Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Укротители руля и колеса

Словосочетание «пилотажная группа» прочно ассоциируется с крутыми виражами и потрясающей синхронностью, которые демонстрируют в небе асы из «Стрижей», «Русских Витязей», «Соколов России»… Однако пилоты, о которых пойдёт речь, не витают в облаках. Их конёк - не «штопор» и «бочка», а полицейский разворот, экстремальное укрощение мото- и автотранспорта. Причём без отрыва от службы.

Представляя своих коллег по пилотажной группе водительского мастерства «Каскад», старший «пилот» капитан полиции Виктор Курбатов сразу оговорился:

- Вообще-то я такой же инспектор ДПС 2-го специального батальона ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве, а старшим группы являюсь неформально.

Впрочем, и сам «Каскад» действует на общественных началах. Идея создать группу экстремального вождения в структуре Госавтоинспекции родилась у начальника УГИБДД по г. Москве генерал-майора полиции Виктора Коваленко два года назад. Местом его «прописки» 2-й спецбатальон был выбран не случайно. Это уникальное подразделение, не имеющее закреплённой за ним территории обслуживания, - недаром в его названии дважды встречается «спец». В его состав, помимо штатных взводов, входит рота по задержанию угнанного и похищенного автотранспорта, взвод сопровождения, мотовзвод, взвод Центра спецмероприятий. Инспекторы батальона выполняют задачи в интересах столичного главка Госавтоинеспекции: сопровождают колонны с военной техникой, детьми, транспорт спецназначения, а также большегрузный, негабаритный и специальный, обеспечивают безопасность общегородских мероприятий, а главное - выявляют и пресекают преступления, разыскивают угонщиков и скрывающихся злодеев. Для этого автопарк подразделения укомплектован мощной техникой. Чего только стоят 50 единиц стоящих на балансе тяжёлых BMW - R1200 RT и более лёгких BMW - F 650 GS!

- Дополнительных средств на создание «Каскада» не выделяли, - говорит Виктор Курбатов. - Разработали Положение о группе. Главной задачей определили повышение водительского мастерства инспекторов ДПС. Костяк группы составили девять опытных сотрудников. В свободное от службы время начали освоение методов экстремального вождения. Занимались в старом ангаре на Волгоградке или по спортивным клубам у знакомых. Идея проверить себя, посмотреть, на что мы способны, увлекла. Наверное, в душе каждого из нас сидел гонщик-экстремал.

За два года существования пилотажной группы полицейские-«каскадёры» стали визитной карточкой столичного УГИБДД. Их запоминающиеся выступления на служебных BMW и «фордах» во время проведения общегородских праздников покорили сердца многих любителей авто- и мотошоу! Поначалу зрителям непривычно было видеть инспекторов в роли каскадёров. Не желая расставаться со стереотипами, многие отказывались верить, что улыбчивый лихой парень, поднявший «на дыбы» служебный мотоцикл, не ряженый байкер-неформал, а обычный автоинспектор! И мастерство оттачивает не в ущерб интересам службы. Даже входящий в состав группы действующий чемпион России по супермото мастер спорта 46-летний Сергей Денисов - капитан полиции.

Подобного «Каскаду» подразделения нет ни в одной стране мира - это наше, российское изобретение. За рубежом головокружительные трюки на двух и четырёхколёсном транспорте выполняют только профессиональные каскадёры.

Слава о бесстрашных полицейских - покорителях руля и колёс быстро разнеслась по стране и ближнему зарубежью. Ребята уже выступали в нескольких российских городах. Приглашали их в братскую Беларусь. И каждый раз шоу полицейских встречали аплодисментами, а к «каскадёрам» выстраивались очереди из желающих получить автограф и сделать селфи. Инспекторы успели подружиться с героями боевиков - киноактёрами Михаилом Пореченковым и Алексеем Кравченко - тоже любителями погонять за городом на стальных конях.

За опытом к членам пилотажной группы приезжают коллеги из других регионов. Недавно побывали в гостях автоинспекторы из Марий Эл, где в штат республиканского ГИБДД ввели мотоциклетный взвод.

Цена этой вполне заслуженной славы ох как высока! Мастерство достигается еженедельными кропотливыми тренировками после службы или суточных дежурств.

- Если перерыв будет больше, - поясняет Виктор Курбатов, - руки перестанут слушаться, пальцы потеряют цепкость, а тело - гибкость.

Даже в отпуске он не может позволить себе уехать из города больше чем на неделю. Вместо полноценного отдыха с семьёй на море - ставший родным ангар. Жёнам и детям «каскадёров» пришлось смириться с таким увлечением мужей и пап, превратившись со временем в активную группу поддержки.

Тренируются, работают и выступают ребята исключительно на штатной технике.

- Показательные выступления - самая зрелищная, но далеко не самая важная цель создания группы, - объясняет Виктор Курбатов. - Занятия помогают оттачивать профессионализм вождения, что очень помогает в работе. Доведённые до автоматизма навыки настолько облегчают несение службы, что за рулём себя чувствуешь даже увереннее, чем без него. Ты словно становишься деталью мотоцикла, и любое изменение обстановки на дороге не может застать врасплох. Это удивительное чувство свободы и лёгкости даёт большое преимущество на дороге. Так же и с машиной. Самый сложный элемент, будь то полицейский разворот на 180 градусов с использованием ручника или разъезд со встречной машиной на узкой зимней дороге, не превращается в проблему - руки сами знают, что делать.

- Даже если мой мотоцикл уступает в мощности транспорту нарушителя, я зачастую могу догнать его, используя технику вождения, - рассказывает участник группы капитан полиции Михаил Овчеренко.

Однажды ему пришлось преследовать нарушителя, который пытался скрыться от него на спортивном байке. Силы были неравны, так как неизвестный мотогонщик имел фору во времени и специально оборудованную для гонок без правил технику. Катание по ночной Москве на высоких скоростях длилось более 40 минут, и в итоге нарушитель, загнанный в ловушку, сдался. Каково же было удивление Михаила, когда выяснилось, что задержанный - известный в Москве преподаватель стантрайдинга - экстремальной езды на мотоцикле!

Похожая история случилась и с «каскадёром» старшим лейтенантом полиции Сергеем Тишковым. Однажды он преследовал нарушителя, которому удалось вырваться за город. Ночь, дождь, бездорожье, ограниченная видимость - всё, кажется, работало против инспектора. Однако он не отставал. Преследуемый начал нервничать, совершая ошибки одну за другой. Через час погони злодей застрял в канаве, пытался бежать, бросив «железного друга», но уйти от Тишкова ему было не судьба. Как говорит Сергей, взял он его благодаря технике вождения, освоенной на занятиях.

Описывать на бумаге всё, что вытворяют инспекторы-«каскадёры», жонглирующие мячиками, стоя на мотоцикле, заставляющие тяжёлые машины вставать «на дыбы», опасно крениться на бок или вальсировать, - занятие неблагодарное. Отчасти сложить собственное впечатление о невероятных кульбитах помогут фотографии. Но лучше увидеть выступления «каскадёров» вживую. Сделать это можно, например, на открытии Международной выставки «Интерполитех», которая состоится 17 сентября на ВВЦ. Приходите, не пожалеете!

Роман ИЛЮЩЕНКО
Фото Андрея ЛИСОВСКОГО
и из архива группы «Каскад»

03.08.2017

партнёры