Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

На связи – общество

Генерал-лейтенант полиции Анатолий ЯКУНИН, начальник Оперативного управления МВД России

История создания в нашей стране первых служб «телефонов доверия» («горячих линий») при различных государственных учреждениях берёт начало в 80-х годах прошлого столетия. Данный вид помощи населению не утратил своей актуальности, социальной значимости и сейчас, наоборот, его роль в современном демократическом обществе только возрастает.

По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 28 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации было дано поручение организовать в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации «горячую линию» для приёма и учёта сообщений граждан о преступлениях и правонарушениях, совершённых сотрудниками органов внутренних дел.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 22 августа 2012 г. № 808 в центре оперативного реагирования Оперативного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органах на региональном уровне, управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирском и Забайкальском линейных управлениях МВД России на транспорте создана система «горячей линии МВД России» и утверждён порядок функцио­нирования «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России» по приёму и учёту сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, посредством обеспечения функционирования специально выделенных для этих целей линий связи в дежурных частях органов внутренних дел Российской Федерации.

В структуре ЦОР ОУ МВД России в октябре 2012 года во исполнение приказа МВД России от 1 октября 2012 г. № 897 создано отделение по организации работы «телефона доверия МВД России», выполняющее следующие основные задачи:

– обеспечение круглосуточного и бесперебойного приёма и учёта поступающих на «телефон доверия МВД России» сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых сотрудниками органов внутренних дел;

– направление данных сообщений в ГУСБ МВД России и другие подразделения центрального аппарата Министерства, территориальные органы на региональном уровне и подразделения УТ МВД России для разрешения в установленном порядке;

– осуществление контроля за соблюдением законности при приёме и учёте сообщений, поступивших по «телефону доверия»;

– своевременное представление в ФКУ «ГИАЦ МВД России» отчётности о результатах функционирования «телефонов доверия», предусмотренной приказом МВД России от 18 марта 2013 г. № 140 «Об утверждении формы статистической отчётности «Горячая линия МВД России»;

– осуществление в пределах компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации, в том числе персональных данных;

– взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями центрального аппарата МВД России, иными органами и подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, а также другими дежурными службами государственных органов.

В последние годы осуществлён комплекс мероприятий по внедрению новых подходов к организации функционирования «телефона доверия МВД России». Использование в работе сервиса электронного документооборота в единой системе информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) позволило оптимизировать и упростить процедуры по подготовке, обработке, хранению и использованию документов.

В первом полугодии 2018 года сотрудниками подразделения принято 8836 сообщений (+ 5,9 процента), из которых 1358 – направлены в территориальные органы на региональном уровне, управления на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирское и Забайкальское линейное управление МВД России на транспорте – для регистрации и разрешения в установленном порядке, а также в подразделения центрального аппарата МВД России – для рассмотрения по компетенции. Оставлены без рассмотрения 7472 сообщения, как не содержащие информацию о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых сотрудниками органов внутренних дел. Шесть сообщений, не содержащих жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел, но имеющих основания для возможного использования в оперативно-служебной деятельности, направлены в территориальные органы МВД России.

Приведённая статистика наглядно показывает, что только 15,4 процента поступивших сообщений содержали значимую информацию (о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых сотрудниками органов внутренних дел, – 15,36 процента, о других преступлениях и правонарушениях – 0,07 процента), в то время как оставшаяся часть (84,6 процента) не представляла оперативного интереса. Это свидетельствует о том, что, обращаясь на «телефон доверия МВД России» по вопросам, не входящим в компетенцию данного подразделения, граждане, с одной стороны, недостаточно осведомлены о предназначении системы «горячей линии МВД России», а с другой – всё больше доверяют правоохранительным органам.

Значительное количество граждан обращается на «телефон доверия МВД России» за получением справочно-консультационных услуг. Наряду с этим определённая категория граждан, предположительно с признаками психологических расстройств, а также злоупотребляющие правом на обращение, в течение продолжительного периода (несколько месяцев, а иногда и лет) сообщают о событиях, находящихся вне сферы деятельности органов внутренних дел. Отмечаются случаи провокационного поведения отдельных граждан, их откровенного хамства, агрессии и использования ненормативной лексики в отношении сотрудников «телефона доверия МВД России». Но при этом, несмотря на некорректную форму передачи информации, перечисленные категории граждан в ходе телефонного разговора могут предоставить информацию, требующую незамедлительного реагирования и принятия безотлагательных мер по пресечению общественно опасных деяний. Таким примером служат обращения гражданки Л. из города Подольска Московской области, длительное время методично (иногда по несколько раз в день) звонившей с жалобами на сотрудников местного отдела полиции. Сообщения гражданки Л. носили повторяющийся характер и не содержали значимой информации до тех пор, пока в ходе очередного телефонного разговора она не выразила твёрдое намерение взорвать газ в своей квартире. Принятыми совместно с сотрудниками МЧС России мерами удалось предотвратить трагедию и спасти жизни большого числа жителей многоквартирного дома.

Объективной трудностью в работе «телефона доверия МВД России» является перегруженность телефонных линий и зачастую их техническая неспособность обеспечить связь с большим количеством одновременно звонящих абонентов. Установленный в данном подразделении аппаратно-программный комплекс, оснащённый системой аудиозаписи поступающих речевых сообщений, регистрирует не только состоявшиеся телефонные разговоры, но и так называемые попытки дозвона – вызовы граждан, на которые не последовал ответ оператора, что позволяет оценить соотношение количества дозвонившихся граждан и тех абонентов, которые не смогли реализовать право на обращение в государственные органы. Периодически возникающая по независящим от сотрудников отделения по организации работы «телефона доверия МВД России» причинам перегруженность телефонных линий увеличивает длительность ожидания ответа оператора, вследствие чего у граждан создаётся ложное представление о невозможности дозвониться на абонентские номера «телефона доверия МВД России» и возрастает вероятность негативной оценки деятельности МВД России в целом.

