Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Злое добро или доброе зло? Апология измены в кинематографе

Хорошо ли быть предателем? Что за вопрос, возмутится добропорядочный читатель, конечно, нет! И будет прав. Но, увы, сегодня так считают далеко не все, благодаря активной пропаганде предательства, насаждаемой кинематографом. Почему это происходит? Давайте разбираться!

Чёрно-белое кино

Тема предательства, измены ещё недавно однозначно осуждалась обществом. Быть трусом, перебежчиком, а значит подлецом и негодяем, считалось позорным и навлекало на голову носителя этих низких качеств всеобщее и несмываемое презрение. И воспитывалось это с детства.

Вспоминаю свою юность, выпавшую на 70-е годы уже прошлого столетия, когда в подвижных играх в «войнушку» никто не хотел добровольно исполнять роль врага. Такое отношение было «прошито» в подсознании.

Добро всегда оставалось добром, а зло, соответственно, злом, не смешиваясь в полутона. И это заслуга тех, кто, воспитывая нас, формировал наши традиции и культуру, в том числе слагая былины, сказки и песни, снимая кинофильмы.

За прошедшие 40 лет изменилось очень много. Нет ни страны, производившей те самые фильмы, ни понятия «детское кино», которое серьёзно потеснил Интернет. Да и то, что снимается нынче, особенно за рубежом, всё сложнее отнести к шедеврам, но впору сравнить с изощрённой пропагандой зла, когда оно рядится в белые одежды добра, правды и справедливости.

Это легче понять, если признать, что основным поставщиком на рынок таких кинодиверсий является «фабрика грёз» Голливуд, давно превратившаяся из поставщика вполне шедевральных «хеппи-эндовок» в производителя всё более агрессивных картин, насквозь пропитанных антироссийской и русофобской пропагандой. Творцы грёз преодолели уже и эту планку - на повестке дня стоят наднациональные, религиозные и, если угодно, общечеловеческие ценности, которым объявлена война.

Под их прицел и точно рассчитанный удар попадают такие важные для нашего самосознания категории, как героизм, верность, любовь, долг, самопожертвование. Технология тут достаточно проста и рассчитана на постепенное усвоение новых «истин» через введение в сюжет новых типажей, поскольку хорошо известные старые на эту роль не годятся. Либо делается осознанное переформатирование, когда бывший отрицательный персонаж, не избавившись от прежних привычек, наделяется положительными качествами, а хороший, соответственно, становится носителем негатива, то есть чёрное становится белым и наоборот.

Ничего себе герои!

Это особенно заметно людям старшего поколения, к которым я отношу и себя. Поэтому и понимаем, глядя на экран: тут что-то не так! Ведь мы-то, воспитанные на русских народных преданиях и советском кинематографе, знаем, что «сказка ложь, да в ней намёк…» В наших фольклорных и классических произведениях, в отличие от жизни, всегда присутствовал нравственный элемент, где зло полностью обличается и чаще всего наказывается.

А в голливудских киноопусах последних десятилетий часто всё перемешано или поставлено с ног на голову. Практически в каждом втором фильме отчётливо прослеживается предатель, но представлен он как положительный герой. Сюжет обычно строится по одному привычному шаблону, чтобы у зрителя была возможность не осуждать мерзавца, а просто встать на его сторону. Герои здесь всё чаще становятся предателями, а предатели - героями, но подаётся это как естественный выбор, без шекспировских мук и нравственных терзаний героев Достоевского, как безальтернативная необходимость.

По новым канонам

Удобными персонажами для оправдания всякого рода злодейств стали любимые персонажи из популярных сериалов «Стражи Галактики» и «Пираты Карибского моря». Например, заслуживший симпатии зрителей крутой парень и глава банды космических пиратов Йонду, вопреки устоявшимся стереотипам, безжалостно убивает всю свою команду - преданных ему, хоть и малосимпатичных персонажей. Ни сожаления, ни раскаяния - и зритель невольно соглашается с ним, мол, зло-то наказано. Но кем?

Ради сокровищ достаточно легко идёт на предательство своей команды и друга Джека Воробья и классический флибустьер Гектор Барбосса, который символизирует в фильме лидера, наделённого явно положительными, мужскими качествами: лихостью, храбростью, удальством. Но деньги всё-таки важнее!

