Главная|О редакции|
Издания
|Опросы|Информация |Реклама|Подписка|Вакансии|Партнёры|Контакты

Интервью / Выступления

Дебоширов занесут в чёрный список

Недавно в одном из московских аэропортов после посадки пассажиров в самолёт произошёл инцидент. Гражданин, пытаясь втиснуть внушительную ручную кладь на верхнюю полку, пошутил, что там взрывное устройство. Юмор не оценили. Рейс задержали, провели повторный досмотр лайнера. Сейчас даётся правовая оценка этого поступка.

О том, какие ещё правонарушения характерны для разных видов транспорта, о борьбе с так называемыми деструктивными пассажирами в студии радиостанции «Милицейская волна» рассказал начальник Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу генерал-майор полиции Олег КАЛИНКИН.

- Олег Викторович, сообщения о нарушениях общественного порядка на транспорте появляются в СМИ достаточно часто. Больше всего дебоширят на борту самолёта. Вероятно, агрессия является следствием злоупотребления алкоголем? Может быть, так граждане борются со страхом высоты?

- Вполне вероятно. Но так или иначе подобное поведение представляет серьёзную угрозу как для окружающих, так и для самого авиадебошира. Ведь чем может закончиться банальная потасовка в замкнутом пространстве на высоте 10 тысяч метров - одному Богу известно.

Только в прошлом году в зоне ответственности нашего управления на борт воздушного судна по тем или иным причинам не было допущено более 500 человек. Ещё в 200 случаях по прилёте в аэропорт к борту авиалайнера вызывался наряд полиции. К уголовной ответственности привлечены восемь человек, к административной - более 300.

В целом же на объектах авиационного, водного, железнодорожного транспорта на протяжении нескольких лет отмечается тенденция к снижению количества совершаемых преступлений. В 2016 году оно по сравнению с предыдущим снизилось на 14 %. В частности, меньше совершено грабежей и разбоев. Почти наполовину уменьшилось количество правонарушений, совершаемых на платформах пригородных поездов и поездов дальнего следования.

- И всё же самый большой резонанс имеют именно дебоши в самолётах. А есть ли способы предотвращения подобных инцидентов?

- Конечно. Лучший способ не допустить опасного инцидента на борту - выявить потенциального дебошира заранее. Сотрудники транспортной полиции совместно с коллегами из служб авиационной безопасности проводят профилактическую работу ещё до регистрации пассажиров на рейс. Одним из наиболее действенных методов является «профайлинг». То есть предсказание конфликтного, деструктивного поведения пассажира. Задача сотрудников - прежде всего выявить граждан, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения.

Как правило, такая работа ведётся очень аккуратно, незаметно для окружающих. Разбирательства (составление процессуальных документов, беседы, медицинское освидетельствование) проходят в специализированных помещениях аэропортов, поэтому данные факты не получают широкой огласки. В основном потенциальные авиадебоширы, протрезвев, и сами стараются «замять» эту ситуацию, опасаясь общественного порицания.

А то, что подобная работа очень эффективна, подтверждается данными статистики: не допущенных к полёту деструктивных пассажиров вдвое больше, чем задержанных после приземления самолёта. Во всех этих случаях граждане вели себя неадекватно.

- Может, есть смысл обучать бортпроводников приёмам боевых искусств для борьбы с агрессивно настроенными пассажирами, как это сделала одна из известных авиакомпаний?

- Конечно, смысл есть. Да и службы сопровождения в полёте существуют во многих странах. Так называемые воздушные комиссары или воздушные маршалы... В случае возникновения нештатных ситуаций, угрозы жизни и здоровью пассажиров эти сотрудники имеют право использовать спецсредства. Подчеркну, именно спецсредства, а не оружие. Потому что в противном случае есть прямая опасность разгерметизации самолёта.

- Существуют ли так называемые чