Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Футбол: аспекты безопасности

Рубрику ведет Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, кандидат исторических наук Виктор Асаулов

Российская футбольная Премьер-Лига: практика обеспечения безопасности во время спортивных мероприятий

Обеспечение безопасности является ключевым вопросом при проведении матчей по футболу. Ни один из них не может состояться в случае угрозы жизни и здоровью граждан.

В ту огромную работу, которая проводится до начала футбольного матча, во время его проведения и после окончания, вовлечены сотни, а иногда тысячи людей: сотрудники Премьер-Лиги, офицеры по безопасности, специалисты по работе с болельщиками клубов, стюарды, охранные предприятия, полиция, Росгвардия, ФСБ России, вспомогательные подразделения организатора соревнования и стадиона, делегат матча. Все они задействованы в обеспечении безопасности. Нет надобности подробно останавливаться на их работе. Это может занять достаточно много времени и интересно лишь узким специалистам. Важнее вспомнить былое и остановиться на тех положительных процессах, которые происходят в футбольной безопасности в течение последних лет.

Вчера

Если вернуться назад, в 2001 год, ко времени создания Российской футбольной Премьер-Лиги, многие вспомнят, что сообщения со стадионов зачастую наводили ужас на любителей футбола. Футбольные матчи сопровождали столкновения с милицией, драки между болельщиками, телесные повреждения, уничтожение и повреждение имущества.

Отсутствие единых правил поведения зрителей, устаревшие стадионы, недостаточный опыт работы с болельщиками, не всегда профессиональные действия милиции являлись основными причинами нарушений на футбольных аренах. Вопросы обеспечения без­опасности государство решало за счет привлечение на матчи огромного количества сотрудников правоохранительных органов и солдат внутренних войск, полностью замкнув на себя управление этими процессами.

Проведение матчей напоминало войсковые операции. Для обеспечения безопасности привлекалось от 1500 до 5 000 сотрудников, в зависимости от категории матча. Шеренги солдат, экипированных для ведения уличных боев, стена милиции по периметру футбольного поля. Всё это являлось обычной картиной для зрителей. Клубы были бесправны в решении вопросов безопасности и, соответственно, вкладывать деньги в решение этой проблемы не спешили. Офицеры по безопасности не обладали серьезными полномочиями и в большей степени напоминали статистов.

Любые неправомерные, на взгляд силовиков, действия на стадионах подавлялись силами ОМОН и других подразделений милиции. При этом многие из них провоцировались несогласованной работой самих стражей правопорядка. Возникавшие в связи с футбольными матчами беспорядки вызывали оживленные дискуссии в СМИ, негодование граждан, требующих изменения ситуации. Но, увы, ничего не менялось. К существующим проблемам безопасности, возникавшим на стадионах, прибавились еще более серьезные. Футбольные стадионы стали привлекательным местом для совершения террористических актов, последствия которых могли быть катастрофическими.

Сегодня

Олимпийские игры 2014 года в Сочи дали ощутимый импульс для успешного решения вопросов, связанных с обес­печением безопасности и комфорта зрителей. То, что не удавалось сделать в течение долгого времени, сейчас во многом уже реализовано. При этом мы не останавливаемся на достигнутом, а, используя лучший отечественный и мировой опыт, движемся вперед. Определяющим моментом здесь явилось принятие ряда законодательных и нормативных документов, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности. Наряду с действовавшим Законом о Полиции появились дополнения в Закон о спорте и Кодекс об административной ответственности, приняты Правила поведения зрителей и Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, а также другие нормативные документы и постановления Правительства. Изменения в части обеспечения безопасности претерпели регламент Чемпионата России по футболу и стандарт Российского футбольного союза (РФС) «Футбольные стадионы».

Этими документами обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении футбольных матчей возложено на организаторов официальных спортивных соревнований.

