Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Автомобиль: криминальный и правоохранительный аспект

История использования автомобилей в криминальных целях началась почти одновременно с эрой автомобилестроения, примерно в конце XIX века. Развитие средств транспорта и системы международных сообщений повысило мобильность участников террористической и криминальной деятельности. Данные правоохранительных ведомств разных стран свидетельствуют о том, что расширились масштабы, возросла степень опасности, изощренности и дерзости действий преступников.

Автомобили могут применяться как средство реализации преступного замысла и как инструмент совершения преступления. Достаточно вспомнить серию терактов в Ницце, Берлине и Лондоне, где зло­умышленники использовали грузовики и микроавтобусы, движущиеся на большой скорости, для убийства людей. Как средство совершения преступления автомобиль может рассматриваться в том случае, если преступные действия совершались с его непосредственным применением. Например, если речь идет о так называемом «аварийщике» – водителе, специально подрезающем другой автомобиль, чтобы создать аварию и получить компенсацию за ущерб (один из способов криминального заработка) [1]. Известны также случаи организации дорожно-транспортных происшествий с преступными целями. При этом используются не только автомобили, но и тракторы, другая сельскохозяйственная и строительная техника.

Для ведения наружного наблюдения преступники обычно выбирают тип автотранспортного средства, не выделяющийся среди других в данном регионе. Автомашина скорее всего имеет незапоминающийся цвет, отсутствуют нестандартные элементы отделки, нет следов аварий и ремонта [2].

Примерами использования автомобиля в качестве инструмента совершения преступления являются:

- преднамеренный наезд на лицо или группу лиц с целью убийства; непреднамеренный наезд на лицо или группу лиц;

- преднамеренная организация дорожно-транспортного происшествия (подрезание или остановка другого автомобиля) с целью ограбления, убийства или вымогания денежных средств в качестве компенсации за причиненный «ущерб»;

- наезд на имущество с целью его уничтожения или шантажа владельца ­автомобиля;

- захват лица для последующего убийства, выкупа или криминального использования (рабство, проституция, изъятие органов для продажи);

- поджог или иное уничтожение автомобиля с целью сокрытия улик преступления, мести, совершения хулиганских действий;

- подрыв автомобиля с целью убийства;

- орудие самоубийства.

В качестве вспомогательного средства совершения преступления автомобиль может использоваться в следующих ­случаях:

- угон;

- средство вымогательства или незаконное присвоение автомобиля;

- транспортировка преступников до места (с места) совершения ­преступления;

- перевозка и хранение наркотических средств;

- перевозка жертв преступлений;

- перевозка украденных имущества, ценностей или денежных средств;

- слежка и наблюдение за объектом запланированного преступления;

- средство организации притонов.

К видам преступлений, совершаемых непосредственно на автотранспорте, относятся:

- совершение мошеннических действий в отношении пассажиров или ­водителя;

- грабеж пассажиров или водителя;

- воровство имущества и денежных средств пассажиров или водителя;

- совершение хулиганских действий в отношении пассажиров или водителя;

- убийство пассажиров или водителя.

При этом транспортное средство может использоваться преступной группой одновременно в разном качестве или переходить из одного качества в другое. Часто преступники подвергают автомобиль конструктивным изменениям, во-первых, чтобы приспособить для решения конкретных задач и повысить его качественные характеристики, а также для сокрытия преступлений.

Машина как таковая может быть предметом преступления против собственности (приведение в негодность, угон, продажа, мошенничество и т.п.)

«Российская газета» отмечает, что в нашей стране ежегодно регистрируется около 30 тысяч краж автотранспорта, и немалая часть украденного легализуется за ее ­пределами [3].

Как показывает практика, преднамеренное или случайное неправильное использование большегрузных машин на переездах может привести к масштабному акту незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Уголовная ответственность за приведение в негодное для эксплуатации состояние транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования, блокирование транспортных коммуникаций наступает в том числе в случае причинения крупного ущерба. На территории России находится свыше 11 тысяч переездов, не оборудованных средствами автоматизации и обес­печения безопасности.

