Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Виктор ЗУЙКОВ: «Зверей тоже приглашают на кинопробы»

В гостях у журнала «Полиция России» главный режиссёр киностудии «Мосфильм» по работе с животными Виктор ЗУЙКОВ.

– Виктор Александрович, когда у вас обнаружились навыки дрессировщика?

– Думаю, лет с пяти. В этом возрасте у меня был ёжик по кличке Репейник. Но сколько я ни бился, талантов у колючего зверя не пробудил. А если серьёзно, то первый опыт съёмки с участием животного приобрёл на военной службе. На аэродроме, где базировалась наша дивизия (я служил на Камчатке), жила дворняга по кличке Пропеллер. Вот этот пёс и стал моим первым актёром, которого я снял на любительскую видеокамеру. Естественно, перед этим процессом я потренировал своего подопечного. Он выполнял некоторые трюки. Фильм, снятый мной, произвёл огромное впечатление на гарнизонных детишек. Пропеллер стал звездой местного масштаба.

– Как вы попали в большое кино?

– Помог Его величество случай. После увольнения в запас мне предложили работу кинолога в военно-охотничьем обществе. В шутку меня называли заместителем министра обороны по собачьим делам. Была середина 90-х. У так называемых новых русских появилась мода на собачьи бега. Я помогал готовить к этим состязаниям английских борзых (грейхаундов). А ещё занимался конным спортом. Однажды на верховой прогулке ехал рядом с Сергеем Жигуновым. Разговорились. Он мне и предложил поставить сцены псовой охоты для сериалов «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро», которые продюсировал. Увы, отечественный кинематограф в те годы разваливался, специалистов по работе с животными не было. Ну я и решился.

– Справились?

– Отзывы были неплохие, даже от французов. Именно тогда, в 1995 году, мы с Жигуновым и решили, что должна появиться новая профессия – режиссёр по работе с животными.

– Почему «новая»? Ведь и прежде снимались замечательные фильмы, где были задействованы четвероногие артисты…

– Согласен. Вспомните хотя бы такие шедевры, как «Джульбарс», «Ко мне, Мухтар», «Полосатый рейс», «Белый Бим Чёрное ухо», «Приключения Электроника»… Голливуд нам наверняка завидовал. Но специальности такой не существовало. На проекты приглашались отдельные умельцы – как правило, дрессировщики из цирков, милиционеры-кинологи либо любители. Хотя у «Мосфильма» в своё время имелась своя кинозообаза. Дислоцировалась она в городе Петушки Владимирской области. Хорошее было подразделение. Там содержались волки, медведи, олени, кабаны, лисицы и прочая живность. Проблем с подбором зверей для киношников не было. Увы, после развала СССР база прекратила своё существование. Причина банальная – отсутствие средств. Животных попросту не на что стало кормить.

– В «Королеве Марго» в сцене охоты участвует ещё и кабан. Он настоящий?

– Да, настоящий. Но в отдельных наиболее опасных моментах его подменял каскадёр...

– Позвольте, а как человек мог дублировать клыкастого вепря?

– Это один из секретов кинематографа. Брали шкуру кабана, одевали в неё человека. Он и изображал зверя. А управлял им по рации я. У меня имеется уникальное видео: во время перерыва между командами «Мотор!» я выдаю «кабану» сигарету и инструкции, а последний с удовольствием делает затяжку.

– Но ведь сцена довольно динамична. Мало ли что могло случиться…

– Ни одно животное в процессе съёмок не пострадало. Кстати, эта фраза впервые фигурировала именно в наших титрах. Более того, все звери были застрахованы на довольно приличную сумму.

– Как правило, чтобы попасть в кино, актёры проходят пробы. А ваши подопечные?

