Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности личных и служебных транспортных средств сотрудников органов внутренних дел

Начнем эту статью с легковых транспортных средств. Сразу оговоримся, что узконаправленной статистики, способствующей проведению исследований по целому ряду направлений, практически нет. Например, в электронных базах учета пожаров и их последствий отсутствует официальный перечень марок автомобилей, и данная проблема еще в 2013 году была отражена коллективом авторов в научных публикациях [1] на эту тему.

Из сводки происшествий.

В Свердловской области двое полицейских во время преследования водителя, отказавшегося выполнить законные требования, сгорели в патрульном автомобиле. Трагедия произошла 21 ноября 2017 г. недалеко от города Полевского. Наряд ГИБДД преследовал легковой автомобиль, водитель которого проигнорировал требование об остановке и пытался скрыться. В момент преследования на автомобиль ДПС совершило наезд другое транспортное средство. Удар пришелся в район бензобака. Патрульный автомобиль перевернулся и загорелся. В результате пожара оба инспектора ДПС погибли [2].

В автомобиле постоянно присутствуют три необходимых условия для возгорания: горючая среда, источник зажигания и кислород. Чем современнее авто, тем больше в нем горючих материалов. Такой совокупности легковоспламеняющейся жидкости, горючих твердых материалов и потенциальных источников зажигания, как в автомобиле, трудно найти еще в каком-либо ином техническом средстве передвижения. То есть в этом транспорте одновременно сосуществуют все необходимые для возникновения горения компоненты. Обивка кузова, интерьер салона с массой пластмассовых, кожаных и тканных изделий, изоляция проводов, детали, узлы и агрегаты, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости – буквально всё имеет высокие показатели пожарной опасности.

Даже элементы кузова, которые несколько десятилетий назад были металлическими, сегодня сделаны из полимерных составов, уязвимых по отношению к воздействию высокой температуры. Масштаб применения композитных материалов будет с каждым годом только увеличиваться. И здесь всё дело в том, что у пластика более высокая энергопоглащающая способность, чем у металла, и в борьбе за улучшение показателей безопасности в случае аварии, а именно безопасность становится главным критерием оценки современного автомобиля, производители будут и дальше идти по этому пути.

Основные причины пожаров

В отечественной научной литературе [3] прекрасно структурировали пожарную безопасность движимого имущества, выделив как внутренние, так и внешние причины возникновения пожара. Они характерны для всех типов моторных транспортных средств и со временем своей актуальности не утратили.

Внутренние причины пожаров в транспортных средствах наиболее распространены. Это неисправность топливной и электрической систем, системы охлаждения двигателя, высоконагретые поверхности выпускной системы, нарушение работы основных узлов и агрегатов, в том числе трансмиссии, системы сцепления, электропитания.

К внешним источникам зажигания автомобилей относятся высокоинтенсивные потоки излучения, вызванные пожарами в местах хранения транспорта, в том числе возгоранием расположенных рядом транспортных средств, открытый огонь при сварочных или огневых работах и другие внешние факторы, в том числе неосторожное обращение с огнем и неосторожность при курении или ремонте.

Следует обозначить еще ряд системных отличительных признаков пожаров на транспортных средствах. Пожары могут возникать как в процессе эксплуатации автомобиля, так и на стоянке (парковке), другими словами, в движении или на месте. Выделяют также пожары, возникшие вследствие дорожно-транспортного происшествия (ДТП), при ремонте, а также по причине искусственного инициирования горения, ведь поджоги сегодня, как и сотни лет назад, по-прежнему действенный способ сведения счетов между людьми, которым нередко пользуются ­злоумышленники.

Основными местами возникновения пожара в транспортном средстве чаще всего является моторный отсек. Более чем в 45% всех произошедших пожаров очаг был расположен именно там. Далее, по убыванию вероятности, а это до 20% случаев, пожары возникают в салоне, где, в частности, расположена приборная панель, куда сведено управление всеми системами. Пожары в кузове или в багажном отсеке менее вероятны, и в среднем это только 5–7 пожаров из 100. Оставшаяся часть пожаров приходится на выпускную систему, систему охлаждения, элементы ходовой части, а также другие узлы и агрегаты транспортных средств.

