Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

В штате только девушки

«Здравствуйте, вы позвонили в полицию. Чем мы можем вам помочь?» Это приветствие знакомо каждому россиянину. Жители городов и сёл по всей стране набирают номер 102, если случилась беда и требуется помощь стражей порядка. Несколько длинных гудков - и строгий женский голос уточнит причину звонка, адрес, а потом скажет: «Ждите, сотрудники выехали».

Если где-то человек попал в беду...

Чтобы познакомиться с девушками на другом конце провода, узнать, как они работают, корреспонденты «Щита и меча» отправились в Дежурную часть ГУ МВД России по г. Москве.

В эпоху стационарных телефонных аппаратов нужно было набрать 02, чтобы вызвать милицию. Потом появились мобильники, и операторы сотовой связи один за другим стали придумывать для этой цели разные номера - 911, 002, 020. Пару лет назад в России ввели единые для всех операторов связи трёхзначные номера экстренных оперативных служб - в сотовом коммуникаторе вызываемые телефоны должны содержать не менее 3 цифр. Теперь и с мобильного, и со стационарного телефона полицию вызывают через 102.

- Однако у москвичей возникает некоторая путаница в связи с введением единого номера 112, - рассказывает заместитель начальника Дежурной части - начальник службы «02» ГУ МВД России по г. Москве подполковник полиции Анна Горская. - Вызовы экстренных оперативных служб через операторов сотовой связи можно осуществлять и по единому номеру 112. Но операторы службы «112» для мер реагирования всё равно переключают абонента на службу «02». Поэтому звоните нам напрямую!

Служба «02» - структурное подразделение Дежурной части столичного главка полиции. Она работает в круглосуточном режиме, осуществляя приём, регистрацию и незамедлительную передачу информации от граждан о преступлениях и происшествиях для организации мер реагирования по территориальности на все поступающие сообщения, относящиеся к компетенции правоохранительных органов. Наряду с этим сотрудницы службы «02» обрабатывают информацию, поступающую по телефону доверия (495-694-92-29) - он входит в систему горячей линии МВД России и создан для того, чтобы принимать информацию о преступлениях и противоправных действиях сотрудников полиции г. Москвы. В каждом регионе существует такой телефон для обращений граждан.

- «02» - экстренная служба. Сотрудники обязаны в первую очередь реагировать на обращения, относящиеся к компетенции органов внутренних дел. Оказывать психологическую помощь и юридические консультации, предоставлять справочную информацию мы не вправе, - рассказывает подполковник полиции Анна Горская. - Но если человек находится в опасности, его жизни что-то угрожает, ему требуется незамедлительная помощь иных экстренных оперативных служб («101», «103»), наши сотрудницы всегда направят эти службы на помощь.

Без «фефектов фикции»

В подразделении 273 сотрудницы. Ежедневно на дежурство по графику «сутки-трое» заступает от 40 до 60 полицейских. Смена предусматривает 4 часа отдыха: 2 днём - чтобы перевести дух и пообедать, 2 ночью - на сон. Отвлечься от телефона и монитора компьютера можно в комнате отдыха, оформленной в восточном стиле, спальне и небольшой уютной столовой.

Большинство представительниц службы «02» носят офицерские погоны: оперативные дежурные, старшие оперативные дежурные и начальники смены. Треть - сержантский состав - помощники оперативного дежурного. Как правило, на эти должности назначают новеньких.

- Чтобы работать в службе «02», необходимо быть грамотным, без дефектов речи, иметь крепкие нервы, навыки общения с людьми в стрессовых ситуациях, уметь концентрироваться и улавливать ключевые детали в разговоре, а главное - желать помочь людям, - перечисляет Анна Горская. - Работа монотонная, статичная, однообразная, с высокими морально-психологическими нагрузками и огромной ответственностью, в том числе и за жизни людей. Специалисты считают, что успешнее с такой работой справляются женщины. Они усидчивее, спокойнее, выносливее, проще переключаются по окончании дежурства. К тому же известно, что человеку, который звонит в полицию, находясь в состоянии стресса, психологически комфортнее общаться с женщиной.

Есть и другая версия, объясняющая существование чисто женского коллектива. Говорят, что в начале 70-х, когда эта служба только появилась, её посетил министр внутренних дел Николай Щёлоков. Увидев за телефонным аппаратом крупного мужчину - под два метра ростом, он выразил недовольство, что здоровенные мужики «протирают штаны», а не ловят преступников. С тех пор мужчин на этой службе нет.

Сейчас служба «02» - это «голос» столичной полиции.

И как образцово-показательное подразделение, Дежурную часть г. Москвы постоянно посещают иностранные делегации, здесь проводятся занятия по повышению уровня профессиональной квалификации сотрудников полиции.

«Умная» система

Среднее время ожидания абонента на линии до его соединения с сотрудником службы «02» - 7-10 секунд. В часы пиковых нагрузок - до 30 секунд. Самое горячее время - с 16 до 24 часов, когда люди возвращаются с работы, обнаруживают квартирные кражи, устраивают семейные скандалы, толкаются в пробках, попадают в аварии.

- За сутки обрабатывается от 10 до 15 тысяч обращений. Из общего количества звонков более 8 тысяч требуют оперативного реагирования - то есть немедленного выезда сотрудников полиции. В числе этих вызовов 500-700 звонков - о совершённых преступлениях. 250 - телефонограммы из лечебных учреждений, более 3 тысяч - о ДТП. А вот порядка 600 звонков в сутки - справочного характера, - делится Анна Горская.

По её словам, практически все адреса и номера телефонов, с которых совершаются звонки, автоматически определяются. Но сотрудницы службы всё равно уточняют номер у обратившегося, так как он мог звонить от соседей или попросить трубку у прохожего. В 40 % случаев определяется и примерное местонахождение абонента. А вот определить, не ложный ли это вызов, по голосу практически невозможно. Идёт ли речь о мнимой или реальной истории - выясняют те сотрудники, что выезжают на место происшествия.

Все сообщения, поступающие в службу «02», автоматически фиксируются на речевом регистраторе. Эти записи служат как средством контроля за работой сотрудников, так и доказательной базой в случае дальнейшего расследования.

Они заслужили доверие

Находясь в просторном, светлом зале службы «02», слышишь уверенные женские голоса: «Наряд полиции требуется?», «В какой квартире это произошло?», «Почему вам кажется, что соседи изготавливают наркотики?», «Не волнуйтесь, к вам выехали».

По словам Анны Горской, которая прошла путь от помощника оперативного дежурного до руководителя подразделения, за 45 лет существования службы у них сложился дружный коллектив со своими традициями.

- У нас не бывает вакантных мест, - рассказывает Анна Горская, - так называемая текучесть кадров происходит по причине ухода сотрудниц в декретные отпуска. У нас работают и многодетные мамы, и мамы детей-инвалидов.

Служба «02» заслужила доверие москвичей. Люди знают: если они обратились по телефону 102, помощь обязательно придёт.

8 марта многие звонят, чтобы поздравить девушек, сказать им тёплые слова, поблагодарить.

- Нам, безусловно, это приятно, - говорит Анна Горская. - Но лучше оставлять отзывы на сайте московской полиции, чтобы предоставить возможность дозвониться тем, кто действительно нуждается в помощи полиции.

Екатерина ЕВГЕНЕВА
Фото Павла ГЕРАСИМОВА

Наша справка


Дежурная часть столичного главка была создана в 1967 году. Единая городская служба «02» появилась в 1971-м. В штате тогда было лишь 25 сотрудников. Изменения шли постепенно. Наиболее значительные этапы реорганизации пришлись на 2002 год: тогда оборудовали новые рабочие места - вместо прежних 14 их стало 40, набрали новых сотрудниц. 

09.03.2017

партнёры