– Не поверите: они также фильтруются через кастинги. Например, режиссёру требуется овчарка для какого-то сюжета. Но ведь у каждой собаки свой характер, свой темперамент, свои привычки. И далеко не все способны работать в кино. На съёмочной площадке масса раздражающих факторов: стрёкот камер, софиты, большое скопление незнакомых людей. Особенно животные реагируют на запахи. А наши актрисы очень любят духи. Более того, отдельные сцены требуют специальной подготовки. Порой мы приучали собак к дыму, стрельбе, огню, взрывам. На эту «школу» уходили недели. И только уже подготовленных четвероногих актёров допускали к съёмкам.

– То есть вашу студию можно смело назвать «кинозоофакультетом»?

– А почему бы и нет? На сегодняшний день «Мосфильм-КИНОлогия» – единственная профессиональная база, которая выращивает из животных, причём иногда даже бездомных, кинозвёзд. Хаски по кличке Метель сыграла более двадцати ролей. За её хвостом такие ленты, как «Граница. Таёжный роман», «По ту сторону волков», «Тайга. Курс выживания», «Сыщики» и многие другие. Наверняка многие помнят эпизод в сериале «Граница», когда капитан Голощёкин, которого играл актёр Алексей Гуськов, вступает в единоборство с волчицей. Открою секрет: страшного зверя гениально сыграла именно Метель. А во время самой схватки боролся с волчицей не артист, а я. Сцена была сложной. Эти несколько десятков секунд, что доступны зрителю, мы снимали несколько часов.

– Но ведь в конечном итоге Голощёкин убивает свою соперницу. И она лежит окровавленная...

– Повторюсь: ни одно животное не пострадало. Кстати, их в ленте было великое множество. Волчата (настоящие), ястреб, ворон, дикие утки, лягушки, пиявки, улитки, бабочки и даже муравьи. Поверженную хищницу изображает тоже хаски – мама Метели, по кличке Ася. А кровь на её шерсти заменил обыкновенный кетчуп.

– Теперь понятно, что животные в безопасности. А люди, которые с ними работают в кадре?

– К сожалению, бывают неприятные инциденты. Кстати, один из них произошёл с вашим коллегой. Однажды сотрудник Объединённой редакции МВД России, в ту пору заместитель главного редактора газеты «Щит и меч», Евгений Катышев играл вожатого служебной собаки (так в 40-е годы именовались милиционеры-кинологи) в сериале «МУР – третий фронт». По сценарию ему нужно было бежать за бандитом, держа собаку на поводке. Пёс слишком резко рванул через канаву, и Евгений, не удержавшись, упал, порвав связки на ноге. Несмотря на травму, он доиграл роль до конца, хотя скорую вызывать всё же пришлось.

– Собаки привязаны к своим хозяевам. Но ведь в кино они должны слушаться постороннего человека – исполнителя роли. Как можно этого добиться?

– Во-первых, задолго до начала работы мы знакомим артиста с его хвостатым партнёром, чтобы они привыкли друг к другу. А во-вторых, есть универсальное средство – лакомство. Например, в известном сериале «Участок» у главного героя, которого сыграл один из популярных актёров, всегда в карманах находился корм или любимая игрушка. Во время съёмок всем было категорически запрещено угощать бладхаунда Цезаря чем-либо. Более того: никто не имел права сунуть руку в карман. Секрет был прост. Артист кричит «Цезарь!» и суёт руку в карман. Пёс понимает, что сейчас будет лакомство, и бежит. Практически все сцены удавались с первого дубля.

– С кем труднее работать – с собаками или с кошками?

– С кошками. Если первые считают человека хозяином, то вторые принимают нас за прислугу. Они сами учат нас жить. Кошки способны погубить весь съёмочный день. Что-то они могут сделать за еду, а за «просто так» хвостом не пошевелят. Бывает, что из-за усато-полосатых артистов меняется весь график. Если режиссёр требует, чтобы кошка бегала, прыгала, то я настаиваю на съёмках в первой половине дня. А вот если кошка должна лежать, то лучшее время для работы – вечер.