Возникновение пожара в автомобиле в движении или сразу после его использования (на парковке) – наиболее распространенный и одновременно сложный случай. Потенциальная опасность в этой ситуации существует не только для водителя и пассажиров транспортного средства. Вероятность потери управления при пожаре создает угрозу для безопасного движения других транспортных средств. Каждый заядлый курильщик, хотя бы раз неосторожно стряхнувший пепел на обивку сиденья или горючее напольное покрытие, знает, что такое потерять контроль в управлении, устраняя внезапно появившееся жжение где-то в области таза. Точное количество ДТП, произошедших по этой причине, трудно сосчитать, но уже неоднократно выдвигалась инициатива о запрете курения в частных транспортных средствах [4]. Поэтому, какой бы жесткой эта инициатива ни казалась, определенная логика в дополнительном регулировании этого вопроса есть.

Как горит автомобиль

Пожары в автомобилях скоротечны. Это, пожалуй, самое точное определение. В зависимости от места возникновения пожара, динамики развития и сопутствующих факторов, для полного уничтожения современного авто достаточно небольшого промежутка времени. Естественно, динамика развития пожара зависит еще и от того, находится автомобиль в движении или ­ неподвижен.

За сколько минут выгорает современный автомобиль? Электронные «поисковики» на этот запрос выдают миллионы вариантов, но все они начинаются с цифры «5». Разумеется, при поджоге динамика развития пожара только усиливается. Например, если злоумышленники инициируют горение в моторном отсеке стоящего автомобиля, залив в него горючую жидкость, или таким же способом подожгут покрышку переднего колеса, то пламя распространится в салон уже через 300–400 секунд. Полностью салон воспламенится еще через 60–180 секунд. Таковы эмпирические цифры, отражать которые в секундах, чтобы показать динамику развития, будет правильнее всего.

Максимальное время до полного уничтожения автомобиля составляет чуть больше 10–12 минут, это как раз нормативное время прибытия первых пожарно-спасательных подразделений в городском округе [5]. И вот еще несколько интересных цифр. Высота пламени при пожаре в салоне легкового автомобиля составляет от 6 до 8 метров. Недаром высоту пламени горящей «легковушки» еще сравнивают с высотой двухэтажного дома. Разрушительная плотность теплового потока сохраняется на расстоянии до 4 метров. Последняя цифра – это как раз ответ на вопрос, какое расстояние между транспортными средствами является безопасным, то есть ­противопожарным.

Нужен ли огнетушитель, если автомобиль очень быстро горит?

В таком деле, как пожар в автомобиле, пословица про спасение утопающих оказывается как нельзя кстати. Действительность такова, что если сам владелец авто или окружающие его автолюбители не предпримут в первую минуту правильных действий, то никакая профессиональная помощь уже не успеет спасти охваченное огнем транспортное средство. Известны случаи, когда автомобили мгновенно сгорали вблизи пожарных частей, поэтому пожар в авто – как раз тот самый случай, при котором наличие либо отсутствие первичных средств пожаротушения играет решающую роль. И именно поэтому отсутствие огнетушителя в автобусе, легковом и грузовом автомобилях, на колесных тракторах входит в перечень неисправностей и условий, при которых запрещается [6] эксплуатация транспортных средств! Всем автовладельцам следует об этом помнить, так же как и о наличии медицинской аптечки и знака аварийной остановки. Обобщая изложенное и отвечая на поставленный вопрос, можно сделать однозначный вывод о том, что в транспортном средстве при большинстве возникающих неполадок, приводящих к инициированию горения, без огнетушителя никак не обойтись! Каждый поворот и дорожный затор на пути следования пожарной автоцистерны будет уменьшать шансы на то, что ваш автомобиль снова когда-нибудь поедет своим ходом, если вы заблаговременно не снабдили его соответствующим огнетушителем.

Существуют ли нормы положенности огнетушителей в зависимости от типа транспортного средства? Какой огнетушитель эффективней, а какой практичнее?

