Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Зеленоглазая угроза

С некоторых пор я стал бояться такси. Когда сам еду за рулём и вижу в потоке авто с шашечками, знаю: в любой момент водитель может совершить абсолютно непредсказуемый манёвр. Лучше держаться подальше. А уж чтобы воспользоваться услугой перевозчика в качестве пассажира, нужно особо крепкие нервы иметь.

Водитель с шаурмой

Как-то, возвращаясь из командировки, довелось ехать в такси из аэропорта домой. Водитель, приезжий из Средней Азии, оказался словоохотливым. Лихо перескакивая из полосы в полосу, время от времени поглядывая на экран навигатора, «командир» поведал, что основная его работа - шеф-повар в ресторане. Заведение сегодня на ремонте, потому устроился временно в такси. Путь был неблизкий, беседа продолжалась, и постепенно выяснилось, что ресторан тот - просто небольшое кафе. Через несколько километров заведение общепита уменьшилось в размерах, став обычной точкой по продаже шаурмы.

Вот, оказывается, как просто в столице из уличного торговца сомнительными «деликатесами» в одночасье превратиться в водителя такси...

Вспомнилось, что несколько лет назад в Москве развернулась настоящая война против нелегальных извозчиков, так называемых «бомбил». Действительно, в аэропортах и на вокзалах стало меньше назойливых мужиков, хватающих тебя за рукав и обещающих дёшево доставить в нужное место. Однако меньше их не стало. Просто на крышах их автомашин появились опознавательные знаки таксомоторов, а сами они превратились в лицензированных перевозчиков. Да ещё к этой армии добавились тысячи нелегалов, плохо говорящих по-русски и абсолютно не знающих города (навигатор им в помощь!). Кто-то даже рассказывал, что один из них признался: только в Москве впервые в жизни увидел светофор.

Согласитесь, чтобы доверить свою жизнь такому водителю, требуется особая смелость. И не стоит удивляться, что практически ежедневно приходят сообщения об очередном ДТП с участием автомашин такси.

Тенденция, однако

По данным ГИБДД, в Москве в 2016 году таксомоторы 541 раз попадали в аварии. В 2017-м это число возросло до 607, а в 2018‑м - уже до 764. Что касается числа раненых, то в 2016 году их было 672, в 2017-м - 765, а в 2018-м - 900. И тенденция сохраняется. Количество ДТП с участием такси в столице за прошлый год выросло сразу на 25 %. Погибли в авариях и в результате наездов машин с шашечками 23 человека, были ранены 900.

Многие помнят, как 16 июня 2018 года во время чемпионата мира по футболу таксист сбил группу иностранных болельщиков в центре столицы на Ильинке. Тогда пострадали семь человек. Виновник трагедии признался, что после 20-часовой смены заснул за рулём и случайно нажал на газ. Суд приговорил его к полутора годам принудительных работ.

И вот очередное громкое ДТП: 31 марта на Тестовской улице в Москве таксист наехал на инспектора ДПС. Полицейский в коме. Когда же стали разбираться, выяснилось, что водитель был лишён прав ещё два года назад. Следствие, конечно же, установит, по чьему разрешению он работал без документов. Но ситуация сегодня складывается такая, что в службе такси вполне могли и не знать, кто на самом деле управлял машиной.

Как стать таксистом?

Устроиться на работу в такси совсем не сложно. Многие процедуры носят формальный характер, а автомобиль можно арендовать у таксопарков. Там помогут с лицензией. Ежедневно получать путевой лист не надо. Более того, его можно купить в Интернете.

Найдутся и фирмы, которые подключат кандидата в водители к агрегаторам известных служб такси. Человек, может, вообще никогда за рулём не сидел, всё будет оформлено на третье лицо. Но компания-посредник об этом никогда не узнает.

По сути агрегаторы готовы работать с каждым, кто имеет разрешение на работу, а также лицензию на перевозку. Как получить эти документы, мы уже выяснили. Далее соискатель должности просто устанавливает соответствующее приложение на смартфон - и в путь. А уж кто он, профессионально ли водит автомобиль, говорит ли на русском языке, знает ли город, нет ли у него судимостей, - никто практически не выясняет. Да это, собственно, никого особо и не интересует.

В конце марта в столице прошёл рейд, в ходе которого было проверено 100 тыс. водителей такси. Как рассказал журналистам замглавы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, за время операции полицейские выявили 9 человек, которые разыскивались за совершённые преступления, 119 водителей находились за рулём в состоянии алкогольного опьянения, 312 - занимались извозом пассажиров, несмотря на то, что лишены прав, а у 26 документы были поддельными. Всего по итогам рейдов было составлено 50 тыс. протоколов об административных нарушениях. Таким образом, в среднем каждый второй таксист оказался нарушителем ПДД.

