Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Я бью войну с размаху и без пощады

175 лет назад родился художник Василий Верещагин. Его имя носит Студия художников МВД России. Основная часть наследия Верещагина хранится в собраниях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Предпочтя военной карьере искусство, он осуществил революцию в живописи.

Из гардемаринов - в художники

Василий родился в семье предводителя дворянства в 1842 году в городе Череповце, ныне Вологодской, а тогда Новгородской губернии. Родители прочили ему военную карьеру и в 12 лет отправили учиться в Петербург в Морской кадетский корпус. Учёба Верещагину давалась нелегко, он не позволял себе расслабиться и окончил учебное заведение первым по количеству баллов. Знания, полученные в корпусе, среди которых были свободное владение английским, французским и немецким языками, пошли юноше на пользу. В 16 лет Василий совершает плавание на фрегатах «Светлана» и «Генерал-адмирал», побывал в Копенгагене, Бресте, Бордо, Лондоне.

Однако в 18 лет Василий заявляет родителям, что хочет стать художником. Семья была категорически против нового увлечения. Но молодой человек уволился со службы и поступил в Петербургскую академию художеств.

В 21 год юного мастера за академическую работу «Избиение женихов Пенелопы» награждают золотой медалью. Но ему не нравилось изображать на картинах античный идеализм, он уже тяготился классической школой, которую преподавали в Академии. Художник сжигает свою картину, покидает Академию и уезжает на Кавказ.

Некоторые биографы отмечают, что этот год Василий вёл нищенское существование. Вскоре благодаря неожиданному наследству художник едет во Францию. В Париже Верещагин становится учеником художника Жан-Леон Жерома в Парижской академии изящных искусств и усердно впитывает новые знания. В 1866 году 24-летний Василий Верещагин впервые представляет свои картины общественности: в Парижском художественном салоне - серию работ с Кавказа. Выставка увенчалась успехом.

Картины являлись сами собой

Верещагин часто объединял свои картины в отдельные циклы, имеющие законченный сюжет. Его жизнь чётко делилась на периоды-путешествия, к которым подвязывались серии картин. Так появились знаменитые серии исторических картин - Туркестанская, Балканская, цикл произведений, посвящённых Отечественной войне 1812 года.

Туркестанскую серию он написал под впечатлением от пребывания в Средней Азии в 1867-1870 годах. Там он впервые участвовал в военных действиях. В качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане. Именно этот год стал датой рождения того художника Верещагина, которого мы знаем сейчас. Он поступил прапорщиком в распоряжение туркестанского генерал-губернатора и командующего Туркестанским военным округом Константина фон Кауфмана. Участвуя в боях, он проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают современники, часто бывал на волосок от смерти.

- Война как магнит тянула его, - рассказывает заведующая череповецким Мемориальным домом-музеем Верещагиных Любовь Маликова, - в 1868 году Кауфман и Верещагин прибыли в Самарканд. Оттуда Кауфман поехал добивать войско эмира, оставив в гарнизоне 500 солдат, из них половина раненые. Верещагин как художник изучал местную архитектуру, зарисовывал мечети, а как военный... почувствовал запах восстания.

И оно началось: две сотни российских солдат защищали крепость от 20-тысячного войска. Гарнизон приготовился умирать. И тут рисовальщик Верещагин взял командование на себя. Крепость отбили. Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь уже не было». Генерал так расчувствовался, что отдал Верещагину свой Георгиевский крест. Это была единственная награда, которую художник принял и носил. Хотя всю жизнь отрицал всякие награды.

Позже он напишет в воспоминаниях: «Страстной любви к Востоку у меня не было, чёрт побери. Там было свободнее, вольнее, чем на Западе. Вместо парижской мансарды или комнаты на Среднем проспекте Васильевского острова у меня была киргизская палатка, вместо натурщиков - живые люди. Картины являлись сами собой, я не искал их».

На Шипке всё спокойно

Главным событием творческой биографии Верещагина стала его Балканская серия - о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Во время работы он дважды приезжал из Парижа на места боевых действий и за два года написал несколько десятков холстов. Он работал в состоянии сильного нервного напряжения, не давая себе передышки, почти не отлучаясь из мастерской и никого не допуская в неё.

В Балканскую серию вошло около тридцати картин. В этих полотнах протест художника-гуманиста против зверств турецких башибузуков, которые жалости к «урусам» не испытывали, бессмысленной гибели русских солдат, обречённых на гибель бездарным командованием.

Ценой большой крови заплатили солдаты за самоуверенность и небрежность генералов, готовивших взятие крепости. «На Шипке всё спокойно», - доносили они в Петербург. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами, это глубоко потрясло художника. «На Шипке всё спокойно» - так с горькой иронией назвал художник картину.

В зимние месяцы 1877-1878 гг. Василий Верещагин вместе с отрядом «белого генерала» Михаила Скобелева совершил переход через Балканские горы и участвовал в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. «Победа! Генерал Скобелев объезжает русские войска, освободившие болгарский народ от турецких поработителей. Мелькают в воздухе шапки, а на первом плане разбитые орудия, траншеи, ещё неубранные трупы»(картина «Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой» 1878 г.).

В конце войны Верещагин был представлен к награждению «золотой шпагой», однако от награды отказался. А впоследствии говорил, что «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю мишуру славы человеческой».

Балканская серия была продемонстрирована в Лондоне и Париже в 1879 году, в Петербурге в 1880-м и в Москве в 1883-м годах. С 1881 по 1891 гг. она экспонировалась во многих городах Европы и Америки. Для максимального усиления эмоционального эффекта воздействия работ на зрителей Верещагин демонстрировал картины без дневного света, на чёрных стенах, при ярком электрическом освещении и звучащей музыке. Для посетителей выставки это было потрясением: «Живые, как жизнь», картины Верещагина «поражали, трогали, ужасали, сражали… Не было почти никого из публики, кто бы ни вытирал слёз», - писал один из друзей художника.

Среди картин о войне 1812 года выделяются циклы о пребывании французской армии в Москве, бегстве французов из России, партизанской войне. Особенность его стиля - достоверность. Недаром французы признали, что верещагинский Наполеон из серии полотен «Наполеон в России» ближе всех к оригиналу.

По результатам поездок появляются в разные годы индийская, палестинская, японская серии. Во время путешествий по Северу России Верещагин увлекается историей российского деревянного зодчества и пишет серию этюдов, изображающих деревянные церкви Севера.

С карандашом в руке

С рабочим блокнотом для зарисовок Верещагин не расставался никогда. С огромного количества рисунков местности, архитектурных деталей, этнографических типов начинались все его картины. Карандашом художник владел виртуозно.

31 марта 1904 г. в 9.34 утра Василий Верещагин сделал свой последний набросок в блокноте. Он разделил судьбу своих героев, встретив смерть как солдат.

В возрасте 62 лет художник вместе с 700 матросами и офицерами и в их числе - адмиралом Степаном Макаровым погибает на броненосце «Петропавловск», который был подорван японской миной под Порт-Артуром. Санкт-Петербургские ведомости от 8 апреля 1904 писали: «Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: «ушел в могилу один из самых горячих поборников идеи мира». Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир».

Критический реалист

Василий Васильевич не любил, когда его называли художником-баталистом, сам он себя называл критическим реалистом. Он совершил революцию в батальном жанре живописи, где до той поры изображались лишь торжественные сцены побед, триумфы полководцев, апофеозы героев. Его волнуют трагическая цена победы, варварские зверства, преступная бессмысленность войны. Отсюда многочисленные запреты на его картины. Его сын Василий Верещагин в своих воспоминания писал: «Воздействие картин на зрителей было столь сильно, что вызывало озлобление и опасения у милитаристов… Известно, например, что фельдмаршал Мольтке, побывав на выставке картин Верещагина в Берлине в 1882 году, отдал приказ, воспрещающий чинам германской армии посещать эту выставку. Такое же запрещение было отдано австрийским военным министром, отклонившим предложение Верещагина предоставить чинам гарнизона бесплатный доступ на выставку картин в Вене в 1881 году».

Вся мировая общественность тогда в литературе обсуждала Льва Толстого за его «Севастопольские рассказы», а в живописи - Василия Верещагина. Полемика вокруг картин Верещагина шла не только в печати, они активно обсуждались в домах, в клубах, в театрах. Эстету Бенуа полотна Верещагина представлялись антиэстетичными. По его мнению, Верещагин не был никогда художником, «но вся его неутомимая, бескорыстная, беззаветно преданная науке и «видимой правде» личность не лишена известной грандиозности и принадлежит к самому значительному и достойному, что в этом роде дала Россия». Илья Репин назвал Верещагина гражданином-деятелем, сверхчеловеком, обладателем универсальных дарований. Художественный критик Фёдор Булгаков уточнил: «художник-антимилитарист, путешественник, писатель, этнограф, герой войны. Все титулы уместны, но главный все же - Художник».

Мастер никогда не писал по заказу, не стремился заработать баснословные гонорары на живописи, не продавал свои картины по отдельности.

Семья предводителя дворянства

Важно понимать, в какой семье воспитывался Василий Верещагин. Его братья, выбравшие военную стезю, тоже были сильными, талантливыми личностями и настоящими патриотами своего Отечества. Пятеро сыновей Верещагиных известны каждый в своём деле, хотя из всего дворянского семейства Верещагиных мировую известность получили братья Николай и Василий. Старший, Николай, стал основателем первых русских сыроварных и маслодельных артелей в России, прославился как создатель «Вологодского масла». Василий прославился как известный художник, не лишённый литературного дара. Сергей, тоже неплохой рисовальщик, писавший прекрасные стихи, геройски проявил себя в ратном деле. Воевал и был ранен ставший литератором Александр. И только Михаил посвятил себя усадебному хозяйству.

Турецкий гамбит

Когда в апреле 1877 года Россия объявила Османской империи войну, три брата, Василий, Сергей и Александр, стали добровольцами. Василий был причислен к штабу русских войск и в апреле этого же года выехал из Парижа в действующую армию. Он стал чуть ли не первым раненым в бою кораблей на Дунае и затем едва не умер от гангрены в госпитале в Бухаресте. Там его навестил брат Сергей и тоже остался на войне в качестве ординарца генерала Михаила Скобелева. Здесь во время осады Плевны перед боем 18 июля 1877 года Сергей встретился со своим вторым братом, Александром, который также приехал на войну и тоже был ранен в первом же для него бою, как раз 18 июля. Василий тоже успел повидать его на перевязочном пункте. На том самом, который позже запечатлел на своей картине «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной».

При Скобелеве Сергей Верещагин выполнял самые трудные и опасные поручения. Когда из палатки генерала доносилось: «Позвать Верещагина!», - это означало, что задание особенно рискованное. Сергей Васильевич проявлял на войне необыкновенные храбрость и бесстрашие, ненавидел турок за их зверства. Он считал, что на полях Болгарии русские завоёвывают не только независимость болгарам, но и нравственную силу общественного самосознания самим себе. Во время третьего штурма Плевны отчаянный ординарец не вернулся с очередного опасного задания. Василий Васильевич после боя искал его на поле мёртвых, но не нашёл. Позже художник запечатлел это поле на своём полотне «Побеждённые. Панихида».

Сергей Верещагин послужил прототипом героя романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит» Сергея Берещагина. Одна из сцен фильма «Турецкий гамбит», действие которого происходит во время Русско-турецкой войны, воспроизводит картину Верещагина «Побеждённые. Панихида».

Литератор

Художник был и одарённым литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания», большой интерес представляют также его «Избранные письма». Всего из-под пера Василия Васильевича вышло 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе. Чтение книг, написанных Василием и Александром Верещагиными о Русско-турецкой войне, его подробные, точные живописные описания войны западают в душу, и уже невозможно не сопереживать всем тем, кто находился на фронте 140 лет тому назад.

Наследие

Все свои многочисленные выставки Верещагин выстраивал сам, неизменно дополняя экспозицию предметами быта, оружием, украшениями. По всему миру состоялось более 60 персональных выставок художника, каждая из которых собирала сотни тысяч посетителей.

- Василий Васильевич даже был выдвинут на Нобелевскую премию мира, - продолжает Любовь Маликова, - но «Нобеля» ему не дали: по Европе ходили слухи, что Верещагин шпионит в пользу России. Мы не можем этого опровергнуть. Такое вероятно - ведь даже Пушкин, отправляясь на Кавказ, имел задание от дипломатического департамента. А Верещагин очень хорошо разбирался в мировой политике. Когда он первый раз в 1903 г. приехал в Японию, то, заметив за собой слежку, тут же вернулся в Россию и счёл нужным предупредить наше правительство, что возможна война.

Военкор

Приёмную Студии художников МВД России украшает большой графический портрет Василия Верещагина, выполненный народным художником Российской Федерации Вячеславом Желваковым. «Художник Желваков показал превосходное владение историческим образом. Выполненный им портрет в смешанной графической технике, тронутый бархатистым чёрным углём, сочетает простоту и парадность, от него веет силой военных событий и духом истории XIX века. Он завораживает мощью и красотой неординарной исторической фигуры русского художника Верещагина», - считает главный хранитель художественного фонда Студии, искусствовед Анастасия Лиховцева. «Мы, художники Студии, - подчёркивает Желваков, - тоже ездили в горячие точки, чтобы рисовать историческую правду. То что Студия носит имя военного художника - очень символично».

И, действительно, творчество художника можно сравнить с опасной работой военного корреспондента. Большинство его работ создано непосредственно с натуры, по личным впечатлениям. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях, иначе картины будут ненастоящими. По словам его современника искусствоведа Григория Островского: «Не романист-психолог и не занимательный рассказчик - Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Своё призвание он видел в том, чтобы стать историком современности, поведать людям правду о войне и тем самым возбудить ненависть к ней».

Елена ШЕРШЕНЬ


Прямая речь

«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу... Но фурия войны вновь и вновь преследует меня».

«Выполнить цель, которой я задался, - дать обществу картину настоящей, неподдельной войны - нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому всё прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то».

Василий Верещагин

Цитата о Верещагине

«Верещагин кистью старался показать людям, что война самая ужасная, самая нелепая вещь на свете... Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал её жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живёт Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения», - так высказался тогда японский писатель Никадзато Кайдзан. 


Наша справка

Студия художников МВД СССР была основана в 1969 году по приказу министра внутренних дел СССР генерала армии Николая Щёлокова. Первым художественным руководителем Студии был народный художник СССР Евгений Вучетич.

В 1993 году решением Правительства города Москвы Студии художников МВД России было присвоено имя великого русского живописца и литератора В.В. Верещагина. Мастера Студии создали более двух тысяч произведений живописи, графики, станковой и монументальной скульптуры, медальерного и декоративно-прикладного искусства, которые на сегодня составили Коллекцию художественных произведений МВД России.

12.10.2017

партнёры