Несмотря на то, что все огнетушители, за редким исключением, одинакового цвета, разобраться в их типах непросто даже профессионалу. И это не удивительно, ведь с момента изобретения этого полезного устройства и получения первого патента прошло более 150 лет, а значит, за это время человечество постаралось его разнообразить и усовершенствовать [7]. Да и потенциально опасных в пожарном отношении веществ, способных гореть, предостаточно: твердые, жидкие, газообразные. И если быть совсем точными при перечислении всех существующих классов пожаров, то гореть еще могут металлы, электроустановки под напряжением, да и радиоактивные материалы, именно поэтому всё перечисленное условно разделили на несколько принципиальных классов и обозначили их заглавными буквами латинского алфавита (А, В, С, D, E, F). Так появилась классификация пожаров по виду горючего материала, используемая для обозначения области применения средств пожаротушения. Каждому горящему веществу нужен свой, наиболее действенный и эффективный, огнетушащий состав и никакой другой. Но с горением каких веществ чаще всего приходится сталкиваться в быту? Естественно, в первую очередь, это горение твердых веществ: дерево, ткань, бумага, резина, пластмасса. Горение всего перечисленного относится к пожарам класса «А». В быту еще часто можно столкнуться с горением электроизделий под напряжением, это пожары класса «Е», с которыми могут успешно справиться всего лишь несколько видов огнетушащих составов. А вот при обращении с транспортными средствами, помимо горения твердых веществ можно столкнуться с горением жидкостей, то есть нефтепродуктов, которые относятся к классу пожаров «В», и к ним тоже нужен особый подход при тушении. Поэтому к выбору огнетушителя в транспортном средстве нужно подходить с учетом следующих рекомендаций.

Практически единственным нормативным документом, регулирующим положенность огнетушителей на автотранспортных средствах, является Свод Правил серии 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации». В его приложении приведен минимальный ранг огнетушителя и их минимально необходимое количество, то есть большее число огнетушителей только приветствуется, а вот меньше никак нельзя.

Положение первое: легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или газовым (читай углекислотным или хладоновым, прим. авторов) огнетушителем с зарядом не менее 2 кг, предназначенным для использования на автотранспортных средствах и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее «0,7А» и «21В». Приведенная норма, как и многие другие нормы пожарной безопасности, нуждается в комментариях. Во-первых, что это за огнетушители, предназначенные для использования на транспортных средствах? Ответ нам дает соответствующий стандарт [8], в соответствии с которым огнетушители, рекомендуемые для применения на транспортных средствах, должны сохранять прочность и работоспособность при дополнительном испытании на воздействие, имитирующее транспортную тряску, поэтому их дополнительно испытывают на воздействие вибрации. Во-вторых, норма предполагает возможность выбора типа огнетушащего состава. Это либо порошок (порошковый огнетушитель), либо двуокись углерода (углекислотный огнетушитель), либо заряд на основе галогенпроизводных углеводородов (хладоновый огнетушитель). Но давайте попробуем разобраться что эффективнее и что практичнее, как с точки зрения обслуживания, так и по цене. Все ответы мы найдем в таблице А1 уже знакомого нам Свода Правил, в соответствии с которой порошковый огнетушитель наиболее эффективен при тушении горючих жидкостей, газов, металлов и пригоден для тушения твердых веществ и электроустановок под напряжением, а значит, такой огнетушитель защитит и транспортное средство, работающее на сжиженном газе [9], то есть, по сути, это самый универсальный вид. А вот с эффективностью газовых огнетушителей не всё так гладко, как с порошковыми. Углекислота окажется эффективной только при тушении электроустановок, а вот с горючими жидкостями и твердыми веществами она ведет себя недостаточно эффективно. То же самое можно сказать и про хладоновые огнетушители, сделав единственную поправку: они должны применяться в тех случаях, когда для эффективного тушения пожара необходимы огнетушащие вещества, не повреждающие защищаемое оборудование. А что это за модельные очаги пожара «0,7А» и «21В»? Как с ними разобраться рядовому автолюбителю? Представьте горящий куб, состоящий из 54 деревянных полуметровых брусков, сложенных штабелем. Огнетушитель, находящийся в легковом автомобиле, должен без труда затушить этот горящий куб. А теперь представьте металлический противень, в котором горит 21 литр налитого туда бензина. И снова огнетушитель из легкового авто должен справиться с испытанием. Но какой именно порошковый огнетушитель отвечает этим требованиям? Для примера рассмотрим порошковый огнетушитель с минимально требуемой массой огнетушащего заряда, то есть ОП-2. При общем весе чуть более 3 кг масса огнетушащего заряда, содержащегося в нем, составляет как раз 2 кг. Популярные интернет-магазины начинают предлагать такие модели по цене от 350 рублей. Сразу отметим, что по цене с порошковым огнетушителем не сможет соревноваться ни один из других существующих видов. Доступнее цены просто не существует. Именно этот огнетушитель по заявлению производителя и побеждает модельные очаги пожаров 0,7А и 21В, а значит, подходит нам. Несколько его характеристик: выброс порошка – до двух метров, время работы – всего шесть секунд, что должно настраивать пользователя на то, чтобы быть особенно собранным при использовании ОП-2.

