Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Капкан для конокрада

В столичном мегаполисе ежедневно похищается несколько десятков автомобилей. Угонщики орудуют как по ночам, так и средь бела дня. Они хорошо организованы, имеют необходимые средства для взлома и глушения противоугонных устройств, оснащены радиостанциями. Подготовленным преступникам противостоять непросто. Как поймать профессиональных похитителей дорогих иномарок, нам рассказали в 14-м отделе Главного управления уголовного розыска МВД России.

Зарубежные двойники

По словам оперативников, сегодня количество краж автомобилей неуклонно снижается. Это связано с эффективностью работы правоохранительных органов и пресечением новых схем легализации авто. Не остаются в стороне и производители охранных систем, применяя всё новые технологии.

Способов «увести» чужой автомобиль и затем продать его как целиком, так и на запчасти, по-прежнему множество. Актуальной остаётся и проблема так называемого «двойного учёта». Когда идентификационные номера VIN похищенного авто кустарно исправляют на номера «честной» идентичной по марке и цвету машины, имеющей действующий учёт на территории государства - участника Евразийского экономического союза (в основном Белоруссии и Казахстана). Затем с использованием поддельных договоров купли-продажи и правоустанавливающих документов в таможенных органах получают ПТС. А потом автомобиль регистрируется в подразделениях Госавтоинспекции. Преступники пользуются тем, что у правоохранителей разных стран нет единой картотеки регистрируемого транспорта.

Оперативники ГУУРа регулярно проводят сверки с коллегами из Белоруссии и Казахстана, при которых ежегодно выявляется до нескольких сотен автомобилей-двойников.

В таких случаях изымаются оба авто по обе стороны границы и проводятся автотехнические экспертизы. Цель - выяснить, какой же из них «честный». Транспортное средство без признаков изменения номеров возвращается владельцу, а «перебитое» ждёт более углублённая экспертиза для установления исходных номеров кузова и двигателя.

База автомобилей, уже попавших в розыск, общая для стран - участников СНГ всё-таки имеется. Поэтому нередки случаи, когда при угоне машины в одной стране в розыск подаётся и её «двойник» в другой.

По словам оперативников, с тех пор как было налажено взаимодействие с иностранными коллегами, количество транспортных средств, одновременно имеющих действующий учёт на территории двух государств, стало сокращаться.

Спасение автомобилей - дело рук автомобилистов

Сыщики советуют: чтобы максимально усложнить жизнь угонщикам, комплекс противоугонных систем должен включать в себя как электронные, так и механические средства защиты. Весьма эффективны силовые блокираторы капота, руля и коробки передач.

Рекомендуется переместить блок управления двигателем («мозги» автомобиля) и блок охранной сигнализации в другие, нестандартные места. Так их будет труднее обнаружить. В этом помогут мастера, практикующие творческий подход к безопасности автомобилей.

Из последних электронных новинок наиболее эффективными являются GSM-трекеры. С помощью мобильной сим-карты они передают владельцу сведения о месте нахождения и маршруте авто. При этом то, как часто устройство будет выходить на связь - несколько раз в сутки или раз в несколько дней, владелец решает сам. Трекер находится в спящем режиме и не подаёт никаких сигналов. Редкая частота соединения делает практически невозможным обнаружение датчика угонщиками.

Если машина оснащена различными видами противоугонных систем, к тому же расположенных нестандартно, высока вероятность, что автоворы откажутся от кражи. Ведь в мегаполисах довольно много автомобилей, гораздо менее защищённых.

На пять замков запирай вороного…

В прошлом году оперативники при поддержке спецотряда быстрого реагирования задержали преступную группу из Ленинградской области, специализирующуюся на кражах грузовых автомобилей. Злоумышленники приезжали «на гастроли» в московский регион специально, чтобы похищать фуры, гружённые различными товарами. Тягачи разбирали на запчасти или «перебивали», чтобы потом продать в соседние страны. А груз сбывали через подельников.

Роковой для преступников стала кража седельного тягача «Вольво» с полуприцепом, битком забитым алкогольной продукцией. Злоумышленники похитили иномарку с территории логистического комплекса близ подмосковной Рузы. Впоследствии они намеревались продать фуру по запчастям.

Планам помешало появление полицейских и сотрудников Рос­гвардии. Силовики нагрянули в ангар-отстойник, где молодчики уже начали разбирать похищенный грузовик. При задержании пришлось применить оружие: подозреваемые оказали активное сопротивление полицейским - один из сотрудников получил телесные повреждения.

