Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Интервью / Выступления

«Особый статус ко многому обязывает»

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России был первым ведомственным учебным заведением, которое в период реформирования на практике испытало новые подходы к обучению личного состава. Институт как бы объединил в себе функции учебных центров, где новобранцы постигают азы профессии, и образовательных учреждений, в которых уже опытные работники приумножают свои знания.

Как проходило становление института, какие задачи решаются в его стенах сегодня, корреспонденту «Щита и меча» рассказал начальник ТИПК генерал-майор полиции Владимир ИОГОЛЕВИЧ:

- Действительно, здесь, в Сибири, был сделан первый шаг к созданию образовательных органи­заций нового типа, где шла бы подготовка полицейских, максимально приближенная к условиям оперативно-служебной деятельности. Новый институт был образован на базе Тюменского юридического института МВД России. Однако простым переименованием дело не ограничилось. Перед нами были поставлены задачи, которые прежде решали разные подразделения: повышение квалификации и переподготовка сотрудников полиции, а также первоначальное обучение тех, кто только поступает на службу в органы внутренних дел. Сейчас такой подход применяется и в других регионах, а тогда, в 2011 году, мы были первыми. И, надо сказать, эксперимент себя оправдал.

- Хотя, как вы отметили, организация учебного процесса меняется повсеместно, полноценных учреждений повышения квалификации всего три. Какие задачи в этой сфере решаете?

- Верно, кроме нашего института, программы дополнительного профессионального образования сегодня реализуют ВИПК МВД России в Домодедове и филиал Краснодарского университета МВД России - Северо-Кавказский ИПК в Нальчике.

Что же касается приоритетов, то они вытекают из самого названия института: задача номер один - повышение квалификации и переподготовка сотрудников полиции. Мы ведём обучение слушателей по более чем 70 должностным категориям, вплоть до резерва на замещение должностей руководящего состава городских и районных органов внут­ренних дел. Учатся они от одной недели до двух-трёх месяцев. Второе - подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре. Третье направление - подготовка лиц, впервые принятых на службу в полицию, курс которой занимает от 4,5 до 6 месяцев. Но то, что я назвал эту задачу последней, вовсе не значит, что она для нас менее значима и второстепенна.

- Кто ваши слушатели, из каких российских регионов они приезжают?

- В рамках первоначальной подготовки мы учим сотрудников полиции для УМВД по Тюменской, Курганской областям, Ямало-Ненецкому автономному округу, а также Уральского окружного управления материально-технического снабжения МВД России. Что касается повышения квалификации и переподготовки, к нам прибывают полицейские из всех 85 субъектов Федерации. Всего за годы работы института мы обучили без малого 12,5 тысячи человек, в том числе 2,5 тысячи начинающих полицейских.

Кроме того, регулярно принимаем группы коллег из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Активный обмен знаниями и опытом идёт с белорусской милицией. Замечу, что прошлой осенью наши представители приняли участие в научной конференции, посвящённой вопросам противодействия преступности, которая проходила в Минске. А в мае 2016 года для участия в конференции «Противодействие преступности в новых геополитических реалиях: методология, политика, практика» к нам приезжал начальник Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь генерал-майор милиции Владимир Бачила. Мы говорили и о перспективах обу­чения на базе ТИПК МВД России коллег из братской страны.

Так что активно изучаем и, что не менее важно, используем опыт соседей.

- Знать о каких-либо достижениях в правоохранительной сфере крайне полезно. Но для учебного заведения, наверное, не менее значимая часть работы - довести эти знания до практиков, тех, кто призван использовать их в реальной борьбе с преступностью. Как ваш институт участвует в этой работе?

- Не так давно в Тюмени проходил семинар-совещание руководителей подразделений оперативно-разыскной информации территориальных органов МВД России. Подобные мероприятия стали уже традиционными, и, как правило, одним из инициаторов и организаторов выступает ТИПК.

Практически каждая образовательная организация в системе МВД наделена функцией учебно-методического центра по реализации приоритетного профиля подготовки. Например, в Омской академии МВД России это деятельность подразделений уголовного розыска. Профильным для нашего института является направление оперативно-разыскной информации. На прошедшем семинаре‑совещании были представлены все регионы, вёл его начальник УОРИ МВД России генерал-майор полиции Виталий Шулика. Сейчас готовимся принять профиль, связанный с подготовкой конвойных подразделений. Тесно работаем с Главным управлением охраны общественного порядка МВД России. Кроме того, традиционным стало проведение на нашей площадке финалов Всероссийского конкурса профессионального мастерства полицейских конвойной службы. Надеемся, что это направление будет закреплено за нами.

