных устройств);

- взаимодействие установленных на ТС средств видеонаблюдения, тепловизоров, лазерных дальномеров, приборов обнаружения, оптических средств наблюдения и прицеливания, радарных средств, средств топогеодезической привязки и навигации в рамках единой системы зрения.

4. Инновации в сфере создания специальных технических средств [10]:

- применение автоматизированной системы для комплексной обработки (накопления, хранения, визуализации, поиска) больших массивов оперативно значимой разнородной и неструктурированной ­информации;

- применение технологий искусственного интеллекта для поддержки принятия решений сотрудниками ОВД при проведении оперативно-разыскной деятельности [11];

- разработка автоматизированного рабочего места сотрудника, занимающегося аналитической деятельностью;

- использование перспективных цифровых СТС для получения оперативно значимой информации.

5. Инновации в сфере создания специального (полицейского) вооружения и боеприпасов к нему:

- создание средств сковывания движения правонарушителя (например, набрасываемая сеть, с возможностью электрошокового и раздражающего воздействия);

- создание контактно-дистанционного многозарядного электрошокового устройства и картриджей транспортировки электрического разряда к нему;

- создание маркирующих патронов с красителями повышенной яркости;

- создание комплексов, предназначенных для оказания высокоэффективного нелетального ударно-шокового воздействия;

- создание специальных средств, использующих новые виды раздражающих составов на основе веществ «Си-Ар», ОС и их аналогов;

- создание мобильного комплекса, предназначенного для принудительной остановки автомобилей электромагнитным ­излучением;

- создание ручных гранат, выстрелов и бое­припасов с электронной системой замедления подрыва воспламенительно-разрывного заряда.

Общими для всех сфер развития СТИТС и СВ являются инновационные направления, связанные с созданием модулей оперативного информационного взаимодействия в рамках ИКТ «Цифровая полиция».

ИКТ «Цифровая полиция» – ключевой инновационный результат НИР «Цифропол», определяющий концептуальный облик «цифровой полиции» будущего, предполагает создание многоуровневой информационно-аналитической системы, базирующейся на единой цифровой платформе.

Понятие «цифровая платформа» относится к перспективным направлениям развития цифровой экономики {3} в целом и ее составляющих.

В свою очередь, «цифровая полиция», выполняющая задачи по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности {1} в цифровой экосистеме, призвана соответствовать современному уровню развития цифровой ­экономики.

По определению транснациональной консалтинговой компании Accenture {5, 6}, цифровая платформа – это группа технологий, которые используются в качестве основы, обеспечивающей создание конкретизированной и специализированной системы цифрового взаимодействия. Платформа является инновационным инструментом, который разрабатывается специально для погружения в уникальный бизнес-кейс [12] клиента путем интеллектуального анализа системы, данных и архитектуры ­процессов {7}.

Джоди Вейс (руководитель направления общественной безопасности компании Accenture в Северной Америке) в своем докладе «От продуктов – к платформам: развитие перспективных информационных технологий для правоохранительных органов» {6} отмечает следующие перспективные возможности применения цифровых платформ:

- платформенный подход к применению информационных технологий вместо набора отдельных решений, удовлетворяющих конкретные потребности, обеспечит выработку стратегий, позволяющих правоохранительным органам быть готовыми к решению сложных задач в будущем;

- агрегирование разнотипных данных, получаемых из различных внешних и внутренних систем, на платформу с наборами дополнительных данных создаст информационную среду, способствующую комплексному анализу информации;

- станет возможным применение на единой платформе данных системных аналитических решений, таких как технологии искусственного интеллекта [13], машинное обучение и ситуационное моделирование;

- увеличится скорость обработки больших объемов оперативных данных; существенно сократится количество аналитических операций, выполняемых вручную;

- появится возможность создавать альтернативные (гипотетические) сценарии деятельности; при этом соответствующие приложения позволят предвидеть последствия решения, что обеспечит выбор лучшего решения для каждой проблемы.

Анализ современного состояния исследований и практики применения перспективных информационных технологий в правоохранительных органах зарубежных стран {5–12} показывает следующее:

- требуется (по аналогии с цифровой трансформацией бизнес-процессов) определить критические участки деятельности полиции и направления решения существующих проблем с применением комплексных информационно-коммуникационных технологий;

- необходимо провести анализ типовых алгоритмов деятельности подразделений и сотрудников с применением СТИТС и СВ в штатных и нештатных ­ситуациях;

- актуальным является продолжение исследований для обоснования информационной архитектуры, обеспечивающей возможность включения «цифрового полицейского» в комплексную информационно-аналитическую систему, работающую на базе применения ИКТ «Цифровая полиция»;

- необходима разработка предложений по распределению информационно-аналитических функций между цифровыми средствами полицейских и координационных информационно-аналитических центров;

- требуется исследование вопросов обеспечения соответствия входных и выходных данных локальных автоматизированных подсистем параметрам ИКТ «Цифровая полиция»;

- актуально продолжение исследований вариантов совместного использования робототехники и «цифровых полицейских».

