Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Андрей БИЛАНОВ: «Радуюсь, когда моих персонажей любят или ненавидят»

В гостях у журнала «Полиция России» актёр театра и кино Андрей БИЛАНОВ.

– Андрей Иванович, в нашей стране ежегодно проводится несколько десятков кинофестивалей. Вы – президент кинофестиваля «Герои нашего времени». Чем он отличается от других?

– Герой – это тот, кто оставляет след в жизни своих близких, а если случится – и в истории страны. И это может быть каждый из нас. Поэтому наш фестиваль обо всех и о каждом. Кроме того, здесь можно просто посмотреть хорошие фильмы и поговорить о них с их создателями.

– Современный кинематограф и критики, и зрители похвалить особенно не спешат. Почему?

– Слишком много думаем о деньгах. О быстрых деньгах. А хорошее, умное кино работает на перспективу – оно как повод для размышления. Понятно, что процесс работы над собой идёт подспудно и результаты его не появляются вдруг. Я, чтобы привести душу в порядок, смотрю советские фильмы, которые были сняты о людях и для людей. Не верю, когда говорят, что нынешней молодёжи они не интересны и не понятны. Проверено на моих детях, которые сначала долго упирались – не хотели смотреть это «старьё». А посмотрев, были в некотором шоке: работать душой – это нелёгкое дело. Откуда это вообще – «дети не понимают»?! В одном из небольших городов я в пилотном проекте «Кинотолк» собрал детей-подростков и показал им ещё чёрно-белый фильм «В бой идут одни старики». На пятой минуте они затихли и так в полной тишине досмотрели фильм до конца. А потом я ещё чуть ли не час отвечал на их вопросы: о войне, об ответственности за других, о жертвенности во имя справедливости, о страхе и мужестве.

– Ролан Быков говорил, что детей надо учить понимать кино с пелёнок, снимая кино специально для них. А сейчас снимают ремейки старых, испытанных временем и зрительским постоянством фильмы. Причина – особый киноязык, на котором якобы надо разговаривать с молодёжью. Получается?

– На мой взгляд – не очень: до тех мастеров ещё надо дорасти. Но и до своего кино, которое будет интересно нашим современникам, не облокачиваясь на учителей, тоже надо дорасти.

– Современные герои – те, в основном, которые побеждают кулаками. Но есть сила духа, ума, правды...

– Герой – человек, который делает свой выбор в непростых обстоятельствах, по совести. К сожалению, сами понятия «совесть», «истина», «долг», «честь», «патриотизм» как-то размылись. А кино может вернуть им полновесность, расставив в нынешнем безвременье маячки, – чтобы не потерялись.

– А на ТВ встречается что-то стоящее?

– Редко. Очень огорчительно, что почти нет фильмов и передач, которые хотелось бы смотреть всей семьёй. Если честно, я и сам не знаю, что ответил бы на вопрос ребёнка, на кого я хотел бы быть похожим. А в пору моего детства такой вопрос не поставил бы в тупик ни моих родителей, ни меня.

– Сейчас героическая тема «отрабатывается» в основном в двух направлениях: война и история. А разве мало по-настоящему героических поступков совершают наши современники? Чем не примеры для молодёжи?

– Герои – обычные люди, живущие среди нас. Это трудно – рассказать, не вдаваясь в крайности, так, чтобы разом и о простом человеке, и о его ярком поступке. Заинтриговать не сюжетной загадкой, не красивой картинкой, а судьбой человека, приведшей его к подвигу. Вообще, это и есть главное в искусстве – изучить человека в момент выбора. К примеру, мой герой из «Ментовских войн» – эдакий прямодушный, даже простоватый подполковник, привыкший идти напрямую. Мне и самому было интересно, что с ним будет дальше: останется он таким или сломается? Кстати, у меня немало хороших знакомых – полицейские. Знаю, что это порядочные люди, которые в любых ситуациях будут верны и присяге, и долгу до конца.

– Они смотрят фильмы с вашим участием?

