Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Чему учит Всемирная паутина: виртуальная реальность или реальная виртуальность?

На днях испытал искреннее чувство радости вперемешку с неподдельным изумлением - в вагоне метро увидел мужчину с книгой в руках. С обычной, бумажной! В то время как остальные пассажиры, от школьника до пенсионера, заворожённо уткнулись в экраны своих смартфонов и планшетов. Понятно, век прогресса, технические новинки облегчают человеку жизнь. Но всё ли так безобидно?

«Аффтар жжот»

Знаю на собственном опыте: если позволить 12-летнему внуку без ограничения играть на мобильном телефоне, этот процесс станет поистине бесконечным. О еде и сне, каких-то важных делах мальчишка забудет напрочь. Благо мы, взрослые, строго следим и решительно прекращаем игру. Хотя и в этом случае заметно, как меняется речь ребёнка: в его лексиконе появляются специ­фические интернет-словечки, которые порой даже я, дипломированный журналист, на нормальный русский язык перевести могу не всегда.

Всемирная паутина, бесспорно, полезная штука - без труда можно найти любую информацию по самым разнообразным вопросам. Но есть и обратная сторона медали - зачастую мы утрачиваем способность общаться между собой, нормально разговаривать. Теперь необязательно за советом обращаться к коллегам, знакомым, достаточно заглянуть в поисковик, и ответ получен. Но правильным ли он будет?

Посмотрите, как изучает современный школьник, скажем, русскую литературу. Пролистал пяток страниц сетевой хрестоматии и можно считать «Войну и мир» прочитал. Ещё пара листов - и история Государства Российского пройдена. А после многие убеждены: Ленин взял себе такой псевдоним, потому что жил в Ленинграде, в Великой Отечественной войне мы воевали с американцами, а первым человеком в космосе был гражданин США.

Молодёжь гордится и бравируют теперь не своими достижениями в учёбе, труде, спорте, а количеством «лайков» за какие-то, иногда весьма сомнительные высказывания, фотографии, иные материалы в Интернете.

Сегодня большинство пользователей Сети, главным образом молодые, в стремлении как-то выразиться, продемонстрировать свою индивидуальность намеренно искажают слова в письменной речи: «хочецца», «аццкий», «патамушта» и т. п. Исследователи даже целый словарь составили. Одобрение выражается фразами типа «аффтар жжот!», удивление - «ватэтада», негодование - «убейсибяапстену», безвыходная ситуация - «коттострофа». Казалось бы, ну и пусть. Но ведь подростки со временем начинают писать так уже сознательно, будучи убеждёнными, что это по правилам.

Самое страшное, российская система образования, основанная с недавних пор не на глубоком изучении предмета, а на умении пройти тест (угадал - не угадал, повезёт - не повезёт), мало что может противопоставить такому явлению. Да и, судя по всему, не хочет. Более того, в недрах профильного министерства появилось мнение: 33 буквы для русского алфавита - слишком много. Достаточно и 26.

Специалисты выяснили, что частое обращение к смартфонам на уроке или лекции приводит к снижению концентрации, рассеиванию внимания. Учащиеся, которые не используют мобильный интернет во время обучения, лучше схватывают материал, глубже вовлечены в учебный процесс, имеют успеваемость выше, чем у сверстников, отвлекающихся на смартфоны, планшеты и ноутбуки. У последних снижается способность воспринимать преподаваемый материал и усваивать его в полной мере.

Справедливость этого утверждения подтвердит любой водитель, пользующийся навигатором. Если добираешься до нужного места по подсказкам гаджета, никогда не запомнишь дорогу так, как если бы ехал без его помощи.

Российский «Колумбайн»

Отсутствие знаний, как известно, влечёт за собой и неумение логически мыслить. А нормы жизни в виртуальной реальности для подрастающего поколения зачастую оказываются убедительней правил поведения, принятых в нормальном обществе. И влияет на это не только Интернет. Признаюсь, мне иногда страшно становится, когда вижу по телевизору кадры какого-нибудь современного мультика, чаще всего зарубежного. Какие-то уроды, монстры, нетопыри постепенно вытесняют с экранов старых добрых кошечек и собачек, Бонифациев и Леопольдов, сестриц Алёнушек и старика со старухой «у самого синего моря». Психика взрослого человека подобное выдерживает с трудом, что уж говорить о ребёнке.

Плюс - свободный доступ к информации, от которой ребятню было бы неплохо оградить.

Откуда, например, могли узнать наши дети о событиях 1999 года в школе «Колумбайн» американского штата Колорадо, где двое старшеклассников убили 13 человек и ранили 23? Только из Сети. Однако некоторые из подростков, воспитанные на триллерах и ужастиках, вместо сочувствия к жертвам того нападения решили испробовать свои возможности в организации подобных акций. И покатилось.