Изменился процесс обеспечения безопасности во время матчей. Полиции стало меньше, и она практически ушла со стадионов. Более 90% матчей проходит без присутствия стражей правопорядка непосредственно на футбольных аренах. Силовые структуры заменили контролеры-распорядители и сотрудники частных охранных предприятий, именно на них легла основная нагрузка по обеспечению безопасности. Об этом красноречиво говорят статистические данные трех сезонов Чемпионата России по футболу:

- 2014/2015 гг. – 179 846 сотрудников правоохранительных органов, из них в чаше стадиона – 5 644; контролеров-распорядителей и сотрудников ЧОП – 54 281 человек.

- 2015/2016 гг. – 147 405 сотрудников правоохранительных органов, из них в чаше стадиона – 2 227; контролеров-распорядителей и сотрудников ЧОП – 62 513 человек.

- 2016/2017 гг. – 105 063 сотрудника правоохранительных органов, из них в чаше стадиона – 745; контролеров-распорядителей и сотрудников ЧОП – 74 898 человек.

Сотрудники полиции обеспечивают без­опасность только на прилегающей к стадиону территории, формируют оперативный резерв, участвуют в совместном с контролерами-распорядителями досмотре граждан при входе на спортивное сооружение. Только в случае необходимости полиция по письменной просьбе организатора или в ходе матча по обращению руководителя Координационного штаба оказывает содействие контролерам-распорядителям и сотрудникам ЧОП в решении локальных вопросов в чаше и на территории стадионов.

Вспоминаю наш первый опыт такого сотрудничества на матче за Суперкубок России по футболу, который состоялся в Краснодаре в 2014 году между футбольными клубами ЦСКА и «Ростов». На трибунах и территории стадиона полиция отсутствовала, но когда произошёл «всплеск» активности болельщиков ЦСКА и появилась угроза выбегания на поле, контролеры-распорядители были оперативно усилены бойцами ОМОН. При этом решение о его вводе принимал Координационный штаб. Как только обстановка на трибунах улучшилась, оперативное подразделение покинуло чашу стадиона.

Сейчас такие штабы действуют на всех матчах Премьер-Лиги. Еще несколько лет назад подобное казалось невозможным. Это существенно улучшило наше взаимодействие с правоохранительными органами, мы стали лучше понимать друг друга и быстро находить оптимальные решения, что положительно сказалось на состоянии правопорядка. По итогам первого круга Чемпионата России по футболу 2016/2017 гг., в сравнении с аналогичным периодом прошлого сезона, на 52% сократилось количество случаев использования пиротехники, на 34% – случаев нецензурного скандирования, и как результат – на 15% увеличилась заполняемость стадионов.

В постоянном режиме идет специальная подготовка контролеров-распорядителей. Все они имеют соответствующие сертификаты и удостоверения. Мы планируем подготовить порядка 16 тысяч таких контролеров.

Исходя из возросших требований к организаторам соревнований, расширения круга решаемых вопросов повышен статус сотрудников по безопасности клубов. Регламентом РФС в клубах введены должности заместителя руководителя по безопасности в ранге вице-президента, заместителя генерального директора или директора по безопасности. В обязанности этих руководителей входит разработка планов по обес­печению безопасности, организация работы контролеров-распорядителей и частных охранников, руководство Координационным штабом сил, обес­печивающих порядок во время футбольного матча, взаимодействие с силовыми структурами, обеспечение безопасности команд и официальных лиц.

Во всех клубах появились должности специалистов по работе с болельщиками. Они являются связующим звеном между клубами и болельщиками. Им должны доверять и руководители клуба, и болельщики. Им необходимо хорошо знать жизнь фанатов, особенности их субкультуры. Это крайне важное направление, от которого зависят спортивные и коммерческие результаты. Премьер-Лига придает большое значение этой работе.

Серьезные изменения произошли в инфраструктуре и техническом оснащении стадионов, где играют команды Премьер-Лиги. Появились современные арены (в Казани, Краснодаре, Уфе, Екатеринбурге, Грозном, Махачкале, Сочи, Санкт-Петербурге, Москве и Московской области).

