Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Новое летоисчисление юридической службы МВД России

Девятого января 2018 года Министром внутренних дел Российской Федерации был подписан приказ № 3 «Об установлении памятной даты образования юридической службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», согласно которому исторической датой стало 19 апреля 1782 года (8 апреля по старому стилю) – день, когда Императрицей Екатериной II был утвержден Устав Благочиния или Полицейский.

Приказ МВД России от 13 октября 2003 г. № 785, учредивший прежнюю дату 19 июля с началом отсчета от 1946 года, утратил силу. В его основу была положена дата подписания приказа МВД СССР от 19 июля 1946 г. № 00706 «О создании Юридической части МВД СССР». Как мы все понимаем, при определении памятной даты юридической службы системы МВД России авторы этого документа тогда не могли действовать иначе, чем в рамках установленных названием «милиция» исторических границ.

В ту пору все ведомственные традиции не заглядывали в глубь веков и опирались на истоки и содержание деятельности в начале рабочей, затем советской милиции, созданной в результате Октябрьской революции 1917 года и просуществовавшей до 90­-х годов XX столетия, а до 2011 года – российской милиции.

Собственно, с точки зрения объема правовой работы, ее активное развитие в органах внутренних дел началось только в начале девяностых годов с принятия российского закона о милиции и положения о службе в органах внутренних дел. Безусловно, самый главный толчок развитию всей системы права в стране и его обеспечительного механизма дало провозглашение 12 декабря 1993 года Конституцией Российской Федерации в России демократического правового государства с республиканской формой правления, высшей ценностью которого являются человек, его права и свободы. Так как по роду своей деятельности правоохрана оберегает все сферы функционирования государства, это и предопределило последующее издание в относительно короткий исторический промежуток времени колоссального количества федеральных законов и подзаконных актов во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в сфере внутренних дел.

В истории юридической службы навсегда останутся начавшиеся тогда и обеспеченные ею глобальные перемены правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Было принято около десяти тысяч нормативных правовых актов федерального уровня, сформировавших вместе с международными актами и правовыми актами субъектов Российской Федерации новейшее законодательство в сфере внутренних дел. Юридическое обеспечение пришло в районные отделы внутренних дел, создана надежная система судебно­-правовой защиты интересов ведомства, организовано действенное правовое информирование личного состава органов внутренних дел, справочные правовые системы законодательства Российской Федерации, ее субъектов, их ведомственные сегменты стали доступны каждому участковому, оперуполномоченному, следователю, эксперту. Широкая правовая пропаганда позволила начать очень многим людям отчетливо сознавать свои права и не допускать по отношению к себе бесправия не только со стороны правонарушителей, но и от нерадивых сотрудников­правоприменителей, не обеспечивших права граждан либо по не знанию, либо в корыстных или иных неблаговидных целях.

Это было время запуска реального правового механизма в государстве, в том числе и в органах внутренних дел, время подвижников права, тех, кто сразу оценил важность правовой поддержки в ежедневной деятельности милиции и претворил ее в жизнь через правовое регулирование системы МВД России и организационное становление юридической службы Министерства. Среди этих правоохранителей и правосозидателей – руководители правовых подразделений МВД России того времени, мысли которых почитаемы и до настоящего времени востребованы в работе по защите прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств. Прежде всего, это возглавлявший головное правовое подразделение МВД России более 20 лет доктор юридических наук, профессор, генерал­ - лейтенант милиции В.В. Черников, бывшие начальники правовых управлений генерал - ­майоры милиции В.Ф. Воробьев, Т.Н. Москалькова, а также В.В. Колесников, В.Н. Комлев, Ю.Н. Демидов, А.В. Земскова, А.Ю. Якимов, И.И. Кучеров, Г.М. Спирин, полковники милиции А.И. Волков, Г.К. Москвин, А.Л. Фурманов, Г.Н. Меженцев, Н.В. Попов, В.А Романчук, И.В. Мосин, Н.В. Колесник, С.А. Козлов, И.Н. Соловьев и многие-­многие другие. Говоря о руководителях правовых подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, необходимо добрым словом упомянуть таких выдающихся «строителей» правовой практики регионов, как полковники милиции Е.Г. Вельчева (Ставропольский край), П.П. Яцентюк (Московская область), И.А. Бессонов (Свердловская область), Т.Н. Филицина (Ростовская область), Л.В. Мухина (Краснодарский край), Н.В. Нестерова (СКФО), Т.Г. Мягина (Курская область), В.Р. Ахмеджанова (Новосибирская область), Т.А. Левинова (Ярославская область), Б.А. Величко (Калининградская область).

