Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Интервью / Выступления

Уделить внимание каждому гостю

Генерал-майор полиции Валентина КАЗАКОВА, начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России

Сегодня стабильность страны зачастую зависит и от того, как она принимает иностранных граждан. Важно понимание в обществе, что миграция – это не зло, это необходимая реальность современного мира.

В долгой истории нашей страны миграция всегда играла особую роль. В наши дни Россия является одним из самых доступных направлений миграции – мы входим в четвёрку мировых лидеров по количеству принимаемых иностранных граждан и лиц без гражданства. Даже в период экономических кризисов не ставился вопрос о введении визового режима для приезжающих из стран СНГ с целью защитить отечественный рынок труда. Стабильность этого миграционного потока говорит о том, что наше законодательство работает: порядка 17 миллионов – такое количество иностранцев ежегодно легально въезжает на территорию Российской Федерации. Одномоментно в нашей стране с различными целями пребывания находится порядка 10 миллионов граждан других государств. Основная масса, конечно, это трудовые мигранты, но в последние годы увеличивается поток иностранцев, получающих туристическую визу, граждан других государств, целью которых является долгосрочное проживание на территории России или дальнейшее приобретение гражданства нашей страны. Российская Федерация делает всё для того, чтобы иностранные граждане, приезжающие в нашу страну, понимали, куда им необходимо обращаться и какой алгоритм получения документов необходим для пребывания в России.

В октябре 2018 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Данная концепция не внесла изменения в старую, а стала абсолютно новой, поскольку за последние годы произошли серьёзные политические изменения во внешней и внутренней политике нашей страны: присоединение Крыма, события на юго-востоке Украины, массовый наплыв беженцев из Европы. Конечно, те наработки и мероприятия, которые были заложены в предыдущей концепции 2012 года, сегодня не актуальны. Новая концепция – это результат работы фактически всех органов государственной власти. В первую очередь – Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Концепция чётко разделяет меры, принимаемые российским государством, и их приоритетность в отношении двух разных категорий иностранных граждан, которые приезжают в Россию. Первая – наши бывшие соотечественники, которые хотели бы остаться жить в России. Новая концепция предполагает преференции русскоязычным гражданам бывших республик Советского Союза, имеющим близких родственников в России или состоящим в браке с гражданами Российской Федерации. Априори рассматривать таких людей необходимо как будущих россиян.

В понимании, кто такие наши соотечественники, есть деликатные моменты. В первую очередь, соотечественниками для россиян являются жители бывшего СССР. Основное понятие «соотечественник» закреплено Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в такой же трактовке оно применимо к соотечественникам, переселяющимся в рамках государственной программы. И во многих нормативных правовых актах присутствует понятие «соотечественник», но на сегодняшний день оно не унифицировано. Но основные критерии можно выделить следующие: соотечественники — это ментально близкие россиянам по духу иностранные граждане и лица без гражданства, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации.

С 1991 года Российская Федерация принимала все усилия для того, чтобы стимулировать возвращение наших соотечественников на Родину. Так, в соответствии с первым Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 1991 года процесс приобретения гражданства был достаточно простым – в регистрационном порядке на основании паспорта и фактического заявления без согласования и проверок более 3,5 миллиона человек стали россиянами. Этот закон о гражданстве в 2002 году сменил новый, в котором опять-таки присутствовала статья, позволявшая приобрести гражданство в упрощённом порядке. И этот закон действовал до 2009 года.

Необходимо отметить, что законодательство о гражданстве Российской Федерации постоянно модернизируется.

Вторая, более многочисленная группа, которая приезжает в Россию, – это трудовые мигранты, без которых ни одна европейская страна сегодня не может обойтись. Необходимо отметить, что эта категория приезжих должна быть адаптирована к проживанию на территории Российской Федерации. Необходимо, чтобы у мигрантов было знание законов Российской Федерации и процедур, которые необходимы для оформления разрешительных документов.

Отдельные иностранные граждане, хотя и проживают долгосрочно на территории России, не планируют оформлять гражданство Российской Федерации. Это квалифицированные специалисты, которые в своё время вернутся к себе на родину, но жить и работать хотят в нашей стране. Для них тоже должен быть набор инструментов, юридически оформленных в виде закреплённых нормативных актов, позволяющих реализовать это их право и желание. Россия заинтересована в квалифицированных кадрах, поэтому в наших интересах организовать упрощённую процедуру получения ими разрешительных документов.