Автомобиль может являться источником опасности (в случаях размещения в нем взрывных или подслушивающих устройств).

При определении тактики и способов защиты от преступлений, совершаемых с помощью автотранс­портных средств, следует иметь в виду, что преступники включают в большинстве случаев в свою группу водителей высокого класса.

Напомним печальные итоги недавних террористических актов с применением тяжелых видов транспорта против людей, участвовавших в массовых мероприятиях различного рода. Именно целенаправленные (со стороны нападавших) и неконтролируемые перемещения транспортных единиц (что можно посчитать серьезным упущением полиции города) в толпе привели к людским потерям, панике, значительному материальному ущербу [4]. На активизацию использования транспортных средств в качестве орудия совершения террористических актов обращала внимание Государственная Дума еще в 2011 г.

Среди технологий террористов-смертников, по мнению В.Е. Петрищева, следует отметить начиненные взрывчаткой транспортные средства, к тому же обладающие мобильными возможностями. В своей монографии он пишет: «К сожалению, в России это известно достаточно хорошо, так как в последние годы произошли десятки актов терроризма, в которых смертники использовали начиненные взрывчаткой автомобили» [5].

В подтверждение актуальности использования автотранспорта в качестве средства доставки правонарушителей можно привести такой пример. На недавних совместных оперативно-стратегических командно-штабных учениях ОДКБ в Армении «Атом-Антитеррор» была следующая вводная установка: «Воздушной разведкой обнаружена машина повышенной проходимости с большой по составу диверсионно-террористической группой продвигающаяся к особо важному объекту».

Автомобили, а в ряде случаев и мотоциклы, при наличии разветвленной сети дорог и проездов с относительно малой загруженностью часто успешно используются правонарушителями для быстрого оставления места преступления.

Противостоять преступности помогает использование новейших образцов полицейского автотранспорта, в создании и разработке которого принимает непосредственное участие ФКУ НПО «СТиС» МВД России. Подразделения органов внутренних дел оснащены специальной техникой, в том числе специальным автотранспортом, включая спецавтомобили типа АЗ, патрульные автомобили, защищенные автомобили и др.

Сотрудники служб МВД России используют машины для обнаружения правонарушителей, преследования подозреваемых, а впоследствии и для их перевозки. Специальные автомобили для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений относятся к классу спецавтомобилей типа АЗ.

Автомобили как автотранспортные средства группируются по классам, в основном по габаритным размерам – длине и ширине. В Правилах Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) принята международная классификация автотранспортных средств, которая в России стандартизована ГОСТ Р 51709-2001 [6, 7].

Конструкция спецавтомобилей должна обеспечивать надежность охраны задержанных, безопасность сопровождающих сотрудников правоохранительных структур, изоляцию задержанных от граждан, находящихся снаружи спецавтомобиля, исключать возможность побега. Минимальные размеры отсеков и камер, которые также влияют на надежность охраны задержанных, должны соответствовать информационному бюллетеню Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), регламентирующего площадь личного пространства на одного человека в камерах автомобилей типа АЗ.

Главные требования к такому роду техники – надежность, проходимость, маневренность. Усиленные несущие элементы кузова многих современных автомобилей изготавливаются из высокопрочных сплавов, подвергнутых тепловой обработке и способных выдерживать экстремальные нагрузки.

Автомобили типа АЗ также могут стать объектом преступления: зафиксированы случаи нападения на них с целью освобождения преступников или их уничтожения как свидетелей. Поэтому в настоящее время ведется работа по созданию подобного спецавтомобиля с броневой защитой.

Другим известным полицейским спецавтомобилем, ежедневно участвующим в противодействии преступности на наших дорогах, является патрульный автомобиль Госавтоинспекции, его используют для преследования и задержания угонщиков автомобилей, пьяных водителей, проверки подозрительных автомобилей на наличие в них украденного имущества, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков. Преступники и нарушители зачастую используют автомобили с повышенными скоростными параметрами. Поэтому одно из основных требований к патрульным автомобилям Госавтоинспекции – высокие динамические ­характеристики.

