Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Последняя дуэль «солнца русской поэзии»

О жизни Александра Сергеевича Пушкина, его творчестве, обстоятельствах трагической кончины, кажется, известно уже всё. Тем не менее талант поэта был настолько многогранен, а жизнь полна самых невероятных поворотов, что даже спустя столько времени остаётся немало тайн. Некоторые малоизвестные подробности последних дней великого сына России помогли установить питерские эксперты-криминалисты. Но обо всём по порядку.

Молодой и горячий

Александр Пушкин был человеком увлечённым, азартным и темпераментным, что в общем-то вполне объяснимо его пылкой, горячей африканской кровью. По этой причине он не раз становился участником смертельных поединков и большей частью сам и выступал их инициатором. Пушкинистами скрупулёзно подсчитано, что до фатальной дуэли с Дантесом великий поэт был зачинщиком 25 поединков, и ещё семь раз перчатку бросали ему. Первая дуэль едва не состоялась, когда юному дарованию только исполнилось 17 лет. К барьеру им был вызван родной дядя Павел Ганнибал, который на балу посмел увести у племянника девушку!

Рисковал головой Александр самозабвенно, и порой только сам Господь Бог отводил руку стрелявшего в сердце поэта, если дуэль не отменялась ранее. Так, зимой 1822 года 23-летний Пушкин ссорится с командиром егерского полка полковником Семёном Старовым. Старый рубака-воин уверен, что может безнаказанно осаживать юнцов, но коса нашла на камень, и восходящая звезда русской поэзии вызывает убелённого сединами офицера на дуэль. Отказаться полковник в силу своего статуса не может и принимает вызов: в конце концов надо же кому-то проучить мальчишку! Но из-за случившейся снежной бури оба дуэлянта дважды промахиваются и, поостыв, соглашаются на мировую.

Вообще, 1822 год - один из самых бурных и богатых на дуэли в насыщенной жизни поэта. Находясь тогда в ссылке, Пушкин был особенно не сдержан, раздражён и несколько раз рисковал жизнью из-за пустяков. Столь же частыми поводами для поединков были и его стихи: он писал едкие эпиграммы на видных представителей света, буквально провоцируя скандалы. К счастью, большинство удалось погасить бескровно.

От либерала к консерватору

С годами Пушкин не только взрослеет и остепеняется, обзаведясь семьёй, но (особенно после исторической аудиенции в сентябре 1826 года у императора Николая I) и становится государственником, направляя свой блестящий талант на служение Богу, царю и Отечеству. Это период настоящего расцвета его творчества и зрелой гражданской позиции. Пушкин наконец получает разрешение работать в архивах и заказ написать Историю императора Петра.

Тогда же из-под его пера выходят наиболее зрелые шедевры, пиком которых становится «Капитанская дочка» - последнее прозаическое произведение, в котором он выступает уже как противник бунтов и антиправительственных выступлений, сторонник твёрдой власти, патриот и монархист-контрреволюционер: «…Те, которые замышляют у нас незаконные перевороты или молоды и не знают нашего народа или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка - полушка, да и своя шейка - копейка».

Сами слова «демократ» и «демократка» были для Пушкина ругательными. «…Чистая демократка. Никого ни в грош не ставит», - говорил он об одной девушке (А. Смирнова. «Воспоминания о Жуковском и Пушкине»).

Поэт хорошо знал европейские порядки, где тогда начиналось революционное брожение, и интересовался устройством гражданского общества в Северо-Американских Штатах. В своей статье, посвящённой этой теме, он писал:

«С изумлением увидели мы демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую подавлено неумолимым эгоизмом и страстию к довольству».

«Ни за что на свете… переменить Отечество»

Уже в те времена против России велась тайная война. В начале XIX века среди подданных русских царей было немало людей, одураченных западной, а по сути масонской революционной пропагандой, отрицавшей национальные традиции, Христа. Пушкин понимал всю опасность этого явления. Он утверждал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Осознавая роль Запада в этих умонастроениях, писал: «Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна». В письме к своему лицейскому товарищу Чаадаеву, тяготевшему к либеральным взглядам, Пушкин со свойственной ему откровенностью высказывал: «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя... Как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Борцы за чуждые России западные ценности вызывали у поэта негодование. «Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её, - говорил Александр Сергеевич. - Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев».