Участник банды, приехавший «на дело» на внедорожнике, попытался протаранить ворота, которые полицейские уже успели закрыть. Он врезался в один из служебных автомобилей, едва не сбив сотрудников. Оперативникам пришлось стрелять по колёсам. В итоге это и помешало отчаянным угонщикам уйти. Позже выяснилось: внедорожник был похищен в Ленинградской области и «перебит» под «честный» автомобиль.

У злоумышленников изъяли устройства для проникновения в автомобили, «глушилки», радиостанции, четыре комплекта поддельных госномеров.

В ходе следствия была доказана причастность группы к трём кражам большегрузного транспорта. Общий размер причинённого ущерба составил более 15 млн рублей.

…выкраду вместе с замками

А сцена задержания автоворов, выходцев из дружественной Белоруссии, достойна сценария голливудского блокбастера.

Оперативникам стало известно о банде похитителей японских иномарок, которые работали только в ночь со среды на четверг и всегда «брали» по два автомобиля сразу. Логово преступников - гаражи, где отстаивались похищенные авто - располагалось в Тверской области. Оттуда машины с поддельными номерами и документами перегонялись в Белоруссию. Чтобы замести следы, воры постоянно меняли маршруты отступления на базу. Организованностью, осторожностью и предусмотрительностью группа отличалась от тех криминальных сообществ, с которыми привыкли иметь дело полицейские. Это сильно усложняло задачу, поэтому разработка банды заняла много времени.

Вскоре слабое звено в маршруте было найдено. Каждый раз при подъезде к своей базе угонщики проезжали через один и тот же железнодорожный переезд в деревне Степаньково на границе Московской и Тверской областей. Место безлюдное, поэтому именно там было решено организовать засаду.

В семь утра к переезду подъехали двое членов группы на автомобилях чёрного и белого цвета, которые они угнали в Москве двумя часами ранее. На иномарках уже висели заранее приготовленные поддельные номера. Преступников сопровождал автомобиль с ещё двумя соучастниками.

Когда рабочие в оранжевых жилетках и касках перекрыли железнодорожный переезд, чтобы почистить снег, воры ничего не заподозрили. А ведь это были переодетые оперативники. Для пущей достоверности им пришлось взять в руки лопаты и задействовать снегоуборочную технику. Пока похитители ожидали разрешения проехать, «ряженые» стражи порядка незаметно расстелили за переездом ленту с шипами и, чтобы наверняка исключить возможность побега подозреваемых, перегородили дорогу «КамАЗом», позаимствованным у дорожников.

Сзади машины злоумышленников подпёрли несколько попутных автомобилей, в которых тоже находились полицейские. Казалось бы - ловушка захлопнулась, но после команды «Захват!» и начавшейся суматохи один из преступников на угнанной машине выскочил на встречку, перескочил переезд, протаранил стоящий «КамАЗ» и помчался в сторону Тверской области.

Но оперативники предусмотрели и такой поворот событий - за местом засады, с другой стороны переезда, наблюдали коллеги из УМВД России по Тверской области. Они и отправились в погоню.

Уехать молодчику далеко не удалось - колёса были повреждены после наезда на шипованную ленту. Через три километра он выбежал из машины и попытался скрыться в лесу, но не смог преодолеть метровые снежные сугробы и был задержан.

Как и в предыдущем случае, у любителей чужих автомобилей изъяли стандартное оборудование угонщика: сканеры, подавители сигналов, ключи зажигания, липовые номера, радиостанции и мобильные телефоны.

Эта история имела продолжение: уже на своей территории коллеги из ГУУР КМ МВД Республики Беларусь задержали ещё двоих участников группы, которые занимались легализацией похищенных иномарок. В Полоцке и Минске были обнаружены 17 автомобилей, угнанных в России, с «перебитыми» VIN-номерами. В ходе расследования установлена причастность фигурантов к хищению более ста автомобилей. Таким образом был перекрыт целый канал сбыта краденых транспортных средств.

За проведение этой операции полицейские получили ведомственные награды. Но расслаб­ляться сотрудникам ГУУР МВД России не приходится. Число автомобилей в стране ежегодно растёт, а жажда лёгкой наживы не даёт покоя современным конокрадам.

Олег МОРОЗОВ
Коллаж Евгения КАРТАШОВА


Строки статистики

Последние 7 лет число краж автомобилей неуклонно снижается. Так, за 2015, 2016 и 2017 года число хищений уменьшилось на 7,3 %, 19,4 %, 15,6 % соответственно. При этом растёт раскрываемость таких преступлений.

В прошлом году было похищено 21 848 автомобилей. Раскрыто 4374 кражи и задержаны 5193 человека, причастных к хищениям.

В том же году без цели хищения угнано 22 442 автомобиля. Из них 16 329 удалось обнаружить. 17 432 человека были задержаны.

08.10.2018