- Но не всегда есть возможность по какому-либо важному поводу организовать крупное мероприятие. Какими иными способами пропагандируете свой опыт? Доходят ли ваши научные и учебно-методические разработки до подразделений МВД на местах?

- Выпускаем два печатных издания, которые распространяются по всей стране. Так, журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика» издаётся с 2005 года, его учредителем был Тюменский юридический институт МВД России. После реорганизации выпуск возобновился. Сейчас он входит в список изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России. Это престижный научный журнал юридической направленности. Второе издание - «Вестник ТИПК МВД России». У нас многопрофильная подготовка, поэтому на страницах сборника предоставляется слово разным специалистам, не только преподавателям, но и практикам. Хотя журналу всего два года, спрос на него большой.

- Обучение без связи теории с практикой не имеет смысла. Насколько занятия в институте приближены к реальной жизни? Как в целом организован учебный процесс?

- В нашем институте десять кафедр. Конечно, они отличаются от обычных, вузовских, потому что специфика другая. Нет поэтапной выдачи учебного материала, когда сначала идёт гуманитарный блок, затем общеправовой, блоки по отраслям. Всё даётся в комплексе. Например, кафедра информационно-аналитической работы создана специально для того, чтобы перекрывать профильное направление. Хотя там же идёт компьютерная подготовка слушателей, которые впервые поступают на службу. Практические умения и навыки вырабатываются с использованием практико-ориентированных программ обучения в специализированных классах по направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, в лабораториях специальной техники, инновационных экспертных технологий и на многочисленных учебных полигонах.

Так, очень мощный полигон имеет кафедра организации расследования преступлений и криминалистических экспертиз. Здесь молодые сотрудники учатся осматривать места происшествий, обнаруживать и фиксировать улики, проводить следственные действия, обыски. Это целый комплекс учебно-тренировочных площадок, на которых смоделирована реальность: квартира, банк, магазин, подвал-притон и т.д. Группу можно разбить на подгруппы, которые будут работать на разных площадках. Везде установлены видеокамеры, и преподаватель на общем экране может видеть и корректировать действия каждого слушателя. У нас также есть ситуационный центр, где можно вести работу с руководителями территориальных подразделений, учить их решать комплексные задачи.

Особо хотел бы сказать о нашем информационно-библиотечном центре. Без преувеличения, он уникален. Во-первых, зал работает круглосуточно. Ночью или с утра пораньше там удобно заниматься слушателям-дальневосточникам, ещё не привыкшим к разнице во времени. В фондах находится более 100 тысяч экземпляров учебной и научной литературы, периодических изданий. В центре установлены компьютеры, есть выходы в различные библиотечные системы, ведомственные базы данных. У нас заключены договоры с библиотеками, можно читать книги в электронном виде. Кстати, доступ в Интернет есть везде, в том числе в общежитиях.

- Институт сегодня - это поистине небольшой город, в котором есть всё необходимое и для жизни, и для учёбы…

- Нашей материальной базе можно только позавидовать. Институт располагает 27 зданиями и сооружениями общей площадью более 50 тысяч кв. м. Слушатели проживают в благоустроенных общежитиях, в том числе гостиничного типа. Одновременно можем расселить 900 прибывающих к нам сотрудников. Работают две просторные столовые. В жилых корпусах есть тренажёрные комплексы, куда можно прийти в свободное время и позаниматься. В образовательном процессе используется большой спортивный комплекс, включающий в себя стадион с 400-метровой беговой дорожкой, футбольное поле, плавательный бассейн, служебно-прикладную полосу препятствий, тренажёрный, борцовский и игровой спортивные залы, стрелковый тир.

В настоящее время идёт капитальный ремонт ещё одного 50-метрового тира. В октябре 2016 года ввели в эксплуатацию новый Культурный центр с конференц-залом на 700 мест, залом учёного совета. Здесь же планируем открыть музей. Словом, за пять с половиной лет коллектив института сумел укрепить материальную базу, приспособить её к выполнению новых функций.

На сегодня стоит задача совершенствования учебного процесса, особенно в части развития дистанционных образовательных технологий, методики практико-ориентированного обучения сотрудников полиции. Предстоит ещё многое сделать, чтобы соответствовать девизу института: «Практика, опыт, знание, профессионализм».

Беседу вёл Александр РОМЕНСКИЙ
Фото Дмитрия ЛЫКОВА
Тюменская область

06.04.2017