Такого Пушкина мы знаем мало, и именно такой он - всенародный любимец - был опасен и страшен для врагов России.

«Из чьей руки свинец смертельный...»

Есть веские основания полагать, что и самая известная дуэль с Дантесом, результатом которой стало смертельное ранение Пушкина, произошла не по причине бурных и искренних чувств, которые якобы питал к супруге поэта Наталье Гончаровой приёмный сын голландского посланника в России, а была инспирирована врагами Отечества и самодержавия. Да и сам поединок, его ход, где ещё много загадок, предстоит переосмысливать.

Согласно официальной версии считалось, что 9 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен. Это утверждение основывалось на выводах официальных следственных документов. На первых же страницах дела речь шла о ранении в грудь. Данная версия закрепилась в сознании народа и через стихотворения, написанные на смерть поэта Михаилом Лермонтовым («…с свинцом в груди и жаждой мести...») и Фёдором Тютчевым («Из чьей руки свинец смертельный...»).

Однако в материалах суда есть упоминание и о ранении Пушкина в бок. Эта путаница дополнялась и врачебным документом о вскрытии тела умершего, где врач Владимир Даль (да-да, тот самый автор толкового словаря!) фиксировал, что «пуля пробила общие покровы живота… правой стороны, потом шла вниз и, встретив сопротивление в крестцовой кости, раздробила её и засела где-нибудь поблизости».

О характере ранения Александра Сергеевича свидетельствует сюртук поэта, надетый в тот день. На нём имеется входное отверстие «против правого паха». Подтвердил эту версию и диван, на котором Пушкин скончался и который чудом сохранился до наших дней. На нём теоретически могли сохраниться частицы крови. К работе были подключены питерские эксперты-криминалисты под руководством заместителя начальника областного бюро судмедэкспертизы профессора Юрия Молина. Им спустя 170 лет со дня смерти поэта удалось определить его группу крови и точное место ранения. Выводы специалистов подтвердили, что Дантес намеренно стрелял в пах!

Возмездие за бесчестие

А что же Пушкин? Будучи смертельно раненным (дуэль проводилась с расстояния всего в 11 шагов), он нашёл в себе силы приподняться и сделать довольно меткий выстрел в оппонента. Официальная версия гласит: Дантес был ранен в руку и контужен в живот. Некоторое время считалось, что пуля, пробив руку, попала в пуговицу на панталонах, на которую крепились помочи (подтяжки).

Но не так давно с помощью тех же экспертов-криминалистов, работающих в области баллистики и трасологии, было установлено, что выстрелом с такого расстояния Дантес должен был получить не менее серьёзное ранение, которое не могла остановить пуговица. Специалисты не исключали - под одеждой француза была надета специальная защита, что являлось грубейшим нарушением дуэльного кодекса!

Проводить осмотр дуэлянтов перед поединком в то время считалось невозможным, дабы не оскорбить подозрением участников, - настолько высоки были требования кодекса чести! Но французу, очевидно, выполнявшему заказ тайных и тёмных сил, как наёмному убийце, эти чувства были неведомы.

На чём же основаны такие предположения? Сразу по завершении расследования Дантес был разжалован в рядовые и выслан из России, хотя ему грозила смертная казнь, так как дуэли были запрещены. На родине он, не имея никаких средств к существованию, очень быстро разбогател и сделался сенатором. Его внук Луи Метман рассказывал: «Дед был вполне доволен судьбой и впоследствии не раз говорил, что только… дуэли… он обязан своей блестящей политической карьерой».

Но судьба покарала его по-своему. Одна из дочерей Дантеса, узнав, что именно он убил обожаемого ею поэта, прокляла отца. 

Роман ИЛЮЩЕНКО
и Дмитрий ОРЛОВ

14.02.2018

партнёры