Положение второе: автобусы и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т должны быть оснащены двумя аналогичными огнетушителями. С учетом предыдущих комментариев с этим требованием всё должно быть предельно ясно: чем «крупнее» транспорт, тем больше огнетушителей нужно для его ­защиты.

Положение третье: грузовые автомобили с допустимой максимальной массой более 7,5 т или автотранспортные средства, перевозящие опасные грузы, оснащаются двумя огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее «2А» и «70В», при этом один огнетушитель должен находится на шасси, а другой – на цистерне или в кузове с грузом. Сразу определимся, какие огнетушители нам понадобятся в этом случае. Порядок цифр у модельных очагов пожара («2А» и «70В») подсказывает, что теперь нужны более мощные огнетушители. А значит, каждый по отдельности должен справиться с горением уже 108 деревянных брусков, сложенных штабелем, или подавить горение до 70 литров бензина. Сможет это сделать, например, ОП-5. Цена на такой огнетушитель начинается от 600 рублей, и нужно их не менее двух, но, как говорится, дело того стоит.

В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой – в салоне или кузове, а значит, надпись в большинстве городских автобусов «Аптечка и огнетушитель находятся у водителя» нуждается в уточнении: «Аптечка и огнетушитель находятся у водителя. Второй огнетушитель находится в салоне».

Теперь о передвижных лабораториях, мастерских, «банях на колесах» и других транспортных средствах типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси. Всё перечисленное подлежит комплектации огнетушителями, но уже в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного ­оборудования.

Где и как нужно хранить огнетушитель в автомобиле?

С этим простым, на первый взгляд, вопросом, всё вроде бы предельно ясно. Огнетушитель, если, конечно же, он имеется, должен находиться в багажном отсеке, успокаивая автовладельца своим наличием. Да и при прохождении технического осмотра никаких вопросов к его размещению не возникает, есть в наличии – значит всё нормально. Поэтому в правильности размещения огнетушителя уверено большинство автовладельцев. Ну а мы вместе с читателем, в поисках ответа на вопрос: как все-таки правильно лучше перепроверим, и снова обратимся к Своду Правил, чтобы узнать мнение специалистов. В соответствии с требованиями пункта В.9, «на всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте». Во-первых, если огнетушитель хранится в багажном отсеке, то для того, чтобы им воспользоваться, нужно сначала выйти из автомобиля, открыть багажный отсек, затем найти огнетушитель среди множества других хранящихся автопринадлежностей и предметов и только затем применить. Учитывая, что большинство автовладельцев предпочитает размещать огнетушители в целях экономии места в технологических нишах, например, рядом с запасным колесом, то сделать это быстро не получится, что доказали и практические испытаниям. Касается это и разнообразных «наборов автомобилистов», комплектуемых огнетушителем, – расстегнуть чехол такого набора в экстренной ситуации бывает иногда непросто, а застежка-молния еще и часто ломается в самый неподходящий момент. Во-вторых, даже если огнетушитель находится в багажном отсеке на виду, следует помнить, что практически все нормы пожарной безопасности отталкиваются от наихудшего сценария, какой только возможен, а это значит, что пожар может застигнуть автовладельца в самый неподходящий момент, когда багажный отсек заполнен грузом по всему объему, достать огнетушитель в критической стрессовой ситуации будет невозможно. И в-третьих, пожалуй, самое важное, пожар, пусть и с меньшей вероятностью, может произойти в результате ДТП, когда может произойти деформация кузова транспортного средства и, как следствие, заклинивание дверей, и пассажирских, и багажного отсека, что также создаст препятствия к применению огнетушителя.

Нормативные документы по пожарной безопасности регулируют нормы крепления огнетушителей. В соответствии с требованиями пункта 5.33 ГОСТ Р 51057-2001 «Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний», для установки огнетушителя на транспортном средстве применяют кронштейн или другое устройство, не уступающее по прочности и надежности крепления кронштейну огнетушителя, а в соответствии с требованиями пункта В.11 всё того же Свода Правил, конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя как при движении, так и при столкновении или ударе ­ о препятствие.

Как следует обслуживать огнетушители, находящиеся в транспортном средстве?

