Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Особенности борьбы с наркопреступностью в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Анализ современной наркоситуации в России показывает, что удельный вес синтетических наркотиков в общей массе изымаемых наркотических средств и психотропных веществ на протяжении последних 10 лет увеличился в 13 раз и по итогам 2017 года занимает второе место после каннабисных наркотиков (26,1% , 5,6 т)(1). Это связано с появлением в мире новых видов «синтетики» (например, производных N-метилэфедрона).

Бесконтактный способ распространения синтетических наркотиков базируется на широком использовании сети Интернет, которая рассматривается организаторами наркобизнеса не только как огромная рекламная и пропагандистская площадка, но и как средство коммуникации, вербовки продавцов и курьеров, способ и место сбыта наркотиков. Аналогичные проблемы отмечаются и в докладах Международного комитета по контролю над наркотиками ООН(2).

В специализированных сетевых сообществах, так называемых «наркофорумах», любой желающий за определенную плату может разместить рекламу о продаже наркотических средств, их видах, ценах, способах приобретения и ссылку на свой интернет-сайт. В том числе на таких форумах любой из зарегистрированных там пользователей может участвовать в обсуждении тех или иных видов наркотиков и оценке деятельности представленных интернет-магазинов.

Существует два основных типа распространения наркотических средств через сеть Интернет:

1) через интернет-сайты автоматических продаж;

2) с использованием программ для мгновенного обмена сообщениями.

Кроме того, программы-мессенджеры используются для организации спам-рассылок с рекламой указанных магазинов и способов обхода блокировки. Для привлечения новых и удержания постоянных клиентов проводятся специальные маркетинговые акции, осуществляются бесплатные доставки «пробников», предоставляются скидки и т.п.

В данных системах прослеживается ступенчатая иерархия, все функции участников преступной деятельности четко распределены, соблюдается жесткая дисциплина, продумана система безопасности, на которую щедро тратятся полученные от наркобизнеса доходы. В такие преступные структуры обычно входят «закладчики» различных уровней, «вербовщики», «кладовщики», «курьеры», «операторы», «финансовый директор», программисты, координаторы, диспетчеры, финансисты, кассиры, легализаторы, химики. Хорошо зарекомендовавший и проявивший себя в работе сотрудник переводится на вышестоящие должности с увеличением заработной платы. В отношении «персонала», допустившего нарушения, применяются штрафные санкции. Каждый сотрудник получает развернутые инструкции, в которых подробно описано, как правильно фасовать, хранить и перевозить наркотические средства, делать «закладки», общаться с потребителями наркотиков, как безопасно пользоваться электронными счетами и обналичивать денежные средства, как пользоваться анонимными средствами передачи информации через Интернет и анонимными иностранными прокси-серверами при посещении интернет-страниц и в общении между собой, как вести себя в случае задержания сотрудниками правоохранительных органов и т.д. Ряды нижестоящих звеньев постоянно пополняются посредством ведения грамотной «вербовочной» работы в Интернете, обещанием высокого дохода при минимальных временных затратах.

Подобные схемы сетевого наркобизнеса существенно затрудняют установление личностей наркодельцов и формирование доказательственной базы их причастности к преступной деятельности.

Проведенный анализ показывает, что в России действуют более 10 тысяч интернет-ресурсов (в том числе автомагазины, каналы в мессенджере Telegram), посредством которых осуществляется незаконный сбыт наркотиков.

В 2012 году в России создан Единый реестр сайтов, доступ к которым блокируется Роскомнадзором(3). (Адрес для обращений: https: //eais.rkn/gov/en/feedback)

ГУНК МВД России наделено функцией по оценке размещенной на сайтах информации о наркотиках. Так, в 2017 году ГУНК рассмотрено более 46 тысяч электронных обращений Роскомнадзора, по которым принято 19 432 решений об ограничении доступа к интернет-сайтам и страницам в социальных сетях, располагающим запрещенной информацией о способах, методах изготовления, использования наркотиков, местах их приобретения.

Между тем, для работы с запрещенными сайтами преступниками используется программное обеспечение, представляющее собой анонимную сеть, с помощью которой осуществляется передача данных в зашифрованном виде.

Как показывает опыт, в том числе и международный, чаще всего в связи с несовершенством законодательства само по себе прекращение деятельности интернет-ресурсов не приводит к сокращению объема наркоторговли, поэтому основные усилия сотрудников наркоконтроля ОВД направлены на пресечение каналов поставок наркотиков, ликвидации организованных групп и преступных сообществ, занимающихся их изготовлением и сбытом.

Руководство МВД России уделяет особое внимание этим проблемам. В 2017 году пунктом 4.5 ПООМ МВД России ГУНК поручено организовать комплекс мероприятий по выявлению и пресечению деятельности участников преступных группировок, занимающихся распространением подконтрольных веществ бесконтактным способом при помощи сети Интернет. В результате проведенных мероприятий в прошлом году ОВД выявлено 7 179 наркопреступлений, совершенных с использованием интернет-технологий, возбуждены уголовные дела в отношении 3 069 лиц, причастных к их совершению, из незаконного оборота изъято свыше 1 т 976 кг наркотиков. Прекращена незаконная деятельность 654 российских интернет-ресурсов (форумы, магазины автоматических продаж, телеграм-каналы)(4). Активная работа сотрудников наркоконтроля привела к ликвидации в августе 2017 года крупной интернет-площадки по продаже наркотиков RAMP, на которой размещалась реклама более 33 оптовых и 121 розничных магазинов.

В 2015–2016 годах одним из основных игроков на российском наркорынке с годовым оборотом 2,3 миллиарда рублей являлся международный интернет-магазин «ХимПром». Было налажено производство синтетических наркотиков в трех подпольных лабораториях производительностью от 150 до 500 кг в неделю, созданы оптовые склады в 10 регионах Российской Федерации. С целью сбыта наркотиков преступники организовали структурные подразделения в 14 регионах, наладили логистическую цепочку, включающую в себя доставку особо крупных партий наркотических средств в специально оборудованных тайниками автомашинах. Расчеты осуществлялись с использованием различных криптовалют и электронных платежных систем.

В результате проведенных мероприятий задержаны 67 участников наркогруппировки, 47 из которых являются гражданами Украины. Из незаконного оборота изъято свыше четырех тонн синтетических наркотиков, 3,5 тонны прекурсоров, 250 единиц лабораторного оборудования, 2,5 миллиона рублей, 18 общегражданских паспортов Российской Федерации с признаками подделки, девять автомашин, оборудованных тайниками.

В январе–апреле 2017 года пресечена деятельность крупного интернет-магазина, специализирующегося на распространении сильнодействующих веществ(5), содержащих анаболические стероиды, в 60 городах России с использованием услуг ФГУП «Почта России» и транспортной компании. Анаболики для дальнейшего распространения по России поступали через Республику Казахстан из КНР. Привлечены три организатора сети сбыта, изъято около 90 кг различных анаболических стероидов.

В 2015 году в российском интернет-пространстве появился новый магазин Stuff.store, созданный для распространения на территории Российской Федерации оптовых партий синтетических наркотиков. Организаторами был налажен весь цикл оборота наркотических средств – от производства до сбыта конечному потребителю, вербовка участников осуществлялась через социальные сети путем размещения объявлений о приеме на высокооплачиваемую работу в качестве закладчиков и курьеров. С целью сбыта наркотиков организаторами сформированы структурные подразделения группировки в 10 регионах Российской Федерации, налажена логистическая цепочка, включающая в себя доставку особо крупных партий наркотических средств в оборудованных тайниками автомашинах. Расчеты осуществлялись с использованием криптовалют. К 2017 году группировка стала одним из самых крупных «игроков» на российском наркорынке.

В январе–феврале 2018 года ГУНК МВД России совместно с семью региональными подразделениями наркоконтроля проведена специальная операция, в результате которой деятельность межрегиональной организованной преступной группы пресечена. На территории Московской, Новосибирской, Челябинской областей, а также Хабаровского края выявлены и ликвидированы четыре нарколаборатории, производительность которых составляла от 20 до 100 кг синтетических наркотиков в неделю. Пресечена деятельность структурных подразделений в Московской, Ивановской, Челябинской, Свердловской и Новосибирской областях. Задержано 27 участников наркогруппировки, из незаконного оборота изъято более 345 кг синтетических наркотических средств, 500 кг различных химических реактивов, используемых при изготовлении наркотиков, 87 единиц лабораторного оборудования.

В 2018 году участники наркобизнеса продолжают активно использовать для совершения наркопреступлений возможности сети Интернет, электронных платежных систем и сервисов, в связи с чем ГУНК и территориальными органами МВД России на региональном уровне осуществляется комплекс мероприятий, направленный на выявление и пресечение деятельности организованных групп и преступных сообществ, занимающихся распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Разработка организованных преступных групп, осуществляющих сбыт наркотиков через Интернет и электронные системы платежей, достаточно сложна, требует детального и длительного документирования фактов преступной деятельности, значительного количества привлекаемых технических средств. Успех работы на данном направлении зависит от целе­устремленности и профессиональной грамотности полицейских, их слаженного взаимодействия с другими службами и организациями.