Эффективная работа юридической службы МВД России, многогранная созидательная деятельность людей, которые ее осуществляли, во многом обусловили приказ МВД России от 13 октября 2003 г. № 785 об определении памятной даты юридической службы МВД России.

Сразу после дня образования юридической службы Министерства внутренних дел у нее появился гимн, марш, геральдический знак, то есть атрибуты и скрепы профессионального сообщества людей, ценящих и любящих свою работу, почитающих за честь ее выполнять, привлекающих к ней своих сторонников.

Именно любовь к своему делу породила поиск и многочисленные обращения к новым историко­ - документальным источникам, содержащим бесценную информацию о развитии и становлении юридической службы ведомства. Прямые основания для нового обращения к дате образования юридической службы органов внутренних дел возникли после принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3­ФЗ «О полиции». Появилась возможность вернуться к первоисточникам, многочисленным архивным документам, изучить историю, не вырывая из нее по политическим мотивам отдельные исторические периоды, по­ - новому взглянуть на свою работу, на ее значимость и необходимость.

Надо сказать, что в целом история полицейской деятельности России пока доступна лишь небольшому кругу специалистов, хотя многие методы и приемы работы коллег в дореволюционное время актуальны и поныне.

Нам было очень важно, используя очевидные и широко известные факты об основных вехах работы полиции, найти в ней свою составляющую, прообраз тех полномочий, которые реализуют правовые подразделения сегодня.

В 2018 году мы будем отмечать трехсотлетие создания российской полиции, история которой начинается с момента подписания 25 мая 1718 года Императором Петром I Указа о полиции. В то время полиция имела большую, чем теперь, часть полномочий государственного управления, включая и правоохрану. Она тогда была главной силой развития деятельности органов государства по наведению порядка и контролю за ним, а в последствии стала основой и всей правоохранительной системы в нашей стране.

Создание общей регулярной полиции, в корне изменявшее организацию правоохраны в России, происходило в процессе реформирования всего механизма управления государством, правовых и социально-­сословных отношений в конце XVII – первой четверти XVIII века. Полиция в то время являлась первым институтом государственной власти, что требовало выработки организационно-­управленческих механизмов.

Наделение полномочиями должностных лиц отражало значение латинского слова poliz – «город», которое легло в основу слова politeia – «государственные дела, форма правления, государство». Поэтому генерал­-полицмейстеру тогда поручалось следить почти за всем – за регулярностью застройки и противопожарной безопасностью, укреплением и надлежащим содержанием берегов рек, уличных стоков, чистотой улиц и незатруднительным проездом по ним, санитарным состоянием торговли продовольствием. Он также должен был задерживать, допрашивать и отправлять с делами в суд лиц, задержанных на улицах или рынках за драки, пресекать содержание притонов для правонарушителей, задерживать и допрашивать «всех гулящих и слоняющихся людей», определяя трудоспособных на работу, строго учитывать приезжих, выявляя беглых, а также размещать солдатский постой.

По всему видно, что в первой половине XVIII века полиция реализовывала полномочия, далеко выходящие за рамки современного понимания ее деятельности. На нее были возложены функции практически всей сферы внутренних дел государства.

Именно тогда, задолго до формирования в Российской империи министерств, в полиции стали вырисовываться признаки структуры, осуществляющей те формы правовой работы, которые используются и поныне.

Последующее реформирование полиции происходило после издания 16 января 1721 года Регламента или Устава Главного Магистрата, которым была учреждена «добрая полиция». Компетенция регулярной полиции была зафиксирована в главе 10 Регламента, положениями которого предписывалось руководствоваться полицейским учреждениям: «оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучении, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков». Усиливается вектор ответственности полиции за безопасность граждан и контроль правопорядка на улицах.

В 1775 году Императрицей Екатериной II проведена кардинальная реформа системы административно ­-территориального устройства страны и издан манифест «Учреждения для управления губерний Российской Империи». В ходе этого реформирования проводилась и реорганизация полицейских органов. В каждом уезде создавался новый административно ­полицейский орган, получивший название «нижний земской суд». В основных обязанностях нижнего земского суда было указано, что ему поручается земская полиция и благочиние, приведение в исполнение закона, приведение в действие повелений правления, решений палат и уездного суда, а также чинить отказы.

В рамках проведенных государственных реформ Екатерина Великая принимает решение утвердить и подписывает 8 апреля 1782 года (19 апреля по новому стилю) Устав Благочиния или Полицейский, благодаря которому окончательно формируется новая отрасль права – полицейское право. Этот исторический документ задал системность в работе полиции, полномочия которой сначала были шире, чем современные, но с течением времени трансформировались, локализовавшись вокруг защиты прав человека и правопорядка в стране.

В Уставе впервые были определены обязанности должностных лиц, в том числе прототипы тех функций, которые выполняются современной юридической службой системы Министерства, а именно:

- проведение правовой экспертизы по «узаконениям, учреждениям, указам, повелениям, приказаниям»;

- рассмотрение судебных дел по мелким уголовным и гражданским делам;

- правовое информирование населения и разъяснение норм действующего законодательства, тогда говорили – «обнародование законов»:

«Управа благочиния не взыскивает с людей исполнения по закону, буде закон не обнародован» (статья 48 Устава);

«…пятое, учинить приговор обнародования. Потом шестое, прочесть в присутствии, затем седьмое, прочесть при открытых дверях частным приставам и квартальным надзирателям, после чего осьмое, частным приставам обнародовать каждому в своей части, а квартальным надзирателям в своем квартале» (статья 51 Устава).

«Частный пристав от управы благочиния полученное узаконение или приказание, ради обнародования, во­-первых объявит на съезжей при квартальных надзирателях, потом второе – вручит квартальным надзирателям ради объявления по кварталам» (статья 110 Устава).

Наименование «частный пристав» произошло не от частного права, а от разбивки города на части и кварталы, в каждом из которых служили приставы и надзиратели.

«В каждом квартале иметь столб ради прибивания объявления» (статья 143 Устава). Рассматривая это требование, можно провести параллель с современным методом правовой пропаганды – стендом правовых знаний.

При этом в Уставе закреплено, что разъяснять действующее законодательство могут только специально уполномоченные органы (полиция), самовольное трактование запрещалось: «Управа благочиния не дозволяет в городе гражданину вчинать новизну в том, на что узаконения есть. Всякую же новизну узаконению противную, пресекает в самом начале» (статья 56 Устава).

Сам контекст Устава Благочиния вполне объясняет выбор памятной даты – Дня образования юридической службы системы МВД России – день подписания фактически первого развернутого полицейского нормативного правового акта. Предписания Устава Благочиния или Полицейского являются основой полицейской практики до нашего времени.

В дальнейшем во многом на базе полиции в российском государстве создавались иные органы, осуществляющие государственное управление.

Здесь полагаю важным отметить еще один момент, связанный с нынешним решением об изменении памятной даты образования юридической службы системы МВД России. Ведь до этого мы говорили только о полиции, а не о системе органов внутренних дел или о Министерстве внутренних дел, которое наряду с другими министерствами было создано Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» только в 1802 году, спустя 20 лет после вступления в силу Устава Благочиния или Полицейского. Но в том то всё и дело, что полиция и функции, осуществляемые ею, включая и правовые, предвосхитили создание МВД и даже ряда других министерств. Это делает обоснованным совершившийся выбор памятной даты образования юридической службы в приказе МВД России № 3 от 9 января 2018 года.

В вышеназванном Манифесте на МВД возлагалось ведение большинства гражданских отраслей деятельности внутри государства и забота «о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи».

При этом полиция одно время существовала параллельно с МВД, а с 1810 года было даже отдельное Министерство полиции. В 1811 году все министерства были приведены к единообразной структуре функционирования, а в 1819 году Указом Александра I МВД и Министерство полиции были объединены в Министерство внутренних дел Российской империи.