По общим правилам периодичность перезарядки порошковых и углекислотных огнетушителей составляет один раз в пять лет, однако один раз в год эти огнетушители проверяют. Разовая проверка в течение года касается и огнетушителей, размещенных на автотранспортных средствах. Между тем огнетушители, которые эксплуатировались вне кабины или салона, например, на шасси, следует перезаряжать не реже одного раза в год (по причине воздействия на них агрессивной окружающей среды), а огнетушители, которые были защищены от воздействия неблагоприятных климатических условий, следует перезаряжать не реже одного раза каждые два года. Указанные сроки достаточно жестки, и если их пытаться соблюдать, то обращаться к вопросу пожарной безопасности на транспорте автовладельцу придется довольно часто. А вот перезаряжать огнетушитель или купить новый взамен «отслужившего» – пусть каждый решает самостоятельно. С учетом цены порошковых огнетушителей выбор очевиден. А отслуживший, но не использованный огнетушитель может смело отправиться на защиту дачного дома, где, как известно, лишних средств пожаротушения не бывает. Тем более что действующее законодательство обязывает собственников индивидуальных жилых домов в целях пожарной безопасности иметь на приусадебных участках бочку с водой или огнетушитель.

Каковы признаки начинающегося пожара?

Признаки начинающегося пожара довольно просто распознать. Задымление в подкапотном пространстве или салоне, запах гари, устойчивый запах тлеющей изоляции электропроводки или горелой резины должны моментально насторожить. Далее интересный момент, и юридический, и практический. Правила противопожарного режима в Российской Федерации [10] предписывают, что при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении следует немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта защиты, место возникновения пожара, свою фамилию). Это и есть первый интересный юридический момент, заключающийся в том, что про транспорт в этом требовании ничего не сказано. Но пусть это не вводит читателя в заблуждение, так как отсутствие частного не может противоречить общему, в данном случае порядку очередности действия при пожаре. Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи [11] (читай «101», прим. авторов). Теперь практическое противоречие. Как мы говорили, пожары на транспорте скоротечны, а значит, если водитель потратит пусть даже минуту на сообщение, то рискует «упустить» загорание на ранней стадии, и то, что могло быть оперативно локализовано, приобретет такие масштабы, что пожарным спешить уже будет некуда. Поэтому подстраховывать водителя с вызовом профессиональной помощи должны либо пассажиры, либо другие очевидцы. Задача водителя – отдать несколько решительных и точных команд окружающим, а самому действовать! Принимая решение о приоритете вызова спасателей, конечно, следует учитывать, где именно случилось происшествие. В городской черте проблем нет, а вот на загородной трассе у пожарных есть целых 20 минут, чтобы прибыть к месту назначения, но что за это время произойдет с автомобилем, мы уже подробно разбирали ранее. Однако в любом случае помните: где бы вы ни были, всегда обращайтесь за профессиональной помощью, ведь развитие некоторых ситуаций бывает столь непредсказуемо. К тому же, в арсенале у огнеборцев есть не только пена и вода, но и возможность оформить документы, которые впоследствии помогут совершать со сгоревшим или поврежденным авто действия страхового или регистрационного характера.

Следует также помнить, что в некоторых случаях признаки начавшегося пожара могут оставаться некоторое время незамеченными. Обнаружить в движении специфический запах бывает порой довольно трудно, так как встречный поток воздуха отводит от движущегося автомобиля продукты горения. Это утверждение верно при загорании трансмиссии, выпускной системы или элементов ходовой части. Именно из этого обстоятельства вытекает первое правило при пожаре: немедленная остановка и высадка пассажиров. Но где лучше сделать эту остановку, у дорожной обочины? Разумеется, универсального совета, подходящего ко всем ситуациям, нет. Жизненных обстоятельств – великое множество. Соответственно в дорожном заторе или при затрудненном движении автомобильного потока этот совет работать уже не будет, а значит, достаточно просто остановиться и подать соответствующий сигнал аварийной остановки. У проезжающих машин определенно будет время набрать безопасный ­интервал.

Как правильно тушить горящее транспортное средство?

Ситуация первая. Автомобиль горит в движении. Поправки на город и трассу, конечно же, существуют, но в целом набор действий должен выглядеть следующим образом.

