Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Интервью / Выступления

На учёбе, как в бою

Профессиональная подготовка личного состава всегда являлась одной из основных составляющих службы. Правда, зачастую была она организована довольно формально: начальник соберёт подчинённых, зачитает приказы - вот и все занятия. Да и учителей-то настоящих по существу не было, на должности инспекторов профессиональной подготовки назначали кадровиков, представителей других служб, которые по каким-либо причинам оставались не у дел.

Однако в последнее время в столичном главке МВД данной проблемой занялись весьма основательно. Даже создан специальный центр, где учат не только сотрудников подразделений, но и самих учителей, инструкторов служебной и боевой подготовки. Этим вопросам была посвящена беседа корреспондента «Щита и меча» с заместителем начальника ГУ МВД России по г. Москве генерал-лейтенантом внутренней службы Андреем ПОНОРЦОМ.

- Андрей Владимирович, что послужило толчком к столь решительному повороту?

- Деятельность сотрудников органов внут­ренних дел постоянно связана с риском для их жизни и здоровья. А безопасность в этих условиях можно обеспечить, только повысив профессионализм каждого сотрудника. Именно поэтому системе подготовки кадров в московской полиции уделяется самое пристальное внимание.

Однако так было не всегда. Несколько лет назад мы внимательно проанализировали состояние профессиональной подготовки в подразделениях главка, тщательно разобрали причины гибели и ранений сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей и поняли, что в территориальных органах специалистов, которые непосредственно занимались бы подготовкой личного состава, попросту нет. В связи с этим в январе 2014 года было принято решение о введении 147 должностей инструкторов групп по работе с личным составом. Но при подборе кандидатов на эти должности столкнулись с другой проблемой: специалистов, способных организовать занятия на должном методическом уровне, отвечающем реалиям оперативно-служебной деятельности, которые могли бы научить подопечных и меткой стрельбе, и боевым приёмам борьбы - единицы.

Это и послужило поводом к созданию и открытию 10 июля 2014 года Центра профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке ГУ МВД России по г. Москве, на который в целях приведения процесса обучения инструкторов к единому стандарту были возложены задачи по подготовке как штатных инструкторов для подразделений главка, так и инструкторов по огневой и физической подготовке для оказания практической помощи руководителям учебных групп на местах.

Работа центра основывается на практике оперативно-служебной деятельности и реальных событиях, произошедших в московском гарнизоне и структурах МВД России.

Также при формировании основных принципов работы центра был изучен и учтён передовой опыт и методики обучения, используемые при подготовке сотрудников правоохранительных органов других государств, таких как Израиль, Франция, Финляндия.

- То есть в московском полицейском главке подошли к решению традиционного вопроса с новыми мерками. Какие основные принципы организации профподготовки личного состава вы бы выделили?

- Складывающаяся в настоящее время оперативная обстановка, а также запланированные в ближайшей перспективе различные крупные массовые мероприятия, в том числе спортивные, диктуют особые требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов. Как следствие, здесь необходимы и современные подходы к способам достижения этой цели.

В связи с этим в основу обучения сотрудников подразделений заложены методики моделирования чрезвычайных ситуаций и выработка практических алгоритмов успешного решения задач, максимально приближенных к действительности.

Одним из главных принципов мы считаем формирование двигательных навыков на фоне физического и психического утомления при наличии множественных сбивающих факторов. Это является той реальностью, в которой осуществляется оперативно-служебная деятельность, когда сотруднику приходится применять имеющиеся навыки по пресечению действий правонарушителей в скоротечной, быстро меняющейся, не предсказуемой заранее обстановке, используя при этом боевые приёмы борьбы, огнестрельное оружие, искусство переговорщика и др. Всё это, безусловно, должно осуществляться в правовых рамках.

- Как известно, наша служба довольно жёстко регламентирована различными инструкциями, нормативами, «рекомендациями», обязательными к исполнению. И наверняка для того, чтобы начать учить сотрудников мастерству по-новому, пришлось выходить за пределы существующих правил. Знаю, что даже занятия по огневой подготовке в центре несколько не соответствуют утверждённому давным-давно «Курсу стрельб». Какие трудности возникали в этом плане?

- Ещё при формировании и разработке программ обучения мы старались, чтобы они строго соответствовали действующему российскому законодательству и требованиям нормативно-правовых актов МВД России. Что и было выполнено: за рамки правового поля никто и никогда не выходил.

Вместе с тем профессиональная подготовка - это творческий процесс, который наряду с точным исполнением указаний требует ещё и постоянного совершенствования в соответствии с реалиями времени. Взять, к примеру, выполнение того или иного норматива по огневой подготовке. Можно подойти формально и добиться столь же формального результата. А можно поступить совсем по-другому, разно­образив упражнение физическими или психологическими способами воздействия на сотрудника. А «выход за рамки», если это можно так назвать, проявляется, скорее всего, в том, что происходит ужесточение требований, предъявляемых к подготовке личного состава.

- Работа в центре идёт по двум направлениям: подготовка сотрудников подразделений и обучение самих инструкторов. По всей видимости, их основы заметно отличаются друг от друга. На что делается основной упор и в первом, и во втором случаях?

- Разительных отличий нет. Разница лишь в том, что полицейский реализует полученные навыки на службе сам, а перед инструктором стоит более сложная задача, заключающаяся в том, что приобретённый навык он должен передавать личному составу, адаптируя его к ситуациям оперативно-служебной деятельности.

Я считаю, что учить должны профессио­налы, поэтому инструкторы с определённой периодичностью и на постоянной основе в течение года повышают свою квалификацию не только в центре, но и на учебно-методических сборах.

Принимаемые нами меры позволяют повысить профессиональный уровень сотрудников полиции, и в первую очередь сотрудников патрульно-постовой службы, на которых лежит основная нагрузка по работе с гражданами и борьбе с уличной преступностью. Инструкторы организуют подготовку полицейских не только к действиям в экстремальных ситуациях, правильному применению боевых приёмов борьбы и огнестрельного оружия, но и к тактически грамотному осуществлению повседневной деятельности по охране правопорядка. Только профессионально подготовленные кадры могут повысить уровень доверия к полиции.

- Организация служебной и боевой подготовки в столичных органах внутренних дел весьма заинтересовала наших зарубежных коллег. В Москве для изучения российского опыта уже побывали представители полиции Франции, Финляндии, а в Казахстане пошли ещё дальше, создав аналогичный учебный центр. А нам есть чему поучиться у иностранцев? Планируется что-то из их наработок взять на вооружение здесь?

- Мы придаём большое значение международному сотрудничеству в сфере подготовки кадров для правоохранительных органов и постоянно изучаем, перенимаем положительный опыт зарубежных коллег и, конечно, делимся с ними нашими наработками.

В целом, если обобщить имеющийся международный опыт, можно констатировать, что методики обучения в главке идентичны с зарубежными аналогами, а в некоторых моментах их превосходят, а профессиональная квалификация преподавателей-инструкторов соответствует международным стандартам в правоохранительной сфере.

- Андрей Владимирович, цель любой учёбы - успешное применение полученных знаний на практике. Московский центр работает не так давно, и всё же: ощущается ли отдача от его деятельности уже сегодня?

- Свидетельством эффективности принимаемых нами мер по обучению и повышению профессионального уровня московских полицейских может служить статистика.

Так, в 2016 году сотрудниками главка при задержании правонарушителей было зарегистрировано 62 случая применения табельного оружия, при этом задержаны 109 правонарушителей. Немаловажно, что при этом все действия наших представителей признаны правомерными.

При детальном анализе таких фактов установлено, что сотрудники использовали навыки, полученные как при обучении в центре, так и на практических занятиях в территориальных подразделениях под руководством инструкторов групп по работе с личным составом.

Считаю, что такие результаты говорят сами за себя, и мы на правильном пути.

Беседу вёл Андрей ШАБАРШОВ

15.04.2017