Заканчивается строительство стадиона «Динамо» в Москве, достраиваются еще девять стадионов. Все они будут отвечать самым высоким стандартам без­опасности.

Ужесточились требования к старым стадионам Премьер-Лиги. Они оборудованы камерами видео­наблюдения, системами контроля и управления доступом (СКУД). Многие стадионы оснащены специальной досмотровой техникой, газоанализаторами, рентгеновскими установками и другими техническими средствами безопасности. Работа по их оснащению ведется постоянно в соответствии с приказом МВД России от 17.11.2015 г. № 1092 «Об утверждении требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности».

Завтра

Российской футбольной Премьер-Лигой разработана и полностью готова к введению система идентификации личности болельщиков. В тестовом режиме на добровольной основе она уже применяется в РФПЛ и ряде клубов. На сегодняшний день мы получили около 40 тысяч идентифицированных лояльных болельщиков. В течение сезона 2017/2018 гг. Регламентом Чемпионата России по футболу предусмотрено введение обязательной идентификации зрителей. Такая возможность появилась благодаря изменениям в Законе «О физической культуре и спорте» от 22 ноября 2016 г., предоставившим организаторам спортивных соревнований право принимать решение о продаже билетов по документам, удостоверяющим личность. Технические требования для идентификации на стадионах высшей и первой категории уже закреплены в Стандарте РФС «Футбольные стадионы».

Вспоминаю, как не просто далось это решение. Особенно Виталию Мутко, при котором фактически произошли те изменения по обеспечению безопасности на спортивных аренах. Однако, принимая какое-то решение, он всегда думал о болельщиках, переживал за них, постоянно встречался с ними, обсуждал их проблемы, оказывал помощь. Скажу, что и мне доставалось, когда речь шла о возможном ущемлении прав болельщиков. Согласно разработанному механизму, болельщику для посещения футбольных матчей необходимо будет один раз зарегистрироваться в базе данных своего клуба и получить индивидуальный номер (ID) в единой системе идентификации РФПЛ. Все покупки билетов через Интернет или кассы будут осуществляться с использованием ID.

Система идентификации сможет в режиме реального времени представлять полную информацию о болельщике, позволит организатору матча отказать в продаже билетов и не допустить на спортивные объекты зрителей, по которым имеются соответствующие судебные решения. С помощью системы соответствующие службы предупреждаются о появлении на стадионе лиц, склонных к совершению правонарушений, в реальном времени информируются о заполняемости секторов стадиона.

Наибольшая эффективность системы может быть достигнута при наличии биометрической идентификации зрителей, получивших ID. Она позволит исключить несанкционированную передачу билетов и абонементов, поименно выявлять правонарушителей во время футбольного матча и привлекать их к ответственности. Наказание станет неотвратимым для всех нарушителей. Но это уже следующий этап, над которым мы работаем.

К положительным тенденциям, связанным с улучшением обстановки на стадионах, следует отнести и введение ст. 20.31 КОАП, позволяющей выносить административный запрет на посещение матчей за нарушение правил поведения болельщиков. Это действенная мера. Практика применения этой статьи постоянно расширяется. В настоящее время появилась уникальная возможность изменить ситуацию на стадионах, сделать их посещение более без­опасным и комфортным.


Правовые основы обеспечения безопасности на стадионах

Федеральный закон (ФЗ) от 04.12.2007 г. № 329 –ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»;

ФЗ от 23.07.2013 г. № 192 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований»;

Постановление Правительства России от 16.12.2013 г. № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»;

Постановление Правительства России от 18.04.2014 г. № 353 «Об утверждении Правил обеспечения без­опасности при проведении официальных спортивных соревнований»;

Приказ Министерства спорта России от 26.11.2014 г. № 948 «Об утверждении Типовой инструкции по обес­печению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта при проведении официальных спортивных соревнований»;

Приказ МВД России от 17.11.2015 г. № 1092 «Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности»;

Постановление Правительства России от 06.03.2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта».

03.02.2018Читать далее

партнёры