Еще в движении, заметив первые признаки пожара, сразу обозначьте другим участникам движения возникшую чрезвычайную ситуацию кнопкой аварийного сигнала, попутно сбрасывая скорость. Это первое, с чего начинается любой набор действий. Одновременно как можно скорее прекратите движение до полной остановки, не создавая аварийную ситуацию для других участников движения, то есть никакого экстренного торможения типа «тормоз в пол» или какого-нибудь другого непредсказуемого и режущего поток маневра вправо или влево. На трассе это будет целенаправленное движение к обочине, и с этим проблем нет, ну а в городе – останавливаемся в потоке, ведь важна каждая секунда, и ждать, пока другие водители пропустят нас в удобный боковой «карман», в котором мы «никому не будем мешать», времени точно нет. Напротив, остановившись в потоке, мы имеем больше шансов на помощь со стороны. Поэтому при первых признаках пожара не надо стесняться привлечь к себе внимание других участников дорожного движения. После полной остановки следует включить нейтральную передачу для механической трансмиссии (любой автолюбитель сделает это рефлекторно), а для АКПП [12] – режим парковки. Затем необходимо быстро заглушить двигатель, это важно. Далее включаем ручной тормоз. Автомобиль должен надежно стоять на дорожном покрытии и никуда не покатиться в самый неподходящий момент. Теперь давайте закрепим первую часть алгоритма еще раз более простыми словами: аварийка – снижение скорости – полная остановка – нейтралка/паркинг – выключение двигателя – ручник.

Предположим, что на это ушло 5–10 секунд, и это отличный результат. А хорошее начало, как известно, половина дела. Еще доля секунды потребуется, чтобы отстегнуть ремень безопасности, если, конечно же, автовладелец не пренебрегает этим важным правилом. Наиболее вероятно, что очаговые признаки окажутся снаружи в подкапотном пространстве, тогда, прежде чем выйти из авто, нажимаем рычаг открытия капота. Если в салоне есть пассажиры, то просим всех выйти из машины. Касается это, например, и людей, сидящих в автобусе, только не забываем при этом включить в салоне свет и открыть все двери. Просим пассажиров вызвать профессиональную помощь и привлечь других участников движения, которые потенциально могут помочь нам своими огнетушителями для проведения дополнительной атаки на пламя. Берем огнетушитель, ранее мы уже разбирались, где он должен находиться. По ходу приводим его в действие, снимая пломбу и удаляя чеку или иной блокировочный элемент запорного устройства. Разумеется, лучше заранее разобраться, как им пользоваться, еще перед тем, как оснастить транспорт. Если мы действуем с помощником из числа пассажиров или подоспевших на помощь очевидцев, то просим слегка приоткрыть крышку капота. Если до этого момента вы всё сделали оперативно, то никакой палки или даже лома, как советует большинство интернет-статей, вам для этого не понадобится. Искать эти предметы будет просто некогда, да и негде. Металл еще не успеет так быстро принять тепло от начинающегося пожара, поэтому аккуратно приоткрыть крышку капота получится без проблем и последствий. Действовать с осторожностью следует, если из-под капота наружу уже вырывается пламя. Тогда через небольшое приоткрытое пространство нужно попытаться рассмотреть, где именно в моторном отсеке расположен очаг и направить в него шланг с насадкой и только затем подавать огнетушащее вещество. Даже если пламя или тление в моторном отсеке находятся глубоко, длины струи вполне хватит для локализации. Когда пламя сбито, смело открывайте капот полностью и окончательно тушите очаг возгорания.

Работая с порошковыми огнетушителями, следует помнить про ограниченное время работы – не более 6–10 секунд, отсутствие охлаждающего эффекта и снижение видимости. Так что направлять шланг с распылителем в большинстве случаев придется интуитивно. В процессе тушения лучше менять угол наклона распылителя (раструба) и тушить моторный отсек с разных сторон. Закономерный итог применения порошка – загрязнение защищаемого объекта, но, как показывает практика, состав достаточно легко убрать мощным ­пылесосом.