– Я даже прошу об этом. Мне важно их мнение, хотя на съёмках присутствует консультант, – чтобы исключить досадные «ляпы», в поисках которых находят особое удовольствие многие зрители. Хотя по себе знаю: если фильм захватывает, «ляпов» просто не замечаешь.

– Когда речь заходит о героях, обычно говорят о мужчинах. А как насчёт прекрасных дам?

– Почти никак. Как правило, это опять-таки война или история. В жизни их, не сомневаюсь, достаточно. А хотелось бы посмотреть на широком экране, как изящная, но сильная духом женщина совершает нечто, непосильное брутальным мужчинам. Слабому полу отвели место в мелодрамах. Да и то без воздушной лирики. «Никакого романтизма», как говорил один персонаж у Зощенко. Заметили? Даже свадьбы по-доброму редко показывают. Что-то тёплое, уютное уходит из кино.

– Известный кинокритик Андрей Плахов как-то заметил, что наше кино становится провинциальным, не актуальным по содержанию и киноязыку. И соответственно, всё меньше востребуется. Вы согласны?

– Наверное, не всё так безнадежно. Точечно, понемногу нарабатывается наше новое кино и, думаю, «выстрелит».

– На фестивалях оно давно «выстреливает». И зрители его принимают.

– Надеюсь, оно притянет по-хорошему честолюбивых, умных, талантливых кинематографистов. Собственно, фестивали, в том числе и наш, для этого и существуют.

– Вы служили в армии в Московском Президентском полку, куда наверняка попали за прекрасную физическую форму. Это – счастливый случай?

– Полк – да, но в армию я всё равно бы пошёл. Это проверка себя. Мужаешь. Становишься мужчиной, умеющим принимать решения. Армия проявляет тебя как личность, испытывает тебя, избавляя от комплексов.

– У вас они были?

– Едва ли. Хотя… У меня день рождения 5 сентября. И мне всегда было досадно, что в семье его не отмечали. Поздравляли, но как-то впроброс, вместе с началом учебного года. Маленький, но комплекс.

Потом я узнал, что почти все знаменитости, добившиеся успеха, выросли из собственных комплексов, в борьбе с ними. Некоторые из моих собственных, преодолённые, остались в прошлом. С некоторыми приходится жить, и не скажу, что они сильно мешают. Они, как двигатель, толкают меня вперёд. Например, честолюбие. Ладно, я известный артист, но есть же ещё заслуженный, народный… Вот и комплекс постоянной творческой неудовлетворенности – не карьеризм, заметьте.

– Много времени проводите в спортзале?

– Физическая форма для артиста – первое дело. Особенно когда надеваешь мундир. А я часто играю военных, полицейских. Это обязывает. В детстве был непоседой. Была куча энергии, и её надо было куда-то направлять. Отец решил направить её в спортивное русло. Самбо, дзюдо – мальчишеская романтика. Сначала просто нравилось. Лет в 15 проснулся сознательный интерес. Так незаметно дорос до мастера спорта международного класса по дзюдо и мастера спорта по самбо.

А в 33 года сделал себе подарок: увлёкся фитнесом. Это тоже помогает держать себя в форме.

– Навыки спортивные в жизни и профессии используете?

– На рожон бездумно лезть не вижу смысла. К тому же спорт учит вначале думать, а потом действовать. Именно в такой последовательности. А дать волю эмоциям и по дурости погибнуть – что в этом героического?

– Но ведь коллеги знают вашу биографию. И наверняка предполагают, что вы можете многое сделать сами на съёмочной площадке.

– А вот тут поправочка. Трюки – каскадёрский хлеб, негоже отбирать его у коллег. А если я сломаюсь? Работа всей группы встанет.

– Чем заняты, когда нет съёмок?

– Пробую себя в концертной деятельности. Недавно вышел дебютный музыкально-поэтический диск «Мое сердцебиение» – читаю стихи и исполняю песни. Готовлю второй альбом.

– Ваш недостаток, который мешает жить?

– Лень и, наверное, производная от этого – неумение завязывать отношения ради результата. В прежние времена это был бы предмет для гордости, и по нынешним – скорее всего недостаток.