Также актуальным является проведение следующих мероприятий:

- разработка и внедрение технологий работы с «большими данными», учитывающих специфику деятельности органов внутренних дел Российской Федерации;

- модернизация информационно-аналитической системы обеспечения деятельности [14] МВД России;

- создание и применение смарт-систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять сбор, хранение и интеллектуальный анализ видеоинформации, поступающей от технических средств видео­наблюдения;

- унификация баз данных, использующихся в различных сервисах ИСОД МВД России;

- резервирование основных информационных направлений ИСОД МВД России между опорными коммутационными узлами интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы федеральных округов Российской Федерации.

Критическими задачами, обеспечивающими реализацию концептуальных подходов к развитию облика «цифровой полиции», являются вопросы кадрового обеспечения разработок, внедрения и применения перспективных систем, материалов и оборудования. Представляется целесообразным проведение в ближайшее время комплекса мероприятий для организации подготовки и повышения квалификации специалистов МВД России по специальностям, связанным с системным анализом и автоматизированными системами.

Выводы:

1. В результате выполнения НИР «Цифропол» определен перечень основных направлений совершенствования СТИТС и СВ, в том числе для обеспечения концептуального облика «цифрового полицейского». Научно обоснованы необходимость и пути применения ИКТ «Цифровая полиция» для системной интеграции инновационных технических решений.

2. Анализ результатов НИР «Цифропол» и современного состояния исследований и практики применения перспективных информационных технологий в правоохранительных органах зарубежных стран показал, что стратегической целью дальнейшего развития облика цифровой полиции является применение платформенного подхода к внедрению соответствующих технологий.

3. В подсистемах поддержки принятия решений целесообразно использовать перспективные технологии искусственного интеллекта для обработки «больших данных» и решения других аналитических задач.

4. Подготовка специалистов и повышение квалификации сотрудников МВД России по профилям, связанным с системным анализом и автоматизированными системами, является необходимым условием практического решения задач цифровизации в МВД России.


Сноски:

[1] Далее – ЕЦИП

[2] Далее – ИКТ

[3] Далее – Стратегия

[4] Далее – Программа

[5] Далее – Концепция

[6] Далее – СТИТС и СВ

[7] Далее – ОВД

[8] Далее – ПРТС

[9] Далее – ТС

[10] Далее – СТС

[11] Далее – ОРД

[12] Под термином «бизнес-кейс» понимается описание проблемной ситуации в предпринимательстве и методов ее решения.

[13] Далее – ИИ

[14] Далее – ИСОД

Литература

{1} Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

{2} Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

{3} Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

{4} Научно-техническое обоснование дальнейшего развития специальной техники, специальных информационно-коммуникационных технологий и средств связи, специального вооружения и боеприпасов к нему в обес­печение создания концептуального облика «цифрового полицейского» (шифр «Цифропол»). Научно-аналитический обзор по составной части НИР / Федеральное казенное учреждение «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФКУ НПО «СТиС» МВД России). Руководитель П.Н. Крючков. – М., 2019. – 90 с. – Отв. исполн. А.Г. Конуров, А.А. Антышев.

{5} From products to platforms in law enforcement (От продуктов к платформам в правоохранительных органах). Доклад компании Аccenture (США) 16 октября 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://voicesfrompublicservice.accenture.com/unitedstates/blogs-from-products-platforms-law-enforcement

{6} Материалы ежегодной конференции Международной Ассоциации начальников полиции 24 января 2018 г. / Джоди Вейс (Jody Weis), компания Accenture (США). [Электронный ресурс]. – URL: https://voicesfrompublicservice.accenture.com/unitedstates/future-it-is-todays-law-enforcement-edge

{7} Цифровая трансформация бизнеса за счет передовых разработок на базе платформы для интеллектуального предприятия / Компания Accenture (США). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.accenture.com/ru-ru/sap-leonardo-aiep

{8} Чимаров С.Ю. Зарубежный опыт применения полицией смарт-технологий при защите прав человека // Современная юриспруденция: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сб. статей XII Международной научно-практической конференции. – М., 2018. – С. 161–163. [Электронный ресурс]. – URL: https: //elibrary.ru/download/ elibrary_35628772_31804788.pdf

{9} Приходько Д. Китайские полицейские взяли на вооружение смарт-очки для идентификации личности. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.3dnews.ru/965297

{10} Howard S. Canadian police frustration over cyber crime shows at conference. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.itworldcanada.com/article/

{11} Kitts D. How mobile policing technology could bring cops closer to their communities [Электронный ресурс]. – URL: https://tvo.org/article/current-affairs/how-mobile-policing-technology-could- bring-cops-closer-to-their-communities

{12} Kybovich Y. How Smart Are the New’Smart Cameras Israel Wants to Install Near the Temple Mount? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.haaretz.com/

29.11.2019