– С какими ещё животными приходилось работать за прошедшие годы?

– Почти со всеми представителями фауны. Начиная с таракана и заканчивая слонами. Буквально недавно пришлось держать в руках мохнатого паука-птицееда. Он здоровенный – с ладонь взрослого человека. По сюжету паука надо было посадить на руку телеведущему. Он побледнел, когда на его запястье забралось это чудовище. А девушка-соведущая попросту убежала из кадра. Хотя паук совершенно безобидный, если, конечно, не проявлять по отношению к нему агрессию.

– А с пернатыми артистами приходилось сотрудничать?

– И не раз. С чайками, воронами, соколами, куропатками, воробьями, не говоря уже о голубях и курах.

– Птицы, наверное, вообще непослушные?..

– Я бы так не сказал. Интеллект у них есть. Ещё какой! В сериале «Бригада» я работал с вороном по кличке Блейд. Он выполнял очень сложные команды. Делал перелёты, садился на плечо определённому артисту, по моему знаку каркал. А чего только стоит сцена, когда он в клюве несёт золотую цепь убитого бандита. Звезда Всемирной паутины и телевидения – гениальный молуккский какаду Савелий. Он знает более сотни слов. Причём произносит их осознанно, в тему. В его фильмографии около двух десятков работ. А ещё Савелий – участник всех мероприятий, которые проводит для мальчишек и девчонок благотворительный фонд столичной полиции «Петровка, 38». В конце минувшего года наша студия совместно с вышеназванным фондом провела «Кино-зоо-ёлку Зверолашъ» в Культурном центре ГУ МВД России по городу Москве. На неё были приглашены сыновья и дочери сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга. А в День защиты детей на этой же площадке в Московском молодёжном театре мы организовали для юных зрителей праздник с участием животных-актёров. Савелий всегда был в центре внимания.

– Часто к вам обращаются киношники за помощью?

– Очень. Студия довольно известная. Нередко студенты просят предоставить животных для съёмок очередного «гениального» фильма, который они отправят на Каннский фестиваль. Это меня не вдохновляет. Хотя приходится им помогать. Но когда я услышал, что дипломной работой одного из выпускников ВГИКа станет сказка для детей, я с удовольствием откликнулся.

– И заключительный традиционный вопрос. Каковы ваши творческие планы?

– Провести десятый – юбилейный – кинофестиваль «Золотой клык». Это единственный в мире смотр лент, в которых оценивается работа хвостатых исполнителей и людей, которые работают с ними на съёмочных площадках. А вообще, я мечтаю, чтобы у нас возродилось хорошее, доброе кино, рассчитанное на детскую и юношескую аудиторию. Кстати, девиз нашей студии звучит так: «Долой бандитские сериалы! Хотим видеть на экранах «человеческие» лица зверей!»

Беседу вёл Евгений АНДРЕЕВ
Фото из личного архива Виктора ЗУЙКОВА


Визитная карточка

Родился 7 июля 1954 года в Москве.

Дрессировщик, режиссёр по работе с животными.

Одним из первых начал профессионально готовить животных для работы в кинематографе. Его подопечные снялись во множестве популярных фильмов и сериалов, в частности: «Королева Марго» (1997), «Графиня де Монсоро» (1997), «Сибирский цирюльник» (1998), «Граница. Таёжный роман» (2000), «Сыщики» (2001–2006), «Олигарх» (2002), «По ту сторону волков» (2002), «Тайга» (2002), «Участок» (2003), «Куклы» (2012), участвовали в различных телепрограммах и шоу: «О.С.П.-студия», «Дог-шоу», «Город женщин», «Большая стирка», «Лолита. Без комплексов», «Принцип домино», «Что хочет женщина».

Генеральный директор студии «Мосфильм-КИНОлогия».

Президент кинофестиваля «Золотой клык».

Член благотворительного фонда ГУ МВД России по городу Москве «Петровка, 38».

16.08.2019