В школе № 263 в столичном районе Отрадное 3 февраля 2014 года ученик десятого класса, вооружённый карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников. Затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного.

В сентябре 2017-го 15-летний девятиклассник устроил стрельбу в школе в подмосковной Ивантеевке. Ранен педагог, трое учеников получили травмы.

Не стану утверждать, что исключительно Всемирная паутина повлияла на сознание малолетних стрелков, но позднее они признавались, что стать последователями американских школьников решили после знакомства с трагедией в Колорадо.

Толчок к смерти

Некоторое время назад по стране прокатилась волна само­убийств несовершеннолетних. Пик пришёлся на 2014 год - тогда покончили с собой 800 человек.

Многие комментаторы тоже грешили на Интернет. По заказу Следственного комитета России учёные Санкт-Петербургского государственного университета провели исследование причин, по которым подростки совершают преступления или суицид, но прямого влияния Сети не обнаружили.

- Сам Интернет никогда не играл в этом главную роль. Это только средство коммуникации. Не надо его демонизировать, - сказал в интервью одному из печатных изданий старший помощник председателя СКР генерал юстиции Игорь Комиссаров. В ведомстве пришли к выводу, что ни в одном случае нет прямого влияния сайтов с деструктивным контентом. То же относительно противоправного или опасного поведения подростков.

Не будем спорить со специалистами. Действительно, решение покончить с собой всегда было обусловлено комплексом причин: проблемы в семье и школе, затруднения в общении со сверстниками, употребление наркотиков и психотропных препаратов и так далее. Однако одновременно никто не утверждал, что созданные в Сети так называемые группы смерти никак не повлияли на решение несовершеннолетних совершить суицид. Не случайно в июне 2017 года Госдума усилила ответственность для создателей подобного контента до 15 лет заключения. Так что и Интернет здесь сказал своё слово.

Выдержит ли юный организм?

Можно, конечно, бесконечно рассуждать на тему пользы и вреда сетевых ресурсов. Ломать копья здесь бесполезно: присутствует и то и другое. К примеру, я сам уже не могу представить свою работу без использования Интернета.

Но дети? Всегда ли он им нужен, как влияет на неокрепшую психику? Дадим слово экспертам. Одним из наиболее авторитетных на сегодняшний день считается исполнительный директор одного из крупнейших центров реабилитации США и бывший клинический профессор Stony Brook Medicine доктор Николас Кардарас, который написал книгу «Светящиеся дети: как зависимость от экранов похищает наших детей - и как преодолеть транс». Учёный дал, пожалуй, наиболее точное определение данной ситуации: «цифровой героин».

Многие исследователи согласны: планшеты, смартфоны и приставки - своеобразная форма наркотика. Недавние изыскания показали, что гаджеты влияют на кору головного мозга, отвечающую за исполнительное функционирование, в том числе и за импульсный контроль - так же, как и кокаин.

Вот несколько основных факторов, которые учёные выделяют среди главных, наносящих вред маленькому человеку. Ухудшается зрение. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз - к их сухости. Портится осанка, может развиться искривление позвоночника. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук. Ребёнок перестаёт общаться с родителями. Когда взрослые дают малышу в руки планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращаются часы, проведённые вместе. Гаджеты не учат детей самоконтролю, а наоборот - дают возможность не ограничивать себя в желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической. Утрачиваются возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми. И так далее: от беспричинной, на первый взгляд, истеричности, бессонницы до агрессивности.

Что есть истинная ценность?

Ещё раз подчеркну: ни в коей мере не призываю запретить пользование Интернетом детям. Да и глупо отрицать положительные стороны Всемирной паутины, её поистине безграничные возможности в обучении. Школьник может почерпнуть много полезной информации, новой и увлекательной, стать более эрудированным и расширить свой словарный запас, если, конечно, речь идёт именно о настоящем русском языке, а не об упомянутом суррогате. Бесспорно, загруженные в гаджеты развивающие игры тренируют память, внимание, логику, координацию и другие навыки, которые пригодятся в жизни.

Могут быть весьма полезными и социальные сети. Обмен мгновенными сообщениями спасает, когда хочется пообщаться с одноклассниками. А для детей-инвалидов это вообще порой наиболее доступный способ поговорить со сверстниками.

В интернет-пространстве ребёнку легко искать единомышленников. К примеру, на онлайн-платформах, посвящённых рисованию, музыке или танцам.

Но при этом взрослым надо понимать, что ни один, даже самый продвинутый аппарат не заменит ценности живого общения между людьми. Само собой, можно заблокировать какие-то вредоносные сайты, отслеживать, чем интересуется ребёнок в Сети. Но если отдать воспитательный процесс на откуп пусть и во многом полезной, но всё же виртуальной реальности, настоящего человека вырастить вряд ли удастся.

Андрей ШАБАРШОВ
Коллаж Евгения КАРТАШОВА

14.04.2019