Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Профилактика правонарушений: региональный подход

Генерал-майор полиции Александр МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

Профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Исходя из этого определения, данного в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Закон «О профилактике правонарушений»), становится очевидным, что задачи по профилактике правонарушений должны решаться комплексно, с привлечением всех государственных и общественных институтов. Одну из главных ролей в этой работе играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт «б» статьи 72) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

В Законе «О профилактике правонарушений» определены основные направления, по которым осуществляется профилактика правонарушений (часть 1 статьи 6), формы реализации соответствующих направлений (часть 2 статьи 6), формы профилактического воздействия (статья 17) и полномочия в сфере профилактики правонарушений непосредственно для органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11).

Совокупность этих норм и определяет для региональных властей формы и методы реализации их прав и обязанностей в рамках профилактики правонарушений, которые на практике в основном осуществляются следующими путями:

– внедрения, развития и поддержания работоспособности систем правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

– формирования необходимых условий для функционирования народных дружин и иных объединений правоохранительной направленности;

– совершенствования системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и алкоголизмом, их медико-социальной реабилитации;

– создания учреждений для оказания услуг по предоставлению временного приюта и доврачебной помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;

– ресоциализации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, больных наркоманией, в том числе создания специализированных учреждений социальной адаптации;

– выплаты денежной компенсации за добровольно сданное незаконно хранящееся у граждан оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства;

– организации досуга, в том числе летнего отдыха, детей из неблагополучных семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Очевидно, что выполнение этих мероприятий требует от субъектов Российской Федерации, прежде всего, их финансового обеспечения. Согласно статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующее финансирование утверждается региональными законами о бюджете на предстоящий период и планируется в рамках региональных государственных программ. В законах о бюджете указываются лимиты бюджетных обязательств по видам расходов, а в программах эти средства детализируются и привязываются к конкретным мероприятиям. Также устанавливаются цели и показатели-индикаторы их достижения.

Таким образом, государственные программы являются одним из ключевых механизмов совершенствования и систематизации деятельности в сфере профилактики правонарушений.

Правительственной комиссией по профилактике правонарушений и МВД России на постоянной основе проводится мониторинг и анализ реализации субъектами Российской Федерации программ в сфере профилактики правонарушений, вырабатываются мероприятия, направленные на повышение их эффективности.

В настоящее время соответствующие программы приняты во всех субъектах Российской Федерации. С 2017 года началась их реализация в Крыму и городе Севастополе.

При этом в 16 регионах в ходе корректировки бюджетов была изыскана возможность увеличения финансирования программных мероприятий (республики Северная Осетия – Алания, Татарстан, Чувашия, Алтайский, Камчатский, Хабаровский края, Волгоградская, Иркутская, Липецкая, Магаданская, Омская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская области, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ). Вместе с тем в семи субъектах лимиты бюджетных обязательств на профилактические мероприятия правоохранительной направленности были сокращены (Республика Бурятия, Забайкальский край, Астраханская, Костромская, Мурманская, Ростовская и Ульяновская области).

Одним из проблемных вопросов является то, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта, формирования и реализации указанных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, регионы имеют полную самостоятельность в вопросах подготовки и реализации программ.

На практике ситуация складывается так, что в отдельных субъектах разрабатывают не единую программу в сфере профилактики правонарушений, а распределяют отдельные мероприятия по разным программам, имеющим другой профиль, устанавливают цели и показатели-индикаторы их достижения, которые не относятся к сфере профилактики правонарушений.

При подготовке к заседанию Правительственной комиссии в декабре прошлого года был проведён комплексный анализ региональных программ.

Согласно представленным сведениям мероприятия в сфере профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации содержатся в 183 различных программах, на реализацию которых в текущем году из консолидированных бюджетов запланировано к выделению свыше 47,4 миллиарда рублей.

На внедрение, развитие и содержание правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» – 4,2 миллиарда рублей, из которых непосредственно на развитие – 1,7 миллиарда рублей. При этом не предусмотрены средства на указанные цели в 7 регионах (республики Дагестан, Ингушетия, Коми, Крым, Северная Осетия – Алания, Астраханская и Владимирская области).

На материальное стимулирование граждан и общественных формирований, оказывающих содействие полиции в охране общественного порядка, в рамках программ направлено более 560 миллионов рублей, что на 20,3 процента больше по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем в ряде регионов развитию данного направления не уделяется должного внимания (не предусмотрено выделение средств в республиках Башкортостан, Коми, Крым, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Белгородской, Воронежской, Ярославской областях, Ненецком автономном округе и городе Севастополе).

На 9,1 процента возросли ассигнования на организацию добровольной сдачи незаконно хранящегося у населения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Такие меры реализуются в 78 субъектах Российской Федерации, суммарно объём финансирования составляет более 50 миллионов рублей.

Профильные смены для трудных подростков, состоящих на учётах в органах внутренних дел, создаются только в половине регионов, а поддержка некоммерческих организаций, осуществляющих их реабилитацию, – менее чем в четверти. В текущем году в 49 субъектах на указанные цели из бюджетов были выделены 164 миллиона рублей. В 19 регионах осуществляется поддержка некоммерческих организаций, работающих в сфере комплексной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Аналогичная ситуация сложилась и с мероприятиями по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, но здесь имеет место увеличение расходов на 7,5 процента. Указанные меры предусмотрены в 50 субъектах Российской Федерации, в 19 из которых они связаны с возмещением затрат работодателей по созданию рабочих мест, в семи – с поддержкой некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области ресоциализации.

Отслеживать эффективность расходования финансирования призваны показатели-индикаторы реализации программ.

Например, такой объективный показатель, как «уровень преступности на 100 тысяч населения» заложен почти в половине субъектов (36). В каждом втором регионе (42) эффективность программ оценивается по числу зарегистрированных преступлений. Показатель «сокращение рецидивной преступности» используется только в каждом третьем регионе (27). Наряду с этим есть пример государственной программы Республики Хакасия, где показатели имеют лишь косвенное отношение к реальным задачам в сфере профилактики правонарушений. В частности, такой целевой показатель, как «Количество муниципальных нормативных правовых актов, в которых по итогам антикоррупционной экспертизы были выявлены коррупциогенные факторы, в общем количестве муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Республики».

Министерством внутренних дел Российской Федерации принимались меры по унификации региональных программ. Это делалось и в рамках решений заседаний Правительственной комиссии по профилактике правонарушений и путём направления методических рекомендаций с приложением макета региональной госпрограммы. Предложенный подход был признан конструктивным и принят к реализации в 16 регионах, в которых ранее единые программы профилактики отсутствовали.

В рамках взаимодействия с руководителями высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации изредка приходилось сталкивались с ситуациями, когда отдельные главы регионов высказывали мнение об отсутствии у них правовых оснований финансировать расходы на профилактические мероприятия правоохранительной направленности. Здесь необходимо отметить, что пункт 5 статьи 11 Закона «О профилактике правонарушений» содержит чёткое предписание: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации «утверждают и контролируют исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений».

Дальнейшему совершенствованию профилактики правонарушений в рамках региональных программ будет способствовать оценка эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в ходе мониторинга, проведение которого начинается в текущем году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Фото Дмитрия ЛЫКОВА 

16.06.2017

партнёры