Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

В поисках действенных подходов

Полковник полиции Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ, заместитель начальника Управления по борьбе с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств ГУЭБиПК МВД России

Противодействие коррупции является общегосударственной задачей и её решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, и в первую очередь – на правоохранительные.

Коррупция серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене. Это не что иное, как подрыв устоев социального государства. Поэтому борьба с коррупцией – конституционная обязанность нашего государства.

Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, в качестве одной из приоритетных задач развития системы государственного управления определено создание условий по снижению уровня коррупции.

В этой связи Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России организован и на постоянной основе в рамках компетенции проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений коррупционной направленности, в том числе антикоррупционный мониторинг.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан План МВД России по противодействию коррупции на 2018–2020 годы и издано распоряжение МВД России от 31 июля 2019 г. № 1/8490 о приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2020 году.

В рамках мероприятий по противодействию преступлениям коррупционной направленности особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на выявление, пресечение и раскрытие преступлений данной категории, совершённых в крупном и особо крупном размере либо в составе организованных групп.

Данная работа проводится во взаимодействии с Генпрокуратурой России, ФСБ России, ФТС России, ФАС России, ФНС России, Росфинмониторингом, Следственным комитетом Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями. В рамках межведомственных соглашений о взаимодействии осуществляется обмен оперативно значимой информацией, проводятся рабочие встречи и совместные совещания по вопросам противодействия коррупции и защиты бюджетных средств.

В результате принятых мер за 8 месяцев 2019 года подразделениями правоохранительной системы выявлено 18,4 тысячи преступлений коррупционной направленности, в том числе 5,5 тысячи – совершённых в крупном или особо крупном размере. Из общей массы 14,7 тысячи преступлений выявлено органами внутренних дел.

Окончены расследованием либо разрешены уголовные дела о более 15 тысячах преступлениий, из которых 1,6 тысячи совершены группой лиц по предварительному сговору, 632 – в составе организованной группы либо преступного сообщества. Установлено более 8 тысяч лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности привлечено около 6,5 тысячи человек. Размер причинённого материального ущерба по оконченным уголовным делам составил около 102 миллиардов рублей, обеспечено возмещение ущерба на сумму 27 миллиардов рублей.

Необходимо отметить, что в указанном периоде количество выявленных преступлений коррупционной направленности увеличилось на 4,7 процента. Более чем на 6 процентов больше выявлено сотрудниками органов внутренних дел, примерно на 9,5 процента – в крупном или особо крупном размере, почти на треть больше раскрыто преступлений, совершённых группой лиц.

Важным элементом антикоррупционной работы является выявление, документирование и пресечение фактов взяточничества.

В январе–августе 2019 года правоохранительными органами выявлено более 3 тысяч преступлений, совершённых должностными лицами, уличёнными во взяточничестве. Из них 805 совершены в крупном или особо крупном размере. К уголовной ответственности привлечены 1 тысяча человек. По оконченным уголовным делам наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму 1,5 миллиарда рублей.

В неменьшей степени уделялось внимание и фактам дачи взяток, которых задокументировано в отчётном периоде 3 тысячи. В том числе 399 – совершённых в крупном или особо крупном размере. Выявлено 1,8 тысячи взяткодателей, из них 1,2 тысячи привлечены к уголовной ответственности.

Кроме того, выявлены 1 тысяча фактов посредничества во взяточничестве, в том числе 386 – совершённых в крупном или особо крупном размере. Из 462 выявленных лиц, совершивших преступления, привлечено к уголовной ответственности 276 человек. По оконченным уголовным делам наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму более 128 миллионов рублей.

Имеются значимые результаты по документированию ГУЭБиПК МВД России совместно с подразделениями ЭБиПК МВД России территориальных органов МВД России противоправной деятельности высокопоставленных чиновников. Так, ГСУ СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ, в отношении заместителя начальника Управления тылового обеспечения ФСИН России по факту получения взятки в особо крупном размере за совершение в интересах коммерческой организации незаконных действий по обеспечению победы в проводимым ФСИН России аукционе.

В результате реализации оперативных материалов ГУЭБиПК МВД России совместно с ФСБ России в мае 2019 года ГСУ СК России возбуждено уголовное дело в отношении бывшего губернатора Ивановской области, в настоящее время – депутата Ивановской областной думы VII созыва, и иных неустановленных должностных лиц правительства Ивановской области. Объединившись в организованную преступную группу с местными коммерсантами с целью хищения вверенных правительству Ивановской области бюджетных средств, под видом оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства они причинили ущерб региональному бюджету на общую сумму свыше 700 миллионов рублей.

Совместными мероприятиями с сотрудниками УЭБиПК МВД по Республике Саха (Якутия) задокументирован факт получения взятки в крупном размере высокопоставленными должностными лицами законодательного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) – председателем контрольного комитета, заместителем председателя комитета по бюджетной политике Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) и председателем комитета Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) по селу и аграрной политике.

Задокументирована противоправная деятельность руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов Рес­публики Ингушетия, который, используя своё служебное положение, представил в комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной субсидии заведомо ложные сведения об отсутствии у него и членов его семьи жилого помещения, в результате чего незаконно получил единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в общей сумме 10 миллионов рублей и приобрёл дом.

К сожалению, указанные примеры ещё раз подтверждают, что на сегодняшний день коррупция, как социально негативное явление, всё ещё остаётся одним из ключевых факторов, оказывающих существенное деструктивное влияние на эффективность деятельности органов государственной власти и принимаемые ими управленческие решения.

Хотелось бы отметить, что для более эффективного противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления необходимо разрешить ряд проблемных вопросов, требующих как законодательных решений, так и согласованных позиций в правоприменительной практике.

Так, при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, направленных на документирование коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами, проблемным вопросом является отсутствие механизмов защиты заявителей о фактах коррупции, что влечёт нежелание потенциальных заявителей обращаться в правоохранительные органы. Недостаточность проработки правовых механизмов обусловливает отсутствие единого подхода следственных органов субъектов Российской Федерации по раскрытию преступлений коррупционной направленности. Кроме того, отсутствует единая согласованная позиция правоохранительных органов и суда по оценке допустимости и правомерности использования при проведении оперативно-разыскных мероприятий действий по выявлению, документированию, пресечению взяточничества и коммерческого подкупа, определяющих условия законности участия оперативных сотрудников в оперативном эксперименте. К сожалению, до сих пор в уголовном законодательстве отсутствует закреплённая расшифровка и самого понятия «оперативный эксперимент».

Также пока не существует единой правоприменительной практики при раскрытии преступлений по делам о взяточничестве, связанных с перечислением взятки от взяткодателя к взяткополучателю по безналичному расчёту на расчётный счёт аффилированной фирмы-получателя, и взятки в пользу третьих лиц.

Сегодня коррупция правомерно рассматривается как одна из системных угроз безопасности Российской Федерации. Поэтому, выступая в начале года на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент в очередной раз обратил внимание на необходимость наращивания усилий в борьбе с этим явлением, поиска «новых, современных, действенных подходов в выявлении и расследовании этих сложных, скрытых видов преступлений».

Несмотря на определённые результаты, нам предстоит сделать в этом направлении ещё очень много. Вопросы противодействия коррупции продолжают оставаться в числе приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в задачу которых входит антикоррупционное сопровождение процесса достижения национальных целей развития Российской Федерации.

Фото Андрея ЛИСОВСКОГО, Дмитрия ЛЫКОВА
и оперативная съёмка

18.11.2019