Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Публикации

Место преступления всегда в пути

Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы существуют только в составе транспортной полиции. Появились они более 35 лет назад не случайно, ведь грузовые перевозки традиционно являются сферой наибольшей криминальной уязвимости.

Кража есть, следов нет

Основную часть похищаемых грузов составляют товары народного потребления, нефтепродукты, металлы и другие сырьевые ресурсы, огромная доля которых приходится на экспорт. Все это, несомненно, наносит ущерб не только интересам российских компаний, но и экономике государства в целом.

Оперативник этого подразделения для квалифицированного раскрытия преступления должен знать технологические особенности грузовой и коммерческой работы, деятельности товарных контор и всего перевозочного процесса, конструктивные особенности различных объектов подвижного состава, правила перевозок. А ещё разбираться в технологии операций по приёму, отправлению и выдаче грузов, порядке их охраны и оформления перевозочных документов, используемых на железной дороге.

- Не каждый даже опытный сыщик-оперативник способен выявлять преступления в сфере грузовых перевозок - тут своя специфика, - говорит майор полиции Сергей Артёмов, старший оперуполномоченный отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ) Рязанского ЛО МВД России на транспорте. - Её не сравнить с раскрытием, например, квартирных краж, когда, по крайней мере, место преступления остаётся в том же доме, на той же улице. А покушения на грузы, идущие по железной дороге, чаще всего совершаются в пути. Часто после этого поезд проходит сотни километров, и нужно чётко определить место и время, где и когда всё это произошло. Иногда ущерб можно выявить только по документам, когда выясняется несоответствие реального груза тому, что значится в сопровождающих бумагах. Когда под видом одного везут другое, то, как правило, из-за разницы в тарифе железнодорожники несут прямой ущерб.

Нередко полицейские сталкиваются с так называемыми замаскированными хищениями из вагонов: вроде бы нет видимых следов кражи, а получатель обнаруживает недостачу груза. Но опытных в своём деле специалистов не проведёшь. Полицейские вместе с представителями ведомственной охраны железнодорожного транспорта - начальником стрелковой команды станции Рязань Дмитрием Толстовым и стрелком по охране и сопровождению грузов Владимиром Никитиным медленно проходят вдоль стоящих на путях вагонов. Чаще всего вохровцы и оперуполномоченные из подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы работают в связке.

Наполненность цистерны определяем по линейке

Сотрудники ОБППГ Рязанского ЛО МВД России на транспорте капитан полиции Елена Арбина и майор полиции Сергей Артёмов проверяют сохранность элементов грузовых вагонов и наличие запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), а представители ведомственной охраны - целостность содержимого цистерн с горючим. Для этого у вохровцев есть особый прибор, напоминающий обыкновенную линейку и позволяющий с земли, не заглядывая в ёмкость, определить её наполнение.

- Необходимо обращать внимание на сжатие пружин и положение клиньев на специализированной линейке. Полная цистерна даёт одни показатели, полая - совершенно другие, - объясняет Дмитрий Александрович, прикладывая к рессорам небольшой пластиковый инструмент.

Если работник видит отклонение от норматива, он тут же сообщает об этом в дежурную часть транспортной полиции. Вполне вероятно, что в пути топливо из цистерны похитили. Поднимаются накладные документы на груз. Если есть расхождения, то изучают ситуацию, к работе приступает следственно-оперативная группа полиции и оперуполномоченные ОБППГ. Они отслеживают весь маршрут поезда, в составе которого на станцию пришёл вагон: какие и где были остановки, в какое время. Подобная слаженность стрелков и полицейских даёт свои результаты, пресекаются хищения железнодорожного имущества и грузов.

- Мы заранее составляем планы совместной работы, - уточняет оперуполномоченный Елена Арбина. - Но если появляются какие-то криминогенные участки, где в последнее время участились случаи краж с вагонов, то опять же работаем сообща, особо тщательно отрабатывая их, чтобы предотвратить эти хищения, то есть реагируем на конкретную ситуацию.

Дело о пропаже маргарина

В штате ведомственной охраны на станции Рязань 67 человек, все они распределены по объектам и маршрутам патрулирования. Стандартный наряд - два стрелка. Несут охрану парка станции, грузов и железнодорожного имущества: средств связи, централизации и блокировки, подвижного состава. В случае обнаружения стрелками ведомственной охраны повреждённых или сорванных ЗПУ на грузовых вагонах по межведомственной инструкции вохровцы обязаны тут же подать сигнал в дежурную часть транспортной полиции. До прихода полицейских вагон охраняют, оцепив территорию. Осмотр и фиксацию нарушения проводят уже следователи и криминалисты, после чего составляют акт общей формы. Сыщики поднимают документы и выясняют, похищен ли груз, а затем связываются с его владельцем. Тот принимает решение: проводить ли комиссионную выгрузку или, навесив новое ЗПУ, пустить вагон в дальнейший путь.

Оперуполномоченные признают, что поймать расхитителей с поличным - дело крайне сложное. Задержание злоумышленников - результат кропотливого изучения документов и работы на перегонах. Часто в засадах, которые устраиваются в наиболее вероятных местах хищений, участвуют силы ведомственной охраны, они оказывают силовую поддержку в задержаниях.

Об одном из примеров совместного раскрытия преступления рассказал исполняющий обязанности начальника отделения ОБППГ капитан полиции Сергей Мерясев:

- В конце 2014 года на станции Дягилево оказался вскрытым контейнер военнослужащего, перевозившего свои вещи к новому месту службы из Краснодара в Калининград. Вынесли в буквальном смысле всё, на полу контейнера остался только сухпаёк. Стали проводить комплексные оперативно-разыскные мероприятия, но тех, кто это совершил, не установили. Прошёл год, и в том же месте происходит хищение маргарина. Груз шёл из Воронежа в северные районы страны. Было украдено 16 коробок, часть мы нашли брошенными вдоль дороги - те, что преступники не успели унести. Мы перелопатили всё что можно, просмотрели все видеозаписи, и опять у нас никакого результата! Прошёл ещё месяц, и снова аналогичный случай - вновь кража маргарина из вскрытого вагона той же организации. Скинули уже более 60 коробок! Но вывезти не сумели. Созданная специализированная группа ведомственных стрелков спугнула жуликов, они сбежали без краденого товара. Но на прилегающей территории были установлены видеокамеры, и там засветилась одна из машин, уже попадавшая ранее в объектив во время предыдущих краж. Явно не случайные совпадения! Мы ставим владельца и его окружение на контроль. В результате в ходе дальнейших оперативно-разыскных мероприятий задержали их во время кражи - правда, не вагонной, а дачной. В итоге злоумышленники во всём сознались, во время обысков у них нашли похищенный маргарин и личные вещи военного, его обмундирование, бытовую технику.

Высокий уровень взаимодействия отметил и начальник Рязанского линейного отдела подполковник полиции Роман Борычев.

- С руководством ведомственной охраны всегда находимся на связи, - говорит он. - Встречаемся регулярно, разрабатываем общие планы и мероприятия. Мы друг другу помощники, равноправные партнёры. Все вопросы решаем быстро и оперативно, ведь у нас общая задача - обеспечивать сохранность перевозимых грузов.

Владислав ГАЛЕНКО
Фото автора

22.11.2017Читать далее

партнёры