Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Хранили фото любимой и… плакат

Рубрику ведёт главный хранитель Художественного фонда Студии художников им. В. В. Верещагина МВД России Анастасия ЛИХОВЦЕВА.

Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!», созданный советским живописцем и графиком Ираклием Тоидзе в июне 1941 года, – один из самых известных советских агитационных плакатов, число изданий и тиражи которого поражают воображение. Выразительный, лаконичный и ёмкий образ, точно найденный художником, производил на людей сильное воздействие. Этот плакат оказался настолько пронзительным и проникновенным, что стал подлинным шедевром, не утратив своей эмоциональности и сегодня. Общепризнанное мнение: сравниться с ним по уровню воздействия на людей могла только песня Александра Александрова «Священная война».

В руках Родина-мать держит Присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт. Но, безусловно, главной доминантой стал сам образ Родины-матери и визуальный контакт этого образа со зрителем «глаза в глаза».

Прообразом Родины-матери послужила жена художника – Тамара Тоидзе. Согласно воспоминаниям самого Ираклия Тоидзе, услышав 22 июня 1941 года сообщение о нападении нацистской Германии на СССР, его супруга, с шумом распахнув дверь, вбежала к нему в мастерскую с криком, полным отчаяния: «Война!» Художник, поражённый выражением лица жены, сразу же сказал ей: «Стой так и не двигайся!» – и стал делать рисунок. Женщине на тот момент было всего 37 лет, и выглядела она значительно моложе, но художник сознательно изобразил её старше. Это был символ Родины, символ жизни и родного дома, символ Матери, которой так нужна была сейчас защита её сыновей и которая сама была полна решимости защитить своих детей.

Образ матери, образ Родины, а если проводить иконографические параллели, то важно назвать и образ Богоматери – отчётливо прослеживаются как ключевые в русской философии и идеологии на протяжении всей истории культуры России. Эти образы всегда были и остаются базовыми для русской культуры и заложены изначально в русской ментальности.

Самый ранний из сигнальных экземпляров плаката, хранящихся в Российской государственной библиотеке, датирован 4 июля 1941 года – когда и был подписан в печать первый тираж. К концу июля плакат увидела вся страна. Он висел на сборных пунктах и вокзалах, в госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица.

Известны случаи, когда, вынужденно оставляя тот или иной населённый пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный тираж плаката «Родина-мать зовёт!» размером чуть меньше обычной почтовой открытки – они хранились в карманах гимнастёрок у многих фронтовиков рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. Плакат «Родина-мать зовёт!» стал своего рода и оберегом, подобно изображениям иконы с образом Божьей Матери, которые в Первую мировую войну солдаты носили при себе.

Оригинал рисунка для легендарного плаката хранится в Третьяковской галерее и выставлялся для публичного просмотра в год 70-летия Великой Победы. После войны Ираклий Тоидзе сделал для разных музеев ещё десять авторских повторений этого плаката.

После уникального точного попадания в художественный образ в плакате «Родина-мать зовёт!» Ираклий Тоидзе неоднократно пытался найти парафразы образа в своих последующих работах. Таких как плакаты «За Родину-мать!» 1943 года и «Во имя мира», созданный в 1959 году в ознаменование начала эры освоения космоса. Они не уступают плакату «Родина-мать зовёт!» по своим художественным достоинствам, но уже не могут сравниться с ним по силе своей выразительности и пронзительности образа.

Примечательно, что в советский период Ираклий Тоидзе создал агитационные плакаты для Министерства внутренних дел СССР – «Будьте достойным гражданином СССР! Работники милиции! Повышайте культуру в работе паспортных столов!» (1956) и «Участковый уполномоченный! Постоянно опирайся в своей работе на помощь общественности!» (1957).

15.05.2017