Свою профессиональную грамотность сотрудники наркоконтроля повышают на специальных курсах в Академии управления МВД России и ВИПК МВД России. Кроме того, разработаны и внедрены в практику семь научно-практических работ(6). Две работы в настоящее время готовятся Академией управления МВД России по заявке ГУНК. В 2017 году в г. Пятигорске Ставропольского края организован межведомственный семинар-совещание с территориальными подразделениями по теме «Повышение эффективности выявления и пресечения наркопреступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных платежных систем».

В рамках организации взаимодействия ГУНК МВД России сотрудничает с ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр Управления делами Президента Российской Федерации». Активное взаимодействие осуществляется также с Росфинмониторингом, Ростелекомом, службами безопасности банков, платежных систем, «Почтой России», транспортными компаниями, администрациями каршеринговых компаний, социальных сетей, бирж криптовалют.

Основной характерной особенностью компьютерных сетей является то, что цифровая информация о всех действиях в них всегда сохраняется. Учитывая это в практической деятельности, ГУНК для выявления и установления участников интернет-магазинов применяется система интернет-разведки в открытых источниках ОSINT, включающая в себя поиск, выбор и сбор разведывательной информации, полученной из общедоступных источников, и ее анализ.

По отдельным вопросам изучения и анализа распространения новых видов синтетических наркотиков используется онлайн-система AIPSIN DRUGS белорусской компании «БелХард Групп».

В некоторых регионах России(7) создана и внедрена автоматизированная информационная система «Незаконный оборот наркотиков» (АИС «НОН» – база данных оперативной информации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и банк данных нераскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков). В базу вносятся данные о сбытчике и обстоятельствах приобретения задержанным лицом наркотического средства. Ее формирование осуществляется на основе учетных карточек, отражающих информацию о фигуранте уголовного дела и неустановленном лице, сбывшем ему наркотическое средство, с указанием используемых при сбыте никнеймов, IP-адресов, MAC-номеров, номеров учетных записей в различных программах, электронных платежных системах, банковских счетов, «КИВИ-кошельках», а также картографических мест закладок наркотических средств и т.п. Массив позволяет выявлять дополнительные эпизоды преступной деятельности изобличенного продавца наркотиков путем установления совпадений информации о сбытчиках по нескольким параметрам (по никнеймам, номерам сотовых телефонов, номерам счетов, через которые происходила оплата приобретаемого наркотика, и др.).

В 2017 году разработан и внедрен программный комплекс, предназначенный для вскрытия методов конспирации, используемых наркодиллерами при движении электронных финансовых потоков. В него входят АИС «Киви», формируемая за счет аккаунтов системы Visa QIWI Wallet, и аналогичная АИС «Перевод», работающая по банковским счетам.

В Мурманской области и Удмуртской Республике в 2017 году на базе ИСОД МВД России создана ИПС «Дистанционный сбыт наркотических средств».

Одной из причин, способствующих росту преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием стремительно развивающихся ИК-технологий, является некоторое отставание процесса принятия соответствующих законодательных норм.

Так, по нашему мнению, необходима уголовная ответственность в отношении лиц, участвующих в создании программного обеспечения и оборудования, используемого для сбыта наркотиков (создание и администрирование интернет-сайтов и страниц в социальных сетях, на которых размещается информация о сбыте наркотиков и психотропов).

Необходимо дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей, предусматривающей уголовную ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, способов, методов их изготовления, мест сбыта и немедицинского потребления, а также способов и методов незаконного культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры(8).

Следует также отметить, что ряд мер, направленных на устранение причин, способствующих совершению наркопреступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет, возможностей операторов сотовой связи, предусмотрен Планом реализации решений Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 2 «Об эффективности работы по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий».

В этой связи ГУНК МВД России была поддержана разработка законодательных инициатив, предусматривающих ответственность (в том числе административную) операторов мобильной связи – юридических лиц и отдельных продавцов – физических лиц за реализацию идентификационных модулей абонентов (SIM-карт) без идентификации и регистрации их покупателей и заключения соответствующих договоров.

Сегодня главным средством отмывания преступных наркодоходов является криптовалюта (Биткоин, Ethertum и т.д.), анонимность и транснациональность которой в совокупности с активным развитием теневого Интернета образуют благоприятную среду для передачи и отмывания наркоденег.

Полагаем, что нормативное урегулирование обращения криптовалюты будет способствовать выявлению государственными органами нарушений и перекрытию недобросовестных платежных каналов.

