Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Контакты
Слушайте
он-лайн радио
ВКЛЮЧИТЬ
-=Радио Милицейская Волна=-
ГРОМКОСТЬ
35

Интервью / Выступления

Стратегия объединения усилий

Полковник полиции Виталий ХМЕЛЬНИЦКИЙ, начальник Управления межведомственного взаимодействия Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России

В современном мире незаконное производство, распространение и немедицинское потребление наркотиков является острейшей проблемой. Ведь она способна нанести серьёзный ущерб демографическому, социально-политическому, экономическому и оборонному потенциалу любого государства.

Причин, влияющих на состояние наркоситуации в целом по стране и в отдельных её субъектах, достаточно много. Наиболее значимые: относительно высокий доход населения, активные транспортные и миграционные потоки, развитая логистическая инфраструктура, наличие учреждений исполнения наказаний, уровень наркотизации населения.

Необходимость и важность работы по контролю за оборотом наркотиков, по противодействию их незаконному производству, распространению и немедицинскому потреблению была подтверждена Президентом Российской Федерации. Значимым шагом стало утверждение в 2010 году Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации в 2007 году образован и успешно функционирует Государственный антинаркотический комитет (ГАК). Сейчас его председателем является Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев.

По модели комитета для координации деятельности региональных органов исполнительной власти в антинаркотической сфере созданы антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, а на уровне органов местного самоуправления – муниципальные антинаркотические комиссии.

В настоящее время в каждом субъекте Российской Федерации действуют антинаркотические комиссии, которые возглавляют руководители регионов. Это совещательные органы. Однако они призваны обеспечить координацию деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Следует отметить, что антинаркотические комиссии призваны разрабатывать меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков и повышение эффективности реализации государственных программ субъекта Российской Федерации. Помимо этого они обязаны координировать и анализировать эффективность данной деятельности на местном уровне, регулярно проводить мониторинг и оценивать состояние наркоситуации в субъекте Российской Федерации. По результатам работы председатели комиссий ежегодно докладывают об обстановке в регионе председателю Государственного антинаркотического комитета.

В свою очередь, председатель Государственного антинаркотического комитета представляет Президенту Российской Федерации доклад о наркоситуации в стране.

За прошедшие более 10 лет работы участники антинаркотических комиссий на заседаниях рассмотрели большое количество вопросов. Активно обсуждали решение проблемы своевременного выявления причин и условий, способствующих распространению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, обсуждали состояние наркологической помощи в регионах, а также развитие и совершенствование деятельности наркологических учреждений и реабилитационных центров.

Большое внимание уделялось организации и проведению профилактических мероприятий в молодёжной среде.

Многое удалось сделать для создания информационной политики в антинаркотической сфере, реализации мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду и рекламу.

К сожалению, в ряде субъектов страны антинаркотическая работа осуществлялась не всегда эффективно.

Требовалось как можно быстрее совершенствовать государственное управление в данной сфере. Поэтому в 2016 году функции по реализации государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также координации деятельности антинаркотических комиссий были возложены на Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России. В состав комиссий включили руководителей территориальных органов внутренних дел в качестве заместителей председателей.

Как уже неоднократно говорилось, одними правоохранительными мерами преодолеть наркоугрозу и изменить отношение населения страны к проблеме наркотиков невозможно. Для этого необходима системная и целенаправленная работа, обеспечивающая эффективность по наращиванию усилий большинства органов власти в реализации антинаркотической политики государства. Ключевая роль в этом отводится антинаркотическим комиссиям в регионах.

С учётом сложности организации подобной работы, а также большого количества возникающих вопросов и проблем в 2017 году впервые при Государственном антинаркотическом комитете создана межведомственная рабочая группа по вопросу оценки эффективности деятельности антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации.

Основой деятельности рабочей группы стали «Критерии оценки эффективности деятельности антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации». Представители рабочей группы регулярно выезжают в регионы, чтобы проанализировать работу антинаркотических комиссий, а в случае необходимости на месте оказать практическую помощь. На сегодняшний день осуществлены выезды в Ленинградскую, Калужскую, Еврейскую автономную, Иркутскую и Самарскую области, Камчатский край, город Санкт-Петербург.

Не вызывает сомнений, что антинаркотическая работа в субъектах Российской Федерации требует дальнейшего глубокого изучения. Однако некоторые методы уже подтвердили свою эффективность.

Так, в частности заслуживает внимания опыт организации работы антинаркотической комиссии в Самарской области, где в целом эффективно осуществляется координация и обеспечение антинаркотической деятельности. В микрорайоне «Южный город» функционирует одна из лучших школ страны, созданная в рамках федеральной программы по созданию новых учебных мест, которую открыли 1 сентября 2017 года. Сейчас в ней проходят обучение более 1600 детей. Их занятость в учебном процессе под наблюдением педагогов и медицинских работников позволяет оградить школьников от вовлечения в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков. Также эффективно функционируют реабилитационные центры, получающие грантовую поддержку региона. Активно развивается волонтёрское антинаркотическое движение.

С целью распространения положительного опыта председателем Государственного антинаркотического комитета Владимиром Колокольцевым введена практика приглашать на заседания ГАК глав регионов, в которых наиболее эффективно реализуется антинаркотическая политика.

На этих мероприятиях высшие должностные лица субъектов Российской Федерации выступают не с формальным отчётом о проделанной работе. Они участвуют в дискуссии, разъясняют, как добились положительных результатов, рассказывают о проблемах, чтобы найти их решение на федеральном уровне.

В заседании ГАК, которое состоится в июне 2018 года, планируется участие председателя антинаркотической комиссии Рес­публики Татарстан.

Одновременно практика показала, что эффективной формой распространения положительного опыта в субъектах Российской Федерации является проведение ежеквартальных семинаров-совещаний в режиме видеоконференции. На них приглашаются члены аппаратов антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации, представители территориальных органов МВД России, отвечающие за указанное направление работы.

Вместе с тем в отдельных регионах выявлены характерные проблемы в деятельности антинаркотических комиссий.

В частности, не в полной мере финансируются программы (подпрограммы) регионов в антинаркотической сфере. В результате предусмотренные мероприятия не реализуются либо это происходит частично. Не всегда эффективно проводятся профилактические мероприятия. Как результат, это приводит к росту наркопотребителей и даже смертности от отравлений наркотическими средствами.

Хочется отдельно остановиться на приоритетных направлениях совместной работы антинаркотических комиссий и территориальных органов внутренних дел.

Это, конечно же, ответственное проведение мониторинга и свое­временная подготовка докладов о наркоситуации в регионе. Не следует откладывать исполнение решений Государственного антинаркотического комитета. Опыт показывает, что обстановка на местах во многом зависит от полноты объёма финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации в антинаркотической сфере, особенно в тех регионах, где ситуация наиболее сложная. Необходимо регулярно и целенаправленно заниматься профилактической деятельностью, в том числе с несовершеннолетними, организовывать акции и мероприятия в антинаркотической сфере. Немаловажным в работе антинаркотических комиссий является выявление проблемных вопросов, требующих рассмотрения на федеральном уровне в рамках Государственного антинаркотического комитета.

Подводя итоги, хочу отметить, что взаимодействие с антинаркотическими комиссиями субъектов Российской Федерации относится к числу приоритетов деятельности подразделений по контролю за оборотом наркотиков. Новые формы будут формироваться исходя из складывающейся наркоситуации.

Уверен, что только совместными усилиями мы выработаем новые подходы к реализации антинаркотической политики, основной и главной целью которой является защита граждан нашей страны от наркоагрессии.

Фото предоставлены 
ГУНК МВД России

18.06.2018