Когда всё перечисленное удалось реализовать, нужно попросить тех, кто вызывал пожарно-спасательные подразделения к вам на помощь, связаться со службой спасения еще раз и сообщить, что возгорание ликвидировано самостоятельно. Тогда, если автомобиль с пожарными уже выехал, он вернется обратно в депо, а водителю снова придется заняться подкапотным пространством: снять контактные клеммы с аккумуляторной батареи (АКБ). Когда подкапотное пространство полыхает, отвлекаться на отключение АКБ не следует – потеря драгоценного времени. К тому же, в стрессовой ситуации быстро разобраться с тем, как снять клеммы, без профессиональной подготовки не получится. Итак, пожар ликвидирован, автомобиль обесточен. Повторно запускать двигатель не целесообразно. Авто вряд ли сможет продолжить движение самостоятельно. Если это средство передвижения индивидуального назначения, то, выждав немного времени и окончательно убедившись в отсутствии повторного загорания, буксируем или эвакуируем автомобиль в ремонтную мастерскую, за исключением тех случаев, когда автомобиль застрахован от ущерба (КАСКО) и чрезвычайную ситуацию нужно зафиксировать. В этом случае связь со спасательной службой придется поддерживать и дальше. К месту происшествия должен обязательно прибыть представитель МЧС России, как правило, пожарный дознаватель. Ему необходимо зафиксировать происшествие, чтобы в дальнейшем подготовить необходимые документы, в том числе процессуального характера.

Что еще упускают стандартные наборы действий? Ликвидировать огонь в транспортном средстве лучше несколькими огнетушителями одновременно. Тогда эффективность тушения возрастет в несколько раз. Разумеется, делать это придется, как минимум, вдвоем, иначе не получится, так как работать с двумя огнетушителями сразу один оператор не сможет.

Теперь рассмотрим ситуацию номер два. Она несколько сложнее и заключается в том, что водитель транспортного средства, находящегося в движении, столкнулся с пожаром один на один и помочь ему ни с тушением, ни с вызовом пожарной охраны некому. Весь набор первоочередных действий остается тот же, только не будет помощников, чтобы приоткрыть крышку капота. Огнетушителем можно работать лишь двумя руками: одной – направлять огнетушащее вещество, а другой – приводить в действие пусковой рычаг. Если помощников привлечь так и не удалось и никто из проезжающих мимо водителей по своей инициативе не остановился, то придется самому поднимать крышку капота, ставить ее на упор и лишь затем начинать работать огнетушителем. Задача несколько упростится, если капот снабжен газовыми стойками. Но из-за более сильного притока кислорода необходимо действовать еще быстрее.

Ситуация номер три связана с возникновением пожара в результате дорожно-транспортного происшествия. Это, пожалуй, самый тяжелый случай. ДТП, как и пожар, – уникальное явление с индивидуальным набором обстоятельств, которых, как и ходов в шахматах, великое множество. Выбор решающего направления здесь очевиден. Вектор действий со спасения имущества переносится на спасение людей. В большинстве случаев, за редким исключением, при столкновении транспортных средств происходит быстрый размен поступательной энергии, после чего машины – участники ДТП останавливаются. То есть проблем с остановкой уже нет. Однако первые трудности начинаются сразу после этого. Либо разлив топлива на большой площади под поврежденным автомобилем, либо появление первых признаков начинающегося пожара.

Поэтому, в первую очередь, необходимо, чтобы все люди, находящиеся в автомобиле, покинули его. Решать этот жизненно важный вопрос по мере сил и возможностей должны все: и те, кто находится внутри, и те, кто снаружи – очевидцы.

Если в одном из транспортных средств начинается пожар, все усилия водителей, пассажиров и очевидцев должны быть направлены только на спасение людей. Пожар – как раз тот самый исключительный случай, когда пострадавших следует транспортировать в безопасную зону до прибытия экстренной медицинской службы, даже невзирая на риск причинить вред их здоровью в процессе извлечения из деформированного кузова. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому весь набор основных действий должен реализовываться только в этом направлении. Что делать после того, как все пассажиры извлечены из загорающегося авто, подскажет сама ситуация. Но при малейшем намеке на возможную угрозу для жизни или здоровья единственным правильным решением будет покинуть опасную зону.

Если вы стали очевидцем или просто не смогли равнодушно проехать мимо крупного ДТП, твердо решив хотя бы чем-нибудь помочь пострадавшим до приезда оперативных служб, помните, что довольно часто подобные аварии сопровождаются разливом топлива. Как правило, это происходит в результате боковых ударов, разрушительная сила которых приводит к разгерметизации бензобака, или при столкновении грузовых машин, бензобак которых не защищен. Средняя емкость бензобака грузового авто составляет около 500 л, соответственно, площадь разлива может достигать сотни квадратных метров. Случаев, когда разлитое топливо вспыхивало, история знает предостаточно. Именно поэтому аварийно-спасательное оборудование экстренных служб сделано в безыскровом исполнении. Набор первоочередных действий участника ДТП или его очевидца должен включать в обязательном порядке передачу в экстренную службу информации о разливе легковоспламеняющейся жидкости, ее характеристиках и желательно площади, чтобы к месту ДТП как можно быстрее прибыла пожарно-спасательная техника, которая удалит разлитую жидкость с дорожного покрытия. Еще одна общая задача – не допустить к месту разлива зевак-курильщиков, которые машинально, не отдавая отчета в своих действиях, могут внести в горючую среду источник зажигания, тем самым значительно усугубив последствия ДТП.