После завершения всех реформ в ноябре 1819 года Министерство внутренних дел имело следующую структуру: Канцелярия Министерства и присоединенная к ней общая Канцелярия министра полиции; Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, при нем Строительный комитет и Чертежная; Департамент полиции хозяйственной (Хозяйственный департамент); Департамент полиции исполнительной; Департамент медицинский; Медицинский совет; Особенная канцелярия министра; Цензурный комитет; Совет министра.

Представляется, что юридическая деятельность Министерства и полиции того времени ждет своих исследователей, которые откроют еще много новых фактов и деталей, представляющих значительный интерес для современного общества.

Надеюсь, что это будет относиться и к изучению правовых вопросов деятельности полиции в ХIX веке, когда Министерство внутренних дел отвечало за широкий спектр направлений: медицину, почту, мануфактуры, земледелие, строительство, экономику, безопасность, включая внешнюю, а также правовое содействие военной реформе 1870 года и взаимоотношения государства с неправославными конфессиями. Конечно, и в этот период полиция обеспечивала юридическое сопровождение государственных реформ деятельности Министерства внутренних дел Российской империи.

Среди важных документов того времени можно отметить, например, утвержденные Министром внутренних дел П.А. Валуевым 25 декабря 1862 года (6 января 1863 года по новому стилю) «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых», которые преследовали цель организации ведомственных способов управления. Их сегодня можно было бы обозначить как регламент территориального распределения подразделений полиции.

Отмена крепостного права в России в 1861 году, проведение в 1862–1865 годах судебной, земской, полицейской и цензурной реформ способствовало тому, что правовая составляющая стала определяющей в регулировании экономических и социальных процессов в Российской империи. Поэтому Указом императора Александра II в 1868 году в МВД, как и в ряде других министерств, создаются юрисконсультские части.

Это решение императора было не только закономерным, но и обоснованным уже действующими тогда источниками права. Так, зарождение системы правовой подготовки среди полицейских чинов прослеживается еще в вышеназванном Уставе Благочиния Екатерины Великой, в котором сказано: «Председателям, заседателям и прочим по силе учреждений употребленный людям читать и перечитывать узаконении и учреждении, и по крайней мере им на то употребить един досужий час в сутках, дабы отчасу учинились известнее и памяти их возобновлялось положенное на них, и в чем ежечастно подвержены по силе присяги дать отчет и ответ небу и земли» (статья 55 Устава).

На юриста министерства XIX века возлагалось рассмотрение юридических вопросов, возникающих в деятельности ведомства и «участие в разработке вопросов права по законодательным проектам».

Это опять же основывалось на Уставе Благочиния императрицы Екатерины II, в котором в качестве одного из ведущих видов правовой деятельности была утверждена правовая экспертиза нормативных актов. В статьях 51 и 52 Устава записано: «… то четвертое, призвав стряпчего управы благочиния, требовать его заключения (по полученным узаконениям, учреждениям, указам, повелениям, приказаниям); буде по заключению стряпчего окажется сумнение, то доложить о том где надлежит, буде же нет сумнения, то…».

В 1906 году по инициативе П.А. Столыпина МВД начинает готовить реформу полиции, в ходе которой было запланировано освободить полицию от выполнения функций, не связанных с борьбой с преступностью и охраной общественного порядка, несвойственных функций, как мы бы сейчас сказали, поднять престиж полицейской службы и увеличить жалование в три раза, повысить «уровень доверия общества к полиции», создать учебные заведения для подготовки полицейских.

Правовые службы МВД Российской империи принимали активное участие в проработке вопросов реформирования. А в 1908 году удалось даже провести Закон «Об организации сыскной части», по которому в крупных городах Империи были созданы отделения сыскной полиции, что улучшило борьбу с уголовной преступностью. Однако после гибели Петра Столыпина в 1911 году его идея создать полицию – почти точный прототип современной системы МВД России – осталась нереализованной.

Русско-японская война, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, падение монархии в России диктовали необходимость к возврату от форм правового регулирования к формам прямого административного и физического подавления возникающих в обществе противоречий. В 1917 году создается рабоче­-крестьянская народная милиция, призванная наводить порядок в новом государстве.

В тот период права и обязанности правовой службы были существенно сокращены. Но как отмечалось ранее, история имеет цикличный, или иначе, возрождающийся ход развития, и в дальнейшем традиции юридической деятельности на самом высоком уровне поддерживались НКВД СССР, МООП СССР, МВД СССР, в годы становления новейшей российской государственности – МВД России.

Богатая, очень длинная, сложная и глубокая история развития как полиции, так и юридической службы системы Министерства дала свои результаты. В 2011 году в трех основных специальных федеральных законах в сфере внутренних дел («О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации») был обобщен и сконцентрирован накопленный веками положительный опыт полиции Российской империи, советской и российской милиции, а также современной практики. Сегодня это богатство знаний позволяет всем подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации успешно выполнять поставленные задачи по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, а с учетом достижений технического прогресса – достойно противостоять новым вызовам и угрозам криминала.

Приказ МВД России № 3 от 9 января 2018 г. восстановил историческую справедливость по отношению к нашим коллегам – юристам прошлого и современникам, всем созидателям нашего профессионального сообщества, почти 236 лет, с даты принятия Устава Благочиния или Полицейского, вместе отстаивающим идеи законности в деятельности полиции (милиции) по защите прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

В заключение хочу выразить благодарность всем, кто помог нам установить дату образования юридической службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Прежде всего, большое спасибо сотрудникам Академии управления МВД России, проводившим историческую экспертизу информации о дате зарождения юридической деятельности в российской полиции. Это начальник отдела по изучению проблем истории МВД России научно-­исследовательского центра Академии управления МВД России полковник полиции И.А. Потемкин и главный научный сотрудник этого центра Р.С. Мулукаев, вклад которого в изучение исторического наследия деятельности советской милиции и полиции огромен, безграничен и сам по себе достоин отдельного исследования.

Большую работу по поиску и изучению исторических документов в государственных архивах провели сотрудники Правового управления Главного управления МВД России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области и лично полковник внутренней службы А.М. Мякушкин.

Спасибо за поддержку нашей инициативы со стороны руководства Департамента государственной службы и кадров МВД России, возглавляемого генерал­-лейтенантом внутренней службы В.Л. Кубышко.

И, безусловно, хочу передать слова благодарности Управлению правовой информации Договорно-­правового департамента МВД России под руководством полковника внутренней службы А.В. Дюкова, аккумулировавшему имеющийся исторический материал и подготовившему столь значимый для всех юристов системы МВД России приказ.­


Тенденция исторической преемственности

Практика установления дат образования отдельных служб с учетом преемственности широко применяется в органах государственной власти Российской Федерации. Так, Управление делами и юридическая служба Министерства обороны Российской Федерации свою историю ведут с 29 марта 1836 года – со дня формирования канцелярии Военного министерства и введения в нем должности юрисконсульта. Длительное время эти структуры находились в составе одного управления, которое решало множество различных задач. С изменениями в государственном устройстве и в организационной структуре армии задачи и названия этих подразделений многократно менялись: Управление делами свое нынешнее название получило в 1918 году, а самостоятельное подразделение – Главное правовое управление – было сформировано в 2007 году. С 2011 года оно именуется Правовым департаментом Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, история юридической службы Министерства обороны Российской Федерации насчитывает 181 год.

В настоящее время в рамках реализации Плана основных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по подготовке к празднованию 300-летия российской полиции изданы приказы МВД России, устанавливающие новые даты образования подразделений Министерства, связанные с периодом создания института полиции как органа государственной власти. Приказ МВД России от 17 августа 2017 г. № 650 устанавливает День образования московской полиции 12 января (23 января по новому стилю) 1722 года. Приказ МВД России от 19 июня 2017 г. № 397 устанавливает День образования подразделений по вопросам миграции системы МВД России 31 августа (11 сентября по новому стилю) 1719 года. Приказ МВД России от 11 сентября 2017 г. № 710 объявляет 18 июля (30 июля по новому стилю) 1803 года Днем образования подразделений материально-технического и хозяйственного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.

31.03.2018