– А это не то же, что компромисс?

– Компромисс – это своего рода деловая сделка. А личные отношения строятся по другим правилам. Хотя я – актёр, и, казалось бы, обыграть любую ситуацию могу профессионально. Но стараюсь не злоупотреблять: а вдруг войдёт в привычку? (Смеётся.)

– Какое самое большое разочарование в жизни?

– Не удивлю. Это разочарование в друзьях. Мой духовник говорит, что многие мои беды от того, что я слишком доверяю людям. Но исправиться трудно и приберечь себя до лучших времён невозможно. Поэтому стараюсь трезво оценивать и себя, и всех, с кем приходится работать и жить. Наверное, я немного фаталист – верю в то, что люди одной группы крови обязательно должны встретиться. И тут ошибки быть не может: мы сразу почувствуем друг друга.

– Чему вас, состоявшегося в профессии человека, может научить другой творческий человек?

– Я всю жизнь учусь. Правда, учителя бывали разные. Знаком судьбы было появление в моей жизни такого мэтра, как Светлана Сергеевна Дружинина. Она – железная леди и строгий учитель: за руку не водит, готовых решений не предлагает. Учит крепко стоять на ногах.

– Жизнь удалась?

– Я счастливый человек. Жив, здоров, реализовал много творческих планов, вырастил детей, построил дом. Одно плохо – сам свои фильмы не люблю смотреть.

– Внутреннего критика включаете?

– Не могу отделаться от мысли, что можно было сделать лучше. Уповаю только на то, что зрители этих несовершенств не замечают. Радуюсь, когда моих персонажей любят, радуюсь, и когда ненавидят. Значит, хорошо сыграл. Пугает только равнодушие.

– Жизнь летит быстро. Каким себя видите лет в 70?

– К тому времени постараюсь организовать свою киностудию, где буду снимать фильмы, которые хочу. И, надеюсь, буду сниматься и сам. Если не распускаться и держать себя в форме, это вполне возможно.

– Как поступите в критической ситуации – по совести или по закону?

– Если никто не пострадает – то по совести.

– Вы производите впечатление сильного, мужественного и умного человека, которому хочется верить. Вы хуже или лучше своей репутации?

– До такой репутации мне ещё расти и расти.

– Главное правило вашей жизни?

– Помнить о том, что жизнь состоит из простых вещей: улыбки матери, первого слова ребёнка, рыбалки с друзьями, доброго утра, сбывшейся мечты.

– Что вы, экранный страж порядка, могли бы пожелать реальным полицейским?

– Чтобы честь мундира оставалась незапятнанной, а совесть – чистой. Совершенно точно знаю, что есть много людей, для которых это – не слова, а смысл жизни.

Беседу вела Нина СКУРАТОВА
Фото автора и из личного архива 
Андрея БИЛАНОВА


Визитная карточка

Родился 5 сентября 1968 года в Никополе Днепропетровской области.

С детства увлекался силовыми единоборствами, самбо и дзюдо.

После окончания школы пошёл в армию. Проходил службу в Москве, в Президентском полку. Во время службы увлёкся музыкой и искусством.

По возвращении из армии поступил во ВГИК – в мастерскую народного артиста Российской Федерации Армена Джигарханяна. После окончания института (1990) был принят в труппу Московского Нового драмтеатра.

В кино дебютировал в 1999 году. К настоящему времени в его творческом багаже более 60 ролей, в том числе сотрудников правоохранительных органов, в следующих картинах: «Кошки-мышки» (2007), «Афоня и пчёлы» (2008), «Такая обычная жизнь» (2010), «Бабье лето» (2011), «Лжесвидетельница» (2011), «Отражение» (2011), «Следаки» (2011), «Ярость» (2011), «Обратный билет» (2012), «На одном дыхании» (2014).

Президент кинофестиваля «Герои нашего времени».

Мастер спорта международного класса по дзюдо. Мастер спорта по самбо. Чемпион России по фитнесу. Бронзовый призёр чемпионата Европы по фитнесу.

15.10.2018