Распространением и незаконным оборотом наркотиков в основном занимаются организованные преступные группировки, располагающие современными видами средств связи, вооружения и, конечно, новейшими транспортными средствами: катерами, спецавтомобилями, авиацией, в том числе специализированными грузовыми дронами.

Бороться с таким технически оснащенным и опасным противником могут только спецподразделения ГУНК МВД России, имеющие на вооружении соответствующую спецтехнику. Что же касается автомобилей, то наркополицейские должны иметь машины с высокими скоростными характеристиками, бронированные автомобили, в том числе и скрытого бронирования, скрытого наблюдения и технической поддержки.

Существенную озабоченность у специалистов вызывает тот факт, что только за последнее десятилетие сотни высокотехнологичных устройств, включая автономные робототехнические системы, стали доступны практически неограниченному кругу частных лиц, имеющих средние финансовые возможности и технические команды среднего уровня подготовки. Не исключено, что уже в ближайшем будущем теракты могут совершаться с применением автономных мобильных робототехнических систем, таких как беспилотные летательные аппараты (БПЛА), дистанционно управляемые надводные (подводные) и наземные средства.

Эвакуация пострадавших в результате теракта также должна осуществляться специализированными автотранспортными средствами.

Спецтранспорт, в создании которого принимают участие специалисты ФКУ НПО «СТиС» МВД России, является базой для использования новых видов вооружения, военной и специальной техники, особенно в условиях современной криминогенной обстановки. Действенным ответом преступникам стали устройства остановки транспортных средств. В большинстве известных вариантов это механические препятствия с различными принципами управления.

Следует иметь в виду, что задержание и осмотр задержанных транспортных средств и преступников должны осуществляться в рамках единой операции по обеспечению безопасности людей и ценностей. При осмотре автомобиля, особенно скрытых мест и тайников, сотрудникам полиции следует соблюдать также меры собственной без­опасности.

Управление потоками автотранспортных средств требует не меньшего внимания, чем управление потоками людей. В особом внимании, с учетом сегодняшних обстоятельств, нуждаются объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), по территории которых проходят автодороги и где имеются места, доступные для подъезда. К наиболее сложным объектам такого рода в мегаполисах следует отнести транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые сочетают несколько ОТИ различного профиля, расположенных в несколько ярусов, и многочисленные переходы с большим количеством пассажиров одновременно. Это эстакады, железнодорожные и автобусные станции, метрополитен, объекты связи и управления движением, а также вспомогательные здания и помещения, представляющие интерес для правонарушителей. Теракт, совершенный с использованием оставленного на ТПУ автомобиля со взрывчаткой, может привести к многочисленным человеческим жертвам и значительному экономическому ущербу регионального уровня.

Продуманная с точки зрения безопасности организация движения и мест стоянок транспортных средств различного вида и назначения на охраняемой территории является существенной составляющей мер защиты объекта, его персонала и посетителей.


Литература

1. Кузьмин Н.А., Песков В.И. Автомобильный справочник (терминология, определения, исторические факты). – Нижний Новгород, 2013. – 334 с.

2. Доронин А.И. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Тула: Гриф и К, 2000. – 116 с.

3. Владимир Колокольцев обсудил с коллегой из Казахстана борьбу с автоугонщиками // Российская газета. № 173 от 9 августа 2018 г.

4. Митин Л.В. Толпа – взгляд изнутри с точки зрения безопасности // Профессионал. – 2017. – № 3. – С. 43–46.

5. Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или Введение в террорологию. –М.: Изд-во «Красанд», 2013. – 464 с.

6. Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Технический регламент Российской Федерации «О безопасности колесных транспортных средств»).

7. ГОСТ Р 51709-2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

13.12.2019Читать далее