Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Публикации

Водишь электросамокат? Значит ты пешеход?!

На официальном сайте Госавтоинспекции МВД России проходит социологический опрос на тему определения административно-правового статуса владельцев самодвижущихся электрических средств передвижения. Вопрос поднят не случайно. Число аварий с участием самокатов, гироскутеров, моноколёс и прочих устройств растёт. А это значит - пора задуматься о безопасности.

Пользователей больше, опасность выше

Иду с дочкой по тротуару, по привычке крепко держу её за руку. Вихрем кто-то промчался рядом. Инстинктивно притягиваю ребёнка к себе. А впереди на приличной скорости несётся очередной пользователь электросамоката.

Прогресс, конечно, дело хорошее, и в больших городах передвигаться на самодвижущихся устройствах очень удобно. Но… лихачи на них встречаются так часто, что случаев получения травм в результате наезда самокатов, гироскутеров и прочей новой техники на пешеходов, безусловно, будет всё больше.

Сама пользуюсь электросамокатом около года. Но нечасто. Да, он помогает добраться до нужного места быстро и без пробок. Однако при этом нужно думать, куда ж эту дорогую громадину неповоротливую пристроить. На улице даже привязанный гибким замком самокат - лакомый кусочек для воров. Все прекрасно понимают, что перекусывается такая «антиугонка» обычными кусачками на раз-два. Так что выезжала на чудо-технике разве что в близлежащий парк по выходным, стараясь выбирать дорожки, где народа поменьше. Вероятность сбить кого-нибудь действительно довольно высока. Страшно даже подумать, если вместе со мной одновременно в парк решит приехать ещё хотя бы пара десятков владельцев электротехники.

Совсем не случайно Госавтоинспекция МВД России вынесла проблематику определения административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих электронные устройства передвижения, на общественное обсуждение. Как утверждают специалисты, актуальность темы связана с ростом их популярности. В крупных городах открываются прокатные пункты, увеличивается скорость этих транспортных средств, а следовательно, и риски попадания в ДТП. В столице давно уже привычно видеть людей разного возраста на передвижной самодвижущейся технике.

По данным официальной статистики аварийности, в 2018-м на территории страны зафиксировано 39 ДТП с участием персональных электрических средств передвижения малой мощности. В них получили ранения 40 человек, погибших, к счастью, нет. За шесть месяцев этого года совершено 40 таких ДТП, 39 человек ранены, 2 погибли. А вот правового статуса такие участники движения до сих пор не имеют.

Езда без статуса

В действующей редакции ПДД пользователи индивидуальных колёсных средств передвижения на электротяге (сегвеи, электросамокаты, гироскутеры и моноколёса) в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, поэтому де-юре приравниваются к пешеходам. Соответственно, требования к ним предъявляются такие же. Ответственность за нарушение ПДД пешеходами установлена частью 1 статьи 12.29 КоАП РФ и влечёт за собой вынесение предупреждения или административного штрафа в размере 500 рублей. В случае ДТП с участием электросамоката и автомобиля происшествие квалифицируется как наезд на пешехода.

Вопросы определения правового статуса участников дорожного движения на электроустройствах актуальны не только для России, но и многих государств мира. В Германии, например, предлагается пользователям таких средств передвижения запретить употребление алкоголя. В этой стране официально разрешено ездить на электросамокатах по проезжей части и велодорожкам со скоростью до 20 километров в час. Для управления не нужно специального разрешения или прав. Водителем можно стать с 14 лет.

Похожие правила действуют и в Бельгии. А в Дании они признаны настоящим транспортом.

…То, что рынок предлагает сегодня, - не предел. Он стремительно реагирует на запросы потребителей. И цены на передвижную электротехнику становятся доступнее. Разнообразие продукции поражает воображение. Электровелосипеды, электросамокаты, электроскейты, сигвеи, моноколёса, электротрициклы, электроскутеры - чего только нет!

Если совсем недавно мощные электросамокаты грузоподъёмностью до 120 килограммов стоили около 40 тысяч рублей, то сегодня модель поменьше, но с похожими характеристиками можно приобрести, не выходя за бюджет в 10 тысяч.

Есть и новые предложения - гироскопические ролики. С ними больше свободы передвижения, они компактны и не соединены в одну платформу. Электроролики выдерживают владельца весом до 100 килограммов и будут мчать его по тротуарам со скоростью до 12 километров в час 12 часов без подзарядки.

Проблема есть - решение примут

Изучением вопроса занимается не только МВД России. Проблематика активно обсуждается на различных площадках, в том числе международных.

Мнения о необходимости введения дополнительного правового регулирования использования электронных устройств передвижения неоднократно высказывались в Госдуме и Общественной палате.

Так, например, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов считает, что в ПДД необходимо закрепить правила использования сегвеев, электросамокатов, моно­колёс, электробайков, гироскутеров и других устройств по аналогии с велосипедами, мопедами и мотороллерами.

Минтранс России подготовил проект поправок в Правила дорожного движения, в соответствии с которыми предлагается уточнить терминологию и ввести обязанности для новых участников движения.

Если у вас есть своё мнение по этому поводу, вы можете высказать его на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России - гибдд.рф. Сделать это можно до конца сентября. Как сообщают в ведомстве, по результатам опроса состоятся общественные обсуждения с приглашением представителей экспертного и научного сообщества.

Елена ЧЕРНОВА
Фото Дмитрия ЛЫКОВА
г. Москва 

27.09.2019