Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Загадка «неизвестного в сером»

Рубрику ведёт главный хранитель Художественного фонда Студии художников им. В. В. Верещагина МВД России Анастасия ЛИХОВЦЕВА.

Музейные портреты живут особой жизнью, храня свои загадки и тайны – за каждым из них человеческая судьба и история.

В Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля долгое время хранился «Портрет неизвестного в сером», исполненный, как считалось, «неизвестным художником круга Валентина Серова». Многолетние поиски искусствоведов музея позволили установить, что картина принадлежит кисти всемирно известного художника, яркого представителя русского экспрессионизма, члена легендарного художественного объединения «Синий всадник» Алексея Явленского. С этим портретом, его атрибуцией и с личностью изображённого на полотне человека связана интересная история.

Творчество Алексея Явленского признаётся искусствоведами редким, оригинальным художественным явлением. Его картины – гордость коллекций авангарда и редкость на художественном рынке. Выпускник военного училища в Москве, вольнослушатель Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, ученик Ильи Репина, Явленский в 1896 году уехал в Мюнхен, чтобы продолжить художественное образование, но с началом Первой мировой войны и последовавших за нею политических потрясений в России уже не имел возможности вернуться на родину и оказался в вынужденной эмиграции. Этим объясняется то, что наследие мастера хранится в основном в зарубежных коллекциях. В российских музеях и частных собраниях в общей сложности насчитывается не более двадцати его работ, десять из которых принадлежат собранию Омского музея.

Наличие картин Явленского в Омске уникально ещё и потому, что сам художник никогда не бывал в Сибири. Как они оказались здесь? Эта загадка долгие годы не давала покоя исследователям. Из биографии живописца следует, что только однажды, летом 1891 года, будучи учеником Академии художеств, он отправился вместе со своим другом писать этюды на Южный Урал, путешествуя по Великому Сибирскому пути. Но до Омска они не добрались: железная дорога тогда доходила только до Челябинска.

Коллекция картин Явленского из Омского музея включает несколько портретов и автопортретов, пейзажи и натюрморты. Искусствоведы пришли к выводу, что она собиралась в течение двадцати лет, ещё до момента своего появления в Омске. Возникло предположение, что картины могли принадлежать кому-то из родственников художника. Тогда-то исследователей и заинтересовал его брат, Дмитрий Явленский, назначенный в 1915 году губернатором Акмолинска и прослуживший в этой должности около полугода.

Дмитрий Георгиевич родился в 1866 году в имении Кузлово Тверской губернии. После окончания 4-го Московского кадетского корпуса и 2-го Константиновского военного училища состоял на государственной военной службе. С января 1892 года числился по Министерству внутренних дел и до 1904 года занимал должность земского начальника участка в Романово-Борисоглебске Ярославской губернии. По-видимому, тогда произошло знакомство Явленского с губернатором Борисом Владимировичем Штюрмером, способствовавшим продвижению Дмитрия Георгиевича по служебной лестнице. В 1902 году Штюрмер занял место начальника Департамента общих дел Министерства внутренних дел, и спустя два года Явленский утверждается начальником отделения этого департамента, где он служил до октября 1913 года. За время службы включался от Министерства внутренних дел в различные комиссии. В 1907 году – по рассмотрению вопросов, связанных с деятельностью мозаичного отделения Академии художеств, в 1909-м – по обсуждению финансовой стороны проекта о сохранении памятников древности. А в 1913 году он назначается представителем от МВД в Особое совещание по вопросам о земских и других преобразованиях в Сибири и по рассмотрению проекта преобразования штатов крестьянских установлений Сибири и Степного края. В октябре того же года Явленский, имевший к этому времени чин действительного статского советника, получает назначение в Омск на должность заведующего канцелярией Степного генерал-губернатора. Его усердие в службе было отмечено наградами – орденом Святого Владимира III степени и орденом Святого Станислава I степени.

Алексей Явленский после отъезда в Германию в 1896 году приезжал в Россию в гости к брату. Тогда, во время службы Дмитрия земским начальником в Романово-Борисоглебске, вероятно, и был написан его портрет, считавшийся долгое время «Портретом неизвестного в сером». Художник виделся с братом и в 1906 году, когда приезжал в Петербург, на свою выставку. Произведения художника экспонировались и на других выставках в Петербурге, на которые он отправлял свои картины из Мюнхена. После закрытия выставок именно Дмитрий, который жил тогда в Петербурге, мог забрать картины. Так, постепенно в его петербургской квартире собралась коллекция произведений Алексея Явленского.

Вступая в должность заведующего канцелярией Степного генерал-губернатора, Дмитрий Явленский привёз картины с собой в Омск. В сентябре 1915 года его назначают губернатором Акмолинской области, входившей в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства, а уже через три месяца ему «повелено быть Псковским губернатором» и вскоре – Могилевским.

Отправляясь во Псков, на новое место службы, Дмитрий Георгиевич передал коллекцию картин, в числе которых были и произведения его брата, на временное хранение в музей Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, что было обычной практикой в кругу местной интеллигенции, представители которой часто по долгу службы меняли место своего пребывания или уезжали в длительные командировки. Политические события в России начала ХХ века помешали Дмитрию Явленскому вернуться в Омск и забрать картины. Их судьба – убедительное доказательство того, что развитию своей художественной жизни город обязан представителям российской интеллигенции, а частные коллекции некоторых из них послужили основой создания в Омске музея изобразительных искусств.

В ноябре 1919 года части Красной Армии взяли Омск, а в начале 1920-го началась подготовка к открытию Омского художественно-промышленного училища (Худпром) с музеем при нём. Таким образом там и оказались картины Явленского. В 1930 году Худпром закрыли, часть коллекций поступила в Западно-Сибирский краевой музей, в его художественный отдел, который позднее, в 1940 году, был преобразован в Музей изобразительных искусств. Как следует из инвентарных книг, сначала работы Явленского разместили в залах, но вскоре убрали в запасники и в музейные каталоги 1940–1950-х годов они не были включены. С начала 1980-х годов картины привлекли к себе внимание и были предприняты первые шаги к их изучению. Сравнение с портретами и автопортретами художников рубежа XIX–XX веков из различных собраний не привели исследователей к безоговорочным выводам: специалисты из крупных российских музеев не узнавали изображённых на портретах. Но со временем одно из лиц неожиданно было обнаружено сотрудниками музея в книге, посвящённой деятельности объединения «Синий всадник» – это был автопортрет Алексея Явленского 1914 года из частного собрания города Берна. Группа портретов, условно приписанная авторству «неизвестного художника круга Валентина Серова», однозначно была исполнена одним мастером, что подтверждало совпадение живописных приёмов и особенностей авторского почерка. Версию подтвердили потомки художника Явленского из Локарно (Швейцария). С авторством Явленского три омских портрета вошли в полный свод произведений живописца – каталог резонэ. Авторами каталога было определено имя мужчины на «Портрете военного с папиросой» – им оказался брат художника Сергей. Но кто изображён на «Портрете неизвестного в сером» – долгое время оставалось загадкой. В 1999 году сотрудникам музея удалось разыскать в Москве внучку Дмитрия Явленского. В её семейном архиве хранилась фотография дедушки в период службы в Ярославской губернии. Сравнение двух изображений убедило исследователей в том, что это действительно портрет Дмитрия Явленского.

Свой вклад в установление личности «неизвестного» на портрете Алексея Явленского внесли и сотрудники Культурного центра Управления МВД России по Омской области. Они провели кропотливую работу по проверке имён всех изображённых на портретах из собрания музея на предмет причастности к истории Министерства внутренних дел. Этот поиск увенчался успехом: были найдены биографические справки, исследования специалистов Государственного русского музея, подняты биографические материалы.

За «Портретом неизвестного в сером» сегодня уже прочно закрепилось новое название – «Порт­рет Дмитрия Явленского – брата художника». Картина хранит частичку истории МВД России и частную историю сотрудника органов внутренних дел, который, как и многие другие, работал не за страх, а за совесть и навеки остался в тени более заметных персонажей.

04.08.2017

партнёры