За прошедшие два года в миграционное законодательство было внесено много изменений, которые значительно облегчили мигрантам оформление и получение всех необходимых для официального пребывания в нашей стране документов. Новая концепция миграционной политики включает в себя более 50 мероприятий, направленных: во-первых, на разграничение различных подходов к двум этим категориям мигрантов; во-вторых, на упрощение процедуры приобретения гражданства и статусных документов, таких как разрешение на временное проживание и вид на жительство.

Иностранным гражданам – участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию сооте­чественников, проживающих за рубежом, будет разрешено единожды поменять субъект проживания, если он им не подошёл по каким-либо основаниям.

Кроме того, принимая во внимание, что в жизни людей происходят различные ситуации, внесены изменения, закрепляющие статус каждого из членов семьи как участника госпрограммы.

Мигранту, получившему разрешение на временное проживание, ранее было необходимо каждый год получать новую визу. Сегодня человек, имеющий разрешение на временное проживание, может получить одномоментно трёхлетнюю визу и будет избавлен от необходимости продлевать её каждый год.

Помимо указанных выше изменений в миграционное законодательство в настоящее время нашим ведомством подготовлен ряд нововведений. Это выдача разрешений на временное проживание без учёта квот выпускникам вузов, окончившим образовательные учебные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации. Предполагается, что вид на жительство станет возможно получать бессрочно.

Сегодняшние мигранты, приезжающие к нам из ближнего зарубежья, заметно отличаются от тех, которые приезжали на заработки в 90-е годы. Зачастую это молодые люди, не владеющие русским языком и элементарными знаниями российского законодательства. Для них необходимо организовывать домиграционное обучение этим базовым знаниям. Хорошим примером образовательной подготовки должны стать двусторонние соглашения. Такое у нас на сегодняшний день заключено с Республикой Узбекистан, а в ближайшее время будет подписано и с Республикой Таджикистан – государствами, из которых к нам прибывает основной поток рабочей силы. Здесь сошлись интересы и совокупная ответственность Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Министерства труда и Россотрудничества. А разъяснительная работа по созданию адаптационных центров и центров интеграции на территории стран, граждане которых приезжают к нам на работу, находится в ведении Федерального агентства по делам национальностей. Финансирование домиграционного обучения будет осуществляться из бюджета государств, которые должны подготовить мигрантов ещё на их родине. В соответствии с вопросами целесообразности это необходимо и стране исхода, и стране приёма иностранного гражданина.

Ещё один из важнейших моментов, который должен быть решён, – ужесточение ответственности российских работодателей, принимающих на работу иностранных граждан, но по каким-либо причинам расторгающих трудовой договор. Если это происходит по вине работника, то он за свой счёт должен вернуться на родину, а сторона исхода ставится в известность. А если по вине работодателя – уже работодатель отвечает за возврат мигранта на его родину. Иначе, как это зачастую сегодня происходит, работники, оставшись без заработка, ищут новое место работы, перемещаясь свободно по нашей стране. В результате, как одно из последствий, неизбежно возникает проблема с «резиновыми» квартирами. Наша информационная база позволяет фиксировать случаи превышения порога регистрации граждан по конкретному адресу. Сам иностранный гражданин становится заложником противозаконной деятельности хозяев таких своеобразных общежитий, но изменить ситуацию порой не в силах.

Количество находящихся в свободном поиске работы иностранцев значительно уменьшилось, были введены патенты на трудовую деятельность. Патентная система на сегодняшний день позволяет в течение 10 дней после приезда получить документ, дающий право на работу в России. Причём иностранный гражданин вправе выбирать, где ему жить и работать, и соответственно платить авансовый платёж, являющийся основанием для продления регистрации на территории России. Но осуществлять трудовую деятельность он может только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором ему выдан патент. Благодаря иностранцам, легально работающим в России, в прошлом году субъекты Российской Федерации получили в бюджет 57 миллиардов рублей.

Российской Федерацией принимаются многочисленные меры по созданию достойных условий проживания и работы для граждан иностранных государств. Изменения, произошедшие за последние годы в миграционном законодательстве, требуют кропотливой ежедневной работы Главного управления по вопросам миграции МВД России по ликвидации правовой безграмотности среди приезжих. Несмотря на трудности и ответственность, которая ложится на плечи наших сотрудников, они проявляют внимание к каждому обращению как российских, так и иностранных граждан.

Фото Дмитрия ЛЫКОВА
и предоставленные
ГУВМ МВД России

16.08.2019