Где эта улица, где этот дом?

Забавный, хотя, с другой стороны, весьма печальный случай как-то произошёл со мной. Сел в такси в аэропорту, назвал адрес: Арбатская площадь. А извозчик спрашивает: где это, дорогу покажешь? Навигатора у него не имелось. Меня буквально сдуло из салона. А вы бы сели в такое авто?

Действительно, в настоящее время, если по вызову приехал таксомотор с водителем, говорящим по-русски без акцента, значит вам повезло. Уж больно привлекательным для гостей из стран СНГ стал этот бизнес. Конечно, среди гастарбайтеров большинство работают легально, с соблюдением всех установленных правил. И всё же, по мнению экспертов, почти половина мигрантов занимаются извозом нелегально, подвергая опасности жизни пассажиров. Исправить ситуацию может только ужесточение закона, поскольку действующий ФЗ «О такси», хоть и строго регламентирует правила перевозки пассажиров, в реальности практически не работает. Мало того, и за его нарушения никто должной ответственности не несёт.

Порядок таков. Если иностранные граждане собираются управлять автомобилем только для личных поездок, они имеют право ездить со своим национальным либо международным водительским удостоверением. Те же, кто планирует заняться трудовой или предпринимательской деятельностью, связанной с управлением авто, обязаны получить российские водительские права. Конечно, не всякий пассажир станет проверять наличие отечественных документов у таксиста, но, судя по тому, как многие из них управляют автомобилем, у них не то что российских, но и своих, домашних, прав быть не может.

Лицензии? Да, они обязательны. Но в Минтрансе выдают разрешения на оказание услуг по перевозке пассажиров. Причём на машину, а не на водителя. Поэтому владельцу фирмы из 5-10 машин вообще всё равно, кого за руль сажать. Чтобы доходы были выше, берут самых дешёвых водителей. И выходит, что деятельность такси в России, увы, по существу не лицензируется.

Назад, к безопасности

Я привёл лишь примеры из московской действительности, поскольку именно здесь действует наиболее многочисленный парк такси. Но аналогичная ситуация складывается повсеместно в стране. Так, в Ростове-на-Дону в первый же день рейда по проверке деятельности перевозчиков проверяющие выявили 120 водителей-нарушителей.

По информации пресс-службы УМВД России по Владимирской области, ежесуточно в регионе пресекается порядка 10-15 нарушений ПДД, совершаемых водителями таксомоторов. Чаще всего это пренебрежение к требованиям, предписанным дорожными знаками или разметкой проезжей части, игнорирование правил маневрирования, непредоставление преимущества в движении пешеходам, проезд на запрещающий сигнал светофора и прочие.

Специалисты министерства транспорта Пермского края вместе с дорожной полицией провели рейд в точках скопления нелегальных таксистов. В районе Центрального рынка и возле железнодорожного вокзала Пермь-II проверили 65 автомобилей. В результате было выявлено 11 нарушений требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, 10 нарушений требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и иных серьёзных отступлений от установленных норм.

То есть данная проблема - системная, затрагивающая практически все регионы России. Может быть, и взяться за её решение пора на федеральном, а не местном уровне, как происходит сегодня.

Один из наиболее радикальных путей - вернуться к проверенной временем системе таксопарков. Ведь когда никаких индивидуальных таксистов не существовало, никому и в голову не могло прийти, что вас везёт нетрезвый водитель, либо человек, не имеющий прав. Таксопарки в большинстве своём развалили, получив взамен многотысячную армию «самозанятых», чья квалификация вызывает вполне обоснованные сомнения. Да ещё и нелегальным «специалистам» путь за руль практически открыт.

Что касается так называемых агрегаторов, которых развелось бесчисленное множество, их полномочия тоже можно передать в ведение официальных таксопарков.

Нелегал в погоне за сверхприбылью экономит на всём. Он может ездить на неисправном авто и без должного опыта вождения, а то и вовсе без прав. Неофициальный перевозчик снимает с себя обязательства перед пассажиром, не отвечает за безопасность поездки, за жизнь и здоровье того, кого он везёт. У легальных таксистов общий водительский стаж не должен быть менее трёх лет, они регулярно проходят предрейсовый осмотр и каждые полгода - техосмотр транспортного средства. Кроме того, у них есть страхование жизни, вреда здоровью и имуществу.

Пока же в такую специфическую профессию может попасть любой, достаточно выкрасить в жёлтый цвет свою машину или взять авто в аренду, безопасность пассажирских перевозок будет оставаться под большим вопросом.

Андрей ШАБАРШОВ
Коллаж Евгения КАРТАШОВА

25.04.2019