Одной из причин перегруженности линий является в том числе и некорректная подача информации о порядке работы «телефона доверия» в информационно-коммуникационной сети Интернет. Так, в июне 2018 года зафиксированы случаи размещения специалистами поисковых систем сети Интернет недостоверной информации об абонентских номерах «телефона доверия МВД России», когда в системе Яндекс данный абонентский номер был указан как контактный для связи с подразделениями и службами органов внутренних дел в различных регионах Российской Федерации. Резко возросшее в связи с этим количество звонков явилось причиной чрезмерной загруженности телефонных линий и создало объективные трудности при попытках дозвониться на «телефон доверия МВД России» тем абонентам, чья информация являлась актуальной. В этот период регистратор речевых сообщений зафиксировал 57 838 вызовов (97,55 процента от общего количества), на которые не последовал ответ оператора, что в 5,06 раза выше аналогичного показателя предыдущего года. Количество же дозвонившихся абонентов в июне 2018 года составило 1455, то есть всего 2,45 процента от общего количества поступивших вызовов.

Благодаря комплексу дополнительных мероприятий, осуществлённых ОУ МВД России совместно с ДИТСиЗИ МВД России, УОС МВД России и ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России», направленных в том числе на удаление некорректной информации, количество звонков на абонентские номера «телефона доверия МВД России» сократилось более чем в два раза. Тем не менее избыточная загруженность остаётся на достаточно высоком уровне и не позволяет оптимально сократить время ожидания ответа оператора.

Как отмечено ранее, в первом полугодии 2018 года общее количество сообщений о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых сотрудниками органов внутренних дел, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года уменьшилось на 7,18 процента и составило 1358.

Анализ этих сообщений позволяет дифференцировать их по содержащейся информации и группировать в следующие категории:

– коррупционной направленности – 48 (-2,04 процента);

– общеуголовной направленности – 153 (-43,54 процента);

– административные правонарушения – 0 (-100 процентов);

– нарушение административных регламентов – 693 (-3,62 процента);

– несоблюдение норм профессио­нальной этики – 177 (-13,24 процента);

– несоблюдение ограничений и запретов, связанных с прохождением службы, – 2 (+100 процентов);

– иные правонарушения – 285 (+30,73 процента).

Объём поступающих сообщений и их направленность обусловлены рядом факторов, но одной из возможных причин снижения является объективное всестороннее рассмотрение жалоб населения, своевременное реагирование и принятие комплекса мер, направленных на профилактику и устранение причин, способствующих совершению правонарушений среди личного состава, а также реализация принципа открытости и публичности в деятельности полиции.

Адресная направленность жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел распределяется следующим образом:

–подразделения центрального аппарата МВД России – 11 (+57,14 процента);

– руководители территориальных органов на региональном уровне – 22 (-60,71 процента);

– дорожно-патрульная служба – 127 (+7,63 процента);

– подразделения по вопросам миграции – 98 (+100 процентов);

– подразделения по обеспечению деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних – 97 (-38,99 процента);

– дежурные части органов внутренних дел – 70 (-11,39 процента);

– подразделения следственных управлений – 38 (-48,65 процента);

– подразделения управлений уголовного розыска – 20 (-42,86 процента);

– подразделения патрульно-постовой службы полиции – 15 (-69,39 процента);

– подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – 12 (-40 процентов);

– подразделения по контролю за оборотом наркотиков – 2 (0 процентов);

– «телефоны доверия», входящие в систему «горячей линии МВД России», – 0 (-100 процентов);

– иные подразделения – 846 (+4,19 процента).

По количеству сообщений о преступлениях и иных правонарушениях, совершённых сотрудниками органов внутренних дел, превалируют такие регионы, как города Москва и Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. Но необходимо отметить, что данная информация носит статистический характер и не позволяет в полной мере дать объективную оценку деятельности органов внутренних дел, так как не учитывает численности населения регионов и их специфики.

По результатам рассмотрения обращений на «телефон доверия» и соответствующих проверок 37 фактов (+5,71 процента), изложенных в жалобах граждан, поступивших в первом полугодии 2018 года, нашли своё подтверждение, 39 сообщений (-20,41 процента) направлены для принятия процессуальных решений в территориальные подразделения Следственного комитета Российской Федерации.

В современных условиях гражданское общество ожидает от сотрудников органов внутренних дел наличия таких качеств, как высокая степень культуры, образованность, интеллигентность, правовая и профессиональная подготовленность, компетентность, честность, порядочность. В этой связи «телефон доверия МВД России» является не только своевременным социально ориентированным институтом, позволяющим внести вклад в формирование позитивного имиджа сотрудника органов внутренних дел, но и дополнительным инструментом для улучшения взаимодействия с гражданским обществом, повышения эффективности в борьбе с возможными злоупотреблениями, мошенничеством, коррупционными действиями, упущениями и недостатками в деятельности органов внутренних дел, предоставляет гражданам возможность в режиме реального времени сообщать о противоправных действиях сотрудников полиции, а руководству подразделений – принимать оперативные безотлагательные меры реагирования и устранять причины, дискредитирующие деятельность МВД России.

Фото Антонина БАСТАКОВА

26.12.2018