В 2016 году создана межведомственная рабочая группа Госдумы Российской Федерации по оценкам рисков оборота криптовалюты. В Госдуме 2 июня 2016 года проведена научно-практическая конференция «Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов». В настоящее время Центробанком и Правительством России готовится законопроект о крипто­валютах(9).

По нашему мнению, в качестве первоначальных мер по созданию механизмов, позволяющих отслеживать использование криптовалюты в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, инициатива Банка России крайне актуальна.

В качестве мер, следующих за установлением правового статуса криптовалют, целесообразно рассмотреть вопросы:

- об обязательной регистрации юридических лиц, осуществляющих данные операции, в налоговых органах и финансовых регуляторах;

- о введении для НКО и банковских учреждений запрета на осуществление операций с криптовалютами с незарегистрированными в установленном порядке юридическими лицами;

- о введении уголовной ответственности за их теневой оборот;

- о закреплении перечня требований для обменных пунктов, бирж, а также банкоматов порядка изъятия криптовалют при проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, а также наложения ареста на их оборот.

В конце 2016 года ГУНК МВД России столкнулось с массовыми обращениями граждан о спам-рассылках в мессенджерах. Одной из мер, на наш взгляд, должно явиться законодательное закрепление запрета и ответственности за массовую рассылку противоправной информации, а также приравнивания мессенджеров к операторам связи.

В силу высокой степени общественной опасности незаконный ввоз и распространение СДВ и ядовитых веществ на территории Российской Федерации являются уголовными преступлениями (ст. 226.1, 234 УК РФ). Особую озабоченность вызывает увеличивающийся оборот такого вида СДВ, как анаболические стероиды, являющихся распространенными и популярными допинговыми препаратами в профессиональном спорте, которые прочно «захватили» фитнес, экстремальные виды спорта и спорт высоких достижений. Пропаганда потребления СДВ с использованием возможностей сети Интернет существенно повышает их популярность среди населения. Сведения о способах и методах использования, возможность распространения через интернет-ресурсы делает их доступными для широкого круга возможных потребителей.

Однако, в отличие от интернет-ресурсов по распространению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, возможность блокировки таких же ресурсов, касающихся СДВ и ядовитых веществ, в настоящее время отсутствует. Кроме того, дополнительной уголовной квалификации требует сбыт СДВ и ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ), совершаемый с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая сеть Интернет.

Безусловно, правоохранительным органам, в том числе МВД России, для адекватного противодействия современным высокотехнологичным способам совершения наркопреступлений, предстоит еще многое сделать.


Сноски:

(1) По статистическим данным ГИАЦ МВД России (форма «3-МВ-НОН» 173).

(2) Доклад МККН за 2017 год.

(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

(4) Например, «Садовник», «Дрим Тим», «Парфюмер 22», «Веселый химик», MorfeusBot, «vbodrake вбодряке Уфа», «Золотая рыбка», Stradivari, Rostore, Niko_TM64, Marvel, «Хип Хоп Алеся», StikerBooms, Big Russian Boss, «Рыжийботшоп», «Химпром», «Гост», Budda-bar.biz.

(5) Далее – СДВ.

(6) Методические рекомендации «Документирование фактов сбыта наркотических средств и психотропных веществ, совершаемых бесконтактным способом». МосУ МВД России, 2017. Методические рекомендации «Организация оперативно-разыскных мероприятий по документированию бесконтактного способа сбыта наркотических средств и психотропных веществ». ГУУР МВД России, 2014. Учебное пособие «Методика расследования незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенного с использованием интернет-магазинов». СибЮИ МВД России, Красноярск, 2016. Учебно-практическое пособие «Особенности противодействия распространению новых синтетических наркотических средств и психоактивных веществ». ВИПК МВД России, Домодедово, 2016. Методические рекомендации «Типовые алгоритмы действий при получении информации по электронным идентификаторам в сети Интернет». БСТМ ГУ МВД России по Красноярскому краю, 2012. Методические рекомендации «Противодействие преступной деятельности организованных преступных групп, связанных с бесконтактным сбытом наркотических средств и психотропных веществ». МВД Республики Татарстан, Казань, 2016. Е.С. Поликарпов «Компьютерная разведка», учебное пособие. Краснодарский университет МВД России, Краснодар, 2018.

(7) Свердловская, Курганская, Томская области, Красноярский и Пермские края.

(8) Законопроект № 108866-6 рассматривается Государственной Думой Российской Федерации.

(9) Законопроект «О цифровых финансовых валютах».

25.08.2018Читать далее