Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

На рубеже веков

О значимых вехах развития журнала рассказывает полковник внутренней службы в отставке Анатолий АЗАРОВ. В журнал «Советская милиция» он пришел в 1980 году с багажом факультета журналистики МГУ и факультета руководителей горрайорганов Академии МВД СССР. В редакции прошагал все должностные ступени – от инструктора секретариата до главного редактора журнала «Милиция». В настоящее время возглавляет научно-практический альманах «Профессионал». Почетный сотрудник, лауреат Премии МВД России.

Сейчас, наверное, трудно себе представить, что в течение многих десятилетий, вплоть до 1997 года, милицейский журнал по размеру и оформлению был больше похож на невзрачный черно-белый блокнот, нежели на правофланговое издание Министерства внутренних дел. Вступая в должность главного редактора, я отчетливо понимал: мириться с таким несоответствием формы и содержания на рубеже ХХI века невозможно. Общими усилиями с соответствующими службами Объединённой редакции МВД России мы решительно приступили к созданию нового облика «Милиции».

Сначала о форме. Для осуществления, казалось бы, простой идеи – выпуска цветного журнала – пришлось самим в Объединённой редакции осваивать специальную технику для вывода так называемых цветоделённых плёнок (свыше трёхсот штук только для одного номера). При этом каждую плёнку необходимо тщательно проверить и при малейшей ошибке выводить заново. После доработок весь комплект нужно было везти в типографию. Нелегко даже вспоминать об этом.

Тем не менее задачу выполнили успешно, и как раз в год своего 75-летия (в июле 1997-го) журнал «Милиция» первым (как и положено флагману) среди центральных ведомственных изданий МВД России вышел на новый полиграфический уровень – стал полноцветным и получил стандартный журнальный формат. Таким он и остаётся по сей день.

Это открыло журналу новые возможности компьютерного дизайна в художественном оформлении. А для меня появилась реальная возможность осуществить давний замысел – изменить принцип иллюстрирования, чтобы на первый план выдвигались качество и выразительность именно больших фотографий; чтобы возобладало так называемое мышление разворотами, при котором не отдельная фотография, а именно журнальный разворот стал полноценной оформительской единицей. Вместе с художником Объединённой редакции Евгением Карташовым мы воплощали у компьютера эти новые идеи в журнальные полосы.

Новизна обложек, которые всегда были и будут лицом любого журнала, проявилась в необычных композиционных и образных решениях. В результате на них стал задерживаться взгляд. А вскоре редакция получила приглашение на участие в проходящей тогда в Москве международной выставке журнальных обложек.

Теперь о содержании. Новая форма потребовала его существенного обновления. На рубеже веков стала очевидной необходимость сделать издание более острым и публицистичным, затрагивающим не только проблемы органов внутренних дел, но и принципы взаимоотношений МВД и общества. Такой подход заиграл в журнале самоговорящими красноречивыми заголовками, которые до сих пор остаются в памяти: «Осторожность и трусость – не одно и то же», «Секреты милицейского имиджа», «Сколько весит медаль для иуды?», «Процентом преступность не перешибёшь», «Не навреди», «Закон подлости и принцип справедливости», «Кто выстрелит первым», «Не сорвись с якоря» и т. д.

Каждый номер стал начинаться с острых писем читателей и «Горячей темы». Был расширен постоянный раздел художественной литературы. Регулярно стало выходить сатирическо-юмористическое занимательное обозрение – СЮЗО (шутливая аналогия с СИЗО). Появились даже материалы в форме давно забытого фельетона и многое другое.

За все эти перемены и поддержку я благодарен сложившейся тогда команде единомышленников – Евгению Грязнову, Борису Васильеву, Игорю Орлову, Ларисе Асауловой, Людмиле Орловой.

О статусе. Журнал было уже не остановить в творческом порыве. Летом 2000 года, в период контртеррористической операции в Чечне, я отправился в служебную командировку в предгорный Шалинский район. Именно в этой горячей точке, во время выездов с сотрудниками временного ОВД на спецоперации, у меня появился замысел «Чеченского репортажа» – тематического номера журнала «Милиция», посвящённого восстановлению в экстремальных условиях законности и правопорядка в республике.

В этом выпуске наиболее эффектно слились воедино принципиально новое оформление (журнальными разворотами с полными драматизма фотографиями) и обновленное актуальное содержание. «Чеченский репортаж» сразу же стал раритетом и получил высокую оценку руководства министерства.

Уже через 2 месяца после выхода «Чеченского репортажа» у журнала появилась престижная статусная веха: на рубеже веков, в 2000 году, он стал лауреатом Премии МВД России.

P. S. Но могла быть у старейшего издания на рубеже веков ещё одна незабываемая веха. Сейчас об этом вспоминаю с улыбкой, а тогда было не до смеха.

Редакция располагалась на первом этаже небольшого строения на Тверском бульваре, в центре Москвы. Это было удобно для встреч с авторами, ветеранами, общественными деятелями, проведения тематических вечеров (была даже выпущена книга «Именитые гости журнала “Милиция”»).

Но вот из ХОЗУ поступает письмо с требованием в десятидневный срок освободить офис на Тверском бульваре и переехать в… Забегая вперед, скажу, что я немедленно помчался по указанному адресу и оказался в промышленной зоне, на улице с отпугивающим названием «Скотопрогонная», в помещении с видом на кладбище. Попасть в этот «офис» можно было, только преодолев огромные крутые лестничные пролёты (для ветеранов задача нерешаемая). Охранник посочувствовал мне и сказал, что если редакция всё-таки сюда переедет, то следует запастись питьевой водой, поскольку из крана течёт только техническая.

Всё это больше походило не на переезд, а на ссылку флагмана ведомственной печати. Чтобы её предотвратить, мне пришлось идти к заместителю министра… 

15.02.2017

партнёры