Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Встать на крыло, или Как сражались гражданские авиаторы

Много в нашей стране мест, где Великая Отечественная война оставила глубокие отметины. Большинство из них на слуху, но есть и малоизвестные. Одна из таких точек на карте Подмосковья - аэропорт Мячково, расположенный в 16 км юго-восточнее Москвы на окраине села Верхнее Мячково. Более 700 ребятишек приехали сюда на праздник «Авиация глазами детей», посвящённый 73-й годовщине Победы.

…Его история началась в 1936 году, когда постановлением СНК СССР был утверждён аэродром Мячково. Здесь базировались самолёты Гражданского воздушного флота. А 22 июня 1941-го началась война. С первого её дня и до самой Победы гражданские авиаторы в едином боевом строю Военно-воздушных сил Красной армии сражались против агрессоров.

23 июня 1941 года постановлением СНК СССР Гражданский воздушный флот передали в оперативное подчинение наркомату обороны СССР, и все его служащие и рабочие были объявлены мобилизованными. В этот же день для выполнения специальных заданий командования Красной армии была сформирована Московская авиагруппа особого назначения - МАГОН.

Мячково стало аэродромом базирования 3-й Отдельной авиационной дивизии связи Гражданского воздушного флота. В годы Великой Отечественной войны экипажи самолётов дивизии выполняли полёты в тыл врага, доставляя партизанам боеприпасы, вооружение, меди­каменты. Осуществляли выброс десантных групп, вывозили за линию фронта раненых, передавали важные донесения в Генштаб, вели воздушную разведку. Много вылетов было с отправкой фельдъегерской почты, они осложнялись тем, что в распоряжение выделялись самолёты устаревших конструкций - Р-5, П-5, У-2, СБ-40, СБ-41, и к тому же далеко не новые. Поэтому именно на первый период войны приходится основное количество авиакатастроф, произошедших на рейсах в действующую армию. Нередко аварии заканчивались гибелью пилотов и фельдъегерей. Яркими страницами боевой летописи подразделения стали подвиги личного состава в битве под Москвой, при оказании помощи блокадному Ленинграду, в сражениях под Сталинградом, в Крыму, на Северном Кавказе и Украине, в Белоруссии, Прибалтике, в решающих сражениях по разгрому войск агрессора в Германии.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1944 года 3-я отдельная авиационная дивизия связи ГВФ награждена орденом Боевого Красного Знамени. Дивизия просуществовала до окончания войны. На счету пилотов 121 тыс. вылетов. Общий налёт самолётов составил 200 тыс. часов. Авиаторы перевезли 53 тыс. человек личного состава и 3 тыс. тонн грузов.

В 1945-м на территории аэродрома сформировался авиа­отряд по производству аэрофотосъёмок для создания топографических карт и разведки полезных ископаемых. А с середины 50-х годов аэрофотосъёмка осуществлялась на территории Китая и Монголии. С 1958-го экипажи начинают принимать активное участие в исследованиях радиоактивных облаков после ядерных взрывов на Новой Земле и в Семипалатинске и отслеживать их перемещение до границ территории СССР.

В 60-е годы Мячковский объединённый авиаотряд расширяет географию полётов до Западной Сибири, Забайкалья, Якутии, Дальнего Востока, Чукотки, Камчатки. Выполняются контракты в Африке, Вьетнаме, на Кубе. По программе «Интеркосмос» аэрофотосъёмка ведётся в ГДР, Польше, Чехо­словакии, Венгрии, Болгарии.

В 70-х годах экипажи осваивают широты Арктики, создают Антарктический отряд. Пилоты доставляют грузы в Западную Сибирь, занимаются детализацией нефтяных аномалий Каспийского моря, производят замер радиоактивного фона в районах АЭС, контролируют выбросы в атмосферу после ядерных взрывов, работают по программам Института космических исследований АН СССР.

26 апреля 1986 года экипаж Мячковского объединённого авиаотряда первым пролетел над разрушенным блоком Чернобыльской АЭС для замера уровня радиации. На базе отряда был сформирован сводный авиаотряд по ликвидации последствий аварии.

До начала 1990-х штат сотрудников аэропорта составлял чуть менее четырёх тысяч человек и состоял из четырёх лётных отрядов…

Сейчас аэродром - пристанище летательных аппаратов частной малой авиации, государственных вертолётов МЧС и национальной гвардии. А о том, что здесь в годы войны располагалась авиационная дивизия, напоминает памятник, за которым ухаживают работники аэропорта.

Мячково - зона ответственности ЛУ МВД России в аэропорту Домодедово. Линейный пункт полиции возглавляет Андрей Гаврилюк. Кстати, он ещё и начальник ЛПП в аэропорту Жуковский. Майор полиции Гаврилюк - энтузиаст: в социальной сети ведёт страничку аэропорта Мячково. Делится историей воздушной гавани, рассказывает о подвигах лётчиков на войне и трудовой доблести в советское время, описывает будни современных авиаторов.

У домодедовского линейного управления есть подшефная Кутузовская специальная школа-интернат. Её воспитанников и привезли на праздник сотрудники полиции. Также сюда приехали ребята из опекунских и приёмных семей Подмосковья.

- Цель проекта - патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - сказала начальник отделения по делам несовершеннолетних майор полиции Оксана Слизская. - Мы привозим наших подопечных на этот праздник уже третий раз.

Мальчишки и девчонки приняли участие в конкурсах, «летали» на авиатренажёрах, посмотрели детскую анимацию, посетили интерактивную выставку «Живая история Великой Отечественной войны», увидели, как работает спасательный вертолёт Ка-226 МЧС России.

Кульминацией праздника стало выступление пилотажной группы «Стрижи». Лётчики Воздушно-космических сил на истребителях МиГ-29 продемонстрировали фигуры высшего пилотажа. Ребята увидели часть авиационного шоу, которое показано на Красной площади на Параде Победы 9 Мая.

Только когда гости разъехались, сотрудники полиции во главе с начальником ЛПП «Мячково» Андреем Гаврилюком подошли к мемориалу - почтить ковавших Победу в этом, казалось бы, тихом, отдалённом от линии фронта месте.

Владислав ГАЛЕНКО
Фото автора
Московская область

14.05.2018