Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

В условиях, максимально приближенных к реальным

Генерал-майор полиции Владимир ТРЕТЬЯКОВ, начальник Волгоградской академии МВД России.

В октябре 2017 года Волгоградская академия МВД России отметит полувековой юбилей. Это единственный вуз в системе правоохранительного ведомства, который изначально создавался как высшее учебное заведение с профильным следственным факультетом. По мере расширения и усложнения образовательных задач были созданы факультеты подготовки экспертов-криминалистов и оперативных сотрудников полиции, подготовки иностранных специалистов, заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации, профессиональной подготовки, адъюнктура.

Сегодня за академией закреплены два приоритетных профиля подготовки – «Предварительное следствие в органах внутренних дел» и «Деятельность экспертно-криминалистических подразделений». Обучение проводится на 21 кафедре. Среди них созданная первой в вузовской системе ведомства кафедра прав человека (сейчас – кафедра теории и истории права и государства). Профессорско-преподавательский состав насчитывает 30 докторов наук и 167 кандидатов наук.

Основной упор делается на практическую направленность подготовки специалистов. Это достигается превалированием практических над иными видами аудиторных занятий.

Так, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учебные занятия должны проводиться с широким использованием активных и интерактивных форм обучения, способных наиболее точно имитировать профессиональную деятельность. Таким образом, удаётся сформировать у обучающихся первоначальные навыки не только по организации и производству отдельных процессуальных действий и их соответствующему оформлению, но и по анализу следственных ситуаций, сложившихся в конкретный момент расследования. Благодаря этому определяется оптимальный алгоритм работы следователя в различных ситуациях.

Чтобы усилить практическую направленность обучения, используются комплексы криминалистических полигонов. Большинство из них расположены в учебных аудиториях. Здесь моделируются места совершения ряда преступлений общеуголовной направленности: краж из жилища и иных помещений, грабежей, разбоев, преступлений, связанных с причинением вреда здоровью и других. Во время занятий курсанты получают знания и отрабатывают навыки, составляющие основу их профессиональной подготовки в условиях, максимально приближенных к реальным. Кроме того, у будущих следователей формируется умение принимать решения как в типичных, так и в нестандартных ситуациях, возникающих в ходе расследования преступлений.

Несколько полигонов расположены на территории академии. Это участки, на которых курсанты под руководством преподавателей могут производить осмотры мест дорожно-транспортных происшествий, угонов, хищений автотранспорта и иных преступлений.

Сегодня одна из важнейших обязанностей следователей и сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, работающих на месте происшествия, – уметь грамотно использовать современные технико-криминалистические средства, применять методы выявления и анализа следов преступления.

На решение этих задач направлена подготовка курсантов и слушателей по специальности «Судебная экспертиза», проведение научно-исследовательских работ по перспективным направлениям в данной сфере. Важной чертой организации образовательного процесса является использование широкого спектра криминалистической техники и компьютерных технологий, учёт требований современной экспертной практики.

Преподавание дисциплин экспертной специализации также ведётся с использованием интерактивных форм обучения. На практические занятия отводится более 80 процентов выделяемого учебного времени. Для этого организованы специализированные учебные аудитории по принципу автоматизированных рабочих мест эксперта, созданы инновационные образовательные площадки: баллистический лабораторный испытательный комплекс, опытно-экспериментальная лаборатория криминалистических исследований.

При отработке слушателями практических навыков активно используются сформированные на кафедрах унифицированные криминалистические комплекты. В них подобран весь необходимый инструментарий для обнаружения, фиксации, изъятия и упаковки следов и объектов в соответствии с требованиями законодательства и криминалистическими рекомендациями.

Для проверки уровня знаний, навыков и компетенции обучающихся профессорско-преподавательский состав кафедр наряду с традиционными методами использует современные формы компьютерного тестирования. Они применяются при проверках по всем дисциплинам и в ходе текущего контроля, и при промежуточной аттестации.

Чтобы подготовить квалифицированных специалистов для следственных, экспертно-криминалистических и оперативных подразделений органов внутренних дел академия тесно взаимодействует со службами и подразделениями ГУ МВД России по Волгоградской области, с иными правоохранительными органами, расположенными на территории региона. В практических занятиях на плановой основе наряду с опытными следователями принимают участие прокуроры, судьи и адвокаты.

Особое внимание руководством вуза уделяется производственной практике, в том числе преддипломной, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». Слушатели стажируются на базе следственных подразделений комплектующего территориального органа МВД России, где приобретают практические умения и опыт профессиональной деятельности, закрепляют знания и навыки, приобретённые при изучении специальных дисциплин, а также готовят выпускные квалификационные (дипломные) работы.