Фильм «Форсаж-6» представляет очередную попытку смешивания прежних канонов жанра. Главарь банды Оуэн Шоу - бесчеловечный и жестокий убийца с признаками маньяка, одержимый идеей овладения открывающим большие возможности чипом, и его брат Деккард, не раз переступавший через трупы, всё-таки попадают, благодаря главному действующему лицу Торетто, в тюрьму. Справедливость восторжествовала? Нет. По задумке сценариста зло, которое ещё есть в мире, можно одолеть только с помощью выпущенных на свободу убийц, обладающих особой харизмой настоящих мужчин. Именно они, не раскаявшиеся, не отсидевшие свой срок в местах лишения свободы преступники, спасают мир от очередных злодеев.

Короткая память должна быть не только у зрителя, но и у героев. Злодей без каких-либо на то причин вдруг становится в ряды защитников добра, а его оппоненты опускаются до низких и подлых поступков. Это можно увидеть в сериале про мифический Асгард и братьев-божков Тора и Локки. Они, конечно, как и в «Трансформерах», не совсем люди, поэтому и спрос с них невелик. Вот и позволяют себе менять поведение: вчера уничтожали города, а сегодня объявляют себя спасителями человечества, не снимая с головы рогатого шлема! Какой можно сделать вывод? Нет ничего постоянного и святого - есть эмоции, чувства, страсти, которые и управляют миром!

Сказка – ложь?

Теперь представим на месте зрителя не въедливого пенсионера, а подростка или ребёнка, которые смотрят эти фильмы некритически. Что они вынесут из них? А вот что: добро - категория относительная и преходящая, зло может быть «очень даже ничего», особенно если вовремя перейдёт на сторону… ну этого самого… добра.

Впрочем, о несовершеннолетних позаботились отдельно, и что особенно печально, не заокеанские, а уже наши кинематографисты. Это мы видим на примере фильма «Последний богатырь», снятого в традициях русских сказок. Характерной для киноленты особенностью является необычная подача традиционных героев. Тут и Кощей Бессмертный, и Баба-яга, и Водяной показаны вполне симпатичными личностями, готовыми бескорыстно помогать случайно попавшему в сказочную страну Белогорию нашему современнику Ивану найти меч-кладенец, чтобы вернуться домой.

А куда же делись наши богатыри? Вот они-то как раз и изображены неожиданно жестокими и прагматичными людьми, не вызывающими никаких симпатий у юных зрителей. Враждуют между собой, постоянно ссорятся и предают старых друзей. Таким образом, зрителю пытаются внушить мысль, что традиционные для русских народных сказок персонажи, символизирующие тёмные силы, в сущности, не так и плохи и способны на великодушные поступки, даже подвиги. Герой же национального эпоса и былин Добрыня Никитич вызывает отторжение, неприязнь и осуждение.

Наконец, сам главный герой сказки Иван. Он смешон, постоянно попадает в нелепые ситуации, подводит своих друзей. Впрочем, это не так страшно, ведь и у классического Иванушки-дурачка были с этим проблемы. Но вот цель достигнута: искомый меч-кладенец у него. И тут молодцу надо принять решение: в руках врагов оказывается полюбившая его Василиса, которую по всем канонам русских сказок и былин он должен спасти! Однако не тут-то было, Иван, уклоняясь от подвига, больше переживает за себя любимого...

Зрелый человек разберётся, где здесь правда, а где злой вымысел, а подросток? Не станет ли он после этой весьма конъюнктурной и толерантной подачи зла считать, что и Гитлер, и Бандера, и Чикатило не такие уж и злодеи, а люди, которых тоже можно понять, простить и оправдать.

Разве не этим закладывается чёткая установка на предательство, измену, прагматизм и концентрированный эгоизм? А как же суворовское «сам погибай, а товарища выручай», подвиг экипажа крейсера «Варяг», выбравший смерть в бою, а не позор плена? Или действовавшие аналогично нынешние Герои России - лётчик Роман Филиппов, разведчик Александр Прохоренко или полицейский Магомед Нурбагандов? В основе их подвига привитый с детства культ самопожертвования и правильных героев.

Так что вопрос, хорошо ли быть предателем, не потерял актуальности, его необходимо ставить. Не только перед детьми и подростками, но и перед некоторыми людьми, ответственными за появление на наших экранах подобных фильмов.

Роман ИЛЮЩЕНКО 
Коллаж Евгения КАРТАШОВА

09.10.2019