Четвертая ситуация. Пожар произошел в автомобиле, стоящем на парковке или автостоянке.

Сегодня с увеличением количества автомобилей на душу населения абсолютно все парковки и автостоянки испытывают небывалую избыточную нагрузку. Расстояния между припаркованными автомобилями сократились до такой степени, что водители с большим трудом могут вылезти через щель еле приоткрытой двери, аккуратно упертой в кузов соседней машины. В вечернее время во внутридворовой зоне многоэтажных жилых кварталов нагрузка на парковочные места усиливается настолько, что проезды и подъезды для специальной пожарной техники становятся невозможными. На дорожном покрытии тупиковых дворовых площадок автомобили блокируют друг друга на ночь в два-три, а иногда и четыре ряда. Как именно затруднен подъезд для специальной техники, наглядно видно жильцам верхних этажей.

Когда злоумышленники в качестве объекта поджога выбирают автомобиль, припаркованный в глубине двора, вместе с ним обычно сгорают и соседние машины. Но даже если пожар в припаркованном автомобиле не вызван поджогом, в большинстве случаев очевидцы обнаруживают его слишком поздно, уже на второй стадии развития, когда огонь набрал мощь. Пытаться тушить огонь, конечно, нужно, хотя бы для того, чтобы снизить распространение, однако более благоразумно направить усилия на защиту соседних транспортных средств или зданий. Эффективнее всего попытаться отбуксировать, в зависимости от ситуации, либо само горящее транспортное средство, либо стоящие рядом с ним автомобили, желательно на безопасное расстояние, минимум на 4–5 метров.

Правила противопожарного режима строго регулируют объекты транспортной инфраструктуры. Например, в отношении помещений для хранения или стоянки транспорта в количестве более 25 единиц, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры, в обязательном порядке должен быть разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре. Мало того, такие помещения и площадки должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 единиц техники. Это требование как раз подразумевает целенаправленные действия персонала автостоянки по снижению возможного материального ущерба при пожаре.

Интересный факт. С точки зрения пожарной безопасности и методов оценки риска, хранить автомобиль на открытой стоянке гораздо безопаснее, чем на закрытой автопарковке или в ином закрытом сооружении гаражного типа. Вероятность загорания транспортного средства и, как следствие, соседних автомобилей значительно ниже, так как на открытой автостоянке отсутствует ряд внешних провоцирующих ­ факторов.

(Продолжение следует)


Сноски:

[1] Сибирко В.И., Чабан Н.Г., Морозова И.А. Анализ числа пожаров, возникших на автомобилях различных марок в Российской Федерации // Сборник материалов XXV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пожарной безопасности». – М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2013. – С. 183.

[2] Источники: http://www.topnews.ru/news_id_111189.html; https://ura.news/news/1052313330

[3] Исхаков Х.И., Пахомов А.В., Каминский Я.Н Пожарная безопасность автомобиля. – М.: Транспорт, 1987.

[4] Источник: Движение автомобилистов одобрило запрет на курение (https://news.ru/obshestvo/zapret-kureniya-za-rulem/); Запрет курения за рулем автомобиля и можно ли курить сегодня? (https://autotonkosti.ru/n/zapret-kureniya-za-rulyom-avtomobilya-i-mozhno-li-kurit-segodnya).

[5] Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах. Статья 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения». П. 7.7 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

[7] В настоящее время в Российской Федерации обращаются следующие виды огнетушителей: водные, воздушно-эмульсионные, воздушно-пенные, порошковые, углекислотные, хладоновые и комбинированные. Наиболее распространены и доступны порошковые и углекислотные огнетушители.

[8] ГОСТ Р 51057-2001 «Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний», п. 5.29, п. 9.21.

[9] Автотранспортные средства, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С (горение газообразных веществ) (П. В.6 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»).

[10] Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

[11] Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Ст. 22 Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ).

[12] АКПП – автоматическая коробка переключения передач.

03.11.2019Читать далее