Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Не только домохозяйки!

Полковник полиции Елена РОДИОНОВА, главный эксперт отдела нормативно-правового обеспечения Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России

Актуальность вопроса равноправия женщин в Российской Федерации обусловлена уже их количеством: по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2016 года в нашей стране проживали 146,5 миллиона человек, из них 78,6 миллиона составляли женщины. А это больше половины всего населения страны.

В Российской Федерации, начиная с первых декретов Советской власти, провозглашалось равенство полов. Конституцией РСФСР 1918 года, Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года, другими правовыми актами женщины и мужчины были уравнены в правах во всех общественных отношениях: в вопросах выбора профессии, места жительства, образования, оплаты труда, расторжения брака, содержания ребёнка.

В России женщины получили избирательные права также сто лет назад. Статья 64 Конституции РСФСР 1918 года определила, что правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, осёдлости и тому подобного, граждане обоего пола, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет.

Для сравнения: избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции – в 1944 году, в Италии – в 1945 году, в Греции – в 1956 году, в Швейцарии – в 1971 году. В Иордании, Ливии, Саудовской Аравии и некоторых других странах они и сейчас лишены избирательного права.

Одна из активных идеологов женского движения в Советском Союзе Александра Коллонтай писала, что отдельного, самостоятельного женского вопроса не существует; противоречие, которое при буржуазном строе угнетает женщину, является неотъемлемой частью великой социальной проблемы борьбы труда и капитала.

Однако анализ общественных отношений за последние сто лет показывает, что приобретение равных прав с мужчинами в сфере образования, труда и политической жизни никак не отразилось, например, на традиционном отношении общества к разделению обязанностей в домашнем хозяйстве. Как и на протяжении многих веков, работа по дому, воспитанию детей в большинстве случаев остаётся исключительно «женской», создавая дополнительную серьёзную нагрузку для работающих, не позволяя им полностью реализовать свой потенциал.

8 марта 2017 года была принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы (далее – Стратегия), определившая основные направления государственной политики в отношении представительниц прекрасной половины с целью создания условий для более полной реализации их прав и свобод.

На сегодняшний день эти права выделяются в отдельную группу только при регулировании вопросов материнства. Так, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253 ТК РФ), беременным снижаются нормы выработки, нормы обслуживания (ст. 254 ТК РФ), предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложнённых родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию (ст. 255 ТК РФ), беременных запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ). Статья 145 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приёме на работу или необоснованное увольнение беременной или женщины, имеющей детей в возрасте до трёх лет.

Вместе с тем и на международной арене, и в России всё активнее заявляется о необходимости рассмотрения женщины как отдельного субъекта отношений, обладающего самостоятельным административно-правовым статусом. Получив образование и права в различных сферах общества, представительницы прекрасного пола стремятся к их реализации всё в большем и большем объёме. С принятием Стратегии курс на создание условий для карьерного и профессионального роста женщин становится общегосударственным.

Однако нельзя не отметить, что и до её принятия реализовывались меры, повлиявшие на изменение роли женщины в обществе. В Стратегии отмечено, что за счёт принятия антидис­криминационных мер (запрещение объявлений о вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении), а также благодаря организации профессионального обучения матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком, повышалась их конкурентоспособность на рынке труда, совершенствовалось законодательство в целях улучшения положения женщин, в том числе в части вопросов, связанных с выплатой пособий в связи с рождением и воспитанием детей, а также с реализацией программы материнского (семейного) капитала. Кроме того, укреплению позиций женщин в российском обществе способствовали государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе с участием женщин, а также последовательная государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.

В течение последнего десятилетия происходило поэтапное повышение оплаты труда в бюджетных секторах экономики, в которых заняты преимущественно женщины, – в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры и социальной защиты, создавались благоприятные условия для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с трудовой деятельностью.

Такие меры несомненно оказали положительное влияние. По состоянию на 2016 год женщины составляют значительную часть высококвалифицированных научных кадров (25 процентов среди докторов наук и 41 процент среди кандидатов наук).

Их доля среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, составляет 72,1 процента, 59 процентов из них замещают такие должности в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, в том числе 25,3 процента – должности руководителей. Однако в обществе не получило широкого распространения правовое просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.

Социальное неблагополучие (отсутствие работы, доходов, алкоголизм, семейно-бытовое насилие) приводят к совершению противоправных действий. В 2015 году совершили преступления 172,2 тысячи женщин (16 процентов правонарушителей), в местах лишения свободы их содержалось около 42,3 тысячи (6,5 процента подозреваемых, обвиняемых и осуждённых).

Стратегия подчеркивает, что научный и интеллектуальный потенциал женщин используется не в полной мере. В результате они недостаточно интегрируются в рынок труда, связанный с новым технологическим укладом, и не всегда могут участвовать в инновационном развитии страны.

Законодательно закреплённая государством политика в отношении женщин позволит сформировать единый взгляд на понимание их места в общественных отношениях. Для достижения таких целей необходимо воздействие на разные аспекты жизнедеятельности. Предполагается, что реализация Стратегии будет осуществляться одновременно по таким направлениям, как создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов; улучшение их экономического положения, обеспечение роста благосостояния; профилактика и предупреждение социального неблагополучия и насилия в отношении женщин; расширение их участия в общественно-политической жизни и совершенствование государственной статистики, характеризующей положение в обществе.

Пути реализации Стратегии разноплановы, в том числе совершенствование законодательства с учётом общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на достижение фактического равноправия мужчин и женщин; решения задач Стратегии в рамках деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления; постоянный анализ ситуации в области равноправия и корректировки мероприятий Стратегии на основе мониторинга достижения её ожидаемых результатов; проведение научных исследований по вопросам обеспечения равноправия женщин и мужчин; осуществление образовательной и просветительской деятельности по направлениям реализации Стратегии; создание и развитие институциональной инфраструктуры поддержки самозанятости, предпринимательской деятельности женщин.

МВД России принимает активное участие в работе Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Стратегии, представитель Министерства является членом данного совета.

По итогам реализации Стратегии к 2022 году должны быть созданы условия для улучшения здоровья представительниц прекрасной половины человечества, усиления профилактики их профессиональных заболеваний; снижения уровня материнской смертности до уровня экономически развитых стран; увеличения числа женщин, являющихся учредителями или руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращения числа случаев насилия; увеличения их доли среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также среди членов политических партий и организаций; более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Фото Дмитрия ЛЫКОВА и Андрея ЛИСОВСКОГО

13.04.2018

партнёры