Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Вне пределов полномочий

Основным предназначением полиции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Это обусловливает не только узкоспециализированный правоохранительный характер задач, выполняемых полицией, как государственным институтом, но и социальный характер её предназначения, что соответствует общему подходу к деятельности всех государственных органов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности по своей сути являются многоаспектными и комплексными явлениями, и в их осуществлении, при главенствующей роли органов внутренних дел (полиции), принимают участие иные государственные органы. Например, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Так, на Росгвардию возлагается выполнение в том числе таких задач, как участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226–ФЗ «О войсках нацио­нальной гвардии Российской Федерации»).

Родовая общность выполняемых задач различных федеральных органов исполнительной власти актуализирует выработку единого подхода, в том числе правового, к разграничению полномочий, что является залогом эффективности государственного управления.

В то же время в ходе мониторинга практики применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел и организации оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, в том числе по вопросам взаимодействия с территориальными органами Росгвардии, выявлена тенденция увеличения числа инициативных предложений территориальных органов Росгвардии, направленных на привлечение территориальных органов МВД России к выполнению задач вне пределов полномочий полиции.

В ряде регионов Российской Федерации (город Санкт-Петербург и Ленинградская область, Белгородская область, Камчатский, Красноярский и Пермский края) территориальными органами Росгвардии предпринимаются попытки, в том числе путём подготовки соответствующих проектов соглашений о взаимодействии, возложения на полицию обязанностей по обеспечению оперативного реагирования на сообщения, поступающие от подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключённых к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации объектах или объектах, охраняемых частными охранными организациями, расположенных в муниципальных образованиях, на территории которых подразделения (группы реагирования) указанных юридических лиц отсутствуют.

Складывается ситуация, когда территориальные подразделения вневедомственной охраны Росгвардии, а также подразделения ФГУП «Охрана» заключают договоры на охрану имущества с использованием технических средств с физическими и юридическими лицами, зачастую находящимися на территориях, расположенных за пределами обслуживания групп задержания вневедомственной охраны. В связи с невозможностью оперативного реагирования силами подразделений Росгвардии на сигналы о срабатывании соответствующей сигнализации обязанности по этому реагированию и выезду на данные объекты предлагается осуществлять территориальным органам МВД России. Причём речь идёт не о зафиксированных фактах совершения противоправных деяний на этих объектах, а о любом срабатывании сигнализации, в том числе и не всегда вызванном посягательствами на охраняемое имущество.

При этом данные предложения мотивируются отсутствием подразделений вневедомственной охраны Росгвардии и ФГУП «Охрана» на данных территориях, длительным временным периодом реагирования на сообщения о срабатывании тревожной сигнализации в силу специфики организационно-штатного построения и ограниченной штатной численности подразделений вневедомственной охраны Росгвардии.

В теории государственного управления отмечается, что многообразная и динамическая деятельность субъектов государственного управления, в том числе органов исполнительной власти, подвергается воздействию различных факторов (структурных, кадровых, экономических и других), которое может привести к негативным последствиям и смещению деятельности от нормативной модели компетенции. Одним из типичных нарушений является вмешательство одного субъекта государственного управления в компетенцию других субъектов.

Рассматривая правовой и организационный аспекты взаимодействия МВД России и Рос­гвардии и их территориальных органов в данной сфере, необходимо учитывать следующее.

В силу положений Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере вневедомственной охраны, переданы Росгвардии.

Пунктом 21 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226–ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что войска национальной гвардии обеспечивают оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключённых к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны. В этих целях должностным лицам Росгвардии предоставлен соответствующий инструментарий, включающий возможность применения мер государственного принуждения.

На реализацию названных законодательных установлений направлена Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года, утверждённая Росгвардией, которой предусмотрена реализация мероприятий по оптимизации процесса управления силами и средствами вневедомственной охраны Росгвардии: разработка оптимальной территориально распределённой системы централизованного наблюдения за состоянием безопасности охраняемых объектов и имущества граждан; организация и обеспечение комплексной государственной вневедомственной охраны объектов, в том числе о выделении необходимых для этого штатной численности и финансирования; обеспечение необходимого целевого финансирования деятельности службы.

Подразделения вневедомственной охраны, находясь в составе органов внутренних дел Российской Федерации, выполняли возложенные обязанности без привлечения сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти в рамках имеющихся организационно-штатного построения и штатной численности (на начало 2016 года штатная численность подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел составляла 127 099 единиц). Вся штатная численность названных подразделений, а также соответствующие бюджетные ассигнования федерального бюджета были переданы в Рос­гвардию.

Таким образом, возложение на полицию обязанностей по обеспечению оперативного реагирования на сообщения, поступающие от подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, о срабатывании сигнализации на подключённых к пультам централизованного наблюдения подразделений Росгвардии объектах или объектах, охраняемых частными охранными организациями, расположенных в муниципальных образованиях, на территории которых подразделения (группы реагирования) указанных юридических лиц отсутствуют, не согласуется с законодательством Российской Федерации.

Иной подход будет означать участие органов внутренних дел (полиции) в разрешении гражданско-правовых (договорных) отношений, стороной которых они не являются, отвлечение на постоянной основе сил и средств органов внутренних дел (полиции) от выполнения повседневных оперативно-служебных задач, что негативно скажется на эффективности осуществления основных направлений деятельности полиции.

В случае совершения противоправных действий на рассматриваемых объектах действия полиции в достаточной степени законодательно урегулированы. Так, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона «О полиции» полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств. Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона на полицию возложена обязанность прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

Анализ доктринальных исследований в теории государственного управления свидетельствует о том, что согласованность деятельности субъектов государственного управления достигается путём устранения возможных противоречий между ними, в том числе дублирования нормативных предписаний, соответствия общим принципам нормативного установления компетенции. Именно высокая степень согласованности является одним из основополагающих признаков эффективной управленческой системы государства.

Полковник внутренней службы Игорь ЧЕРЕПАНОВ,
начальник отдела законодательства в области охраны
общественного порядка Административно-правового управления
Договорно-правового департамента
МВД России кандидат юридических наук;


подполковник внутренней службы Николай ПОЛТАВСКИЙ,
ведущий эксперт отдела законодательства в области охраны
общественного порядка Административно-правового управления
Договорно-правового департамента МВД России

07.11.2019