Опыт показывает, что эффективность раскрытия и расследования преступлений представителями правоохранительных органов определяет совокупность ряда условий. Среди них немаловажную роль играют умелое использование современных криминалистических средств и применение методов выявления и анализа следов преступления, компетентность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД России. На решение этих задач направлена образовательная деятельность Волгоградской академии МВД России. 

Для совершенствования учебно-методического и справочно-информационного обеспечения образовательного процесса преподаватели академии постоянно разрабатывают новые учебные пособия и справочники, электронные учебные издания и программные продукты, которые используются при подготовке экспертов-криминалистов. Только для экспертных исследований стрелкового огнестрельного оружия и следов выстрела их выпущено свыше 30 по различным образцам отечественного и зарубежного стрелкового оружия, создано электронное мультимедийное учебно-наглядное пособие.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности экспертных кафедр Волгоградской академии МВД России являются разработка инновационных криминалистических средств и методов исследования объектов, апробация инновационных образцов техники из смежных с криминалистикой и судебной экспертизой областей научных знаний, подготовка проектов по организации систем безопасности социально значимых объектов. По результатам проведённых научно-исследовательских работ получены патенты.

Так, в сотрудничестве со специалистами Конструкторско-технологического института научного приборостроения Сибирского отделения Российской академии наук проведена апробация интерференционного микроскопа МНП-1, подготовлены методические рекомендации по исследованию на его технологической основе следов оружия на стреляных пулях и гильзах, следов орудия взлома и прочего. Использование микроскопа позволяет проводить экспертные исследования малоинформативных следов, в том числе средствами 3D-моделирования.

Учебный процесс неразрывно связан с воспитанием будущих сотрудников органов внутренних дел. На занятиях курсанты узнают героическую историю страны не по чьим-то переложениям, а по первоисточникам. Например, исследуют документы военных лет из музея «Панорама Сталинградской битвы», изучают предметы, найденные во время раскопок на местах кровопролитных боёв на территории Волгоградской области. Чаще всего это красноармейские книжки, документы воинских частей, солдатские медальоны. Из-за разрушительного действия времени, воздействия агрессивных факторов (высокой температуры, влаги) записи в таких документах выцветают и становятся невидимыми. Здесь приходят на помощь знания и навыки, полученные в процессе обучения по специальности. С помощью комплекса методов по усилению контраста записей, в том числе и применения компьютерной техники, нередко удаётся восстановить содержание записей: фамилии, имена, отчества военнослужащих, даты рождения, места призыва, номера воинских частей.

В академии активно функционируют инновационные структуры: научно-консультативный центр, научно-образовательный центр «Совершенствование теоретических и правовых основ деятельности органов уголовной юстиции», научно-экспериментальная лаборатория новых информационных технологий.

В лаборатории каждый преподаватель академии может получить квалифицированную помощь специалистов-консультантов по вопросам создания мультимедийных образовательных продуктов и их внедрения в учебный процесс. Для творческой работы здесь установлена современная техника мультимедийного стандарта с необходимым программным обес­печением и доступом в Интернет. Сотрудники-консультанты лаборатории – это энтузиасты, прошедшие специальное обучение по психологии восприятия экранной информации, веб-дизайну, экранной эстетике и эргономике. Они помогают педагогам создать методически эффективные мультимедийные проекты, готовят экспертные заключения по качеству мультимедиа-разработок перед их внедрением в учебный процесс, проводят научные исследования в области мультимедиа-обучения.

Таким образом, обеспечивается инновационная образовательная и научно-исследовательская деятельность в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел.

Благодаря модернизированным каналам связи между всеми объектами академии удаётся обеспечить доступ к информационным образовательным ресурсам локальной сети вуза и сети Интернет на территории всех учебных комплексов академии и загородной учебной базы.

Для подготовки к учебным занятиям в распоряжении обучающихся библиотека академии – лучшая в городе по количеству (более 600 тысяч экземпляров изданий) и тематике юридической литературы. В ней созданы два учебных абонемента и один научный, 7 читальных залов на 150 посадочных мест, в том числе 54 автоматизированных рабочих места, обеспечивающих выход в электронный каталог библиотеки, информационные базы данных.

Более пяти лет библиотека академии участвует в корпоративном проекте МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей), включающем около 2,8 миллиона публикаций с 2001 года по настоящее время, вышедших в более чем 2230 российских периодических изданиях.

За пять десятилетий в вузе прошли обучение или повысили квалификацию более 80 000 человек из Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Выпускники вуза востребованы, высокое качество своей подготовки они подтверждают успехами в служебной деятельности.

Фото предоставлены
Волгоградской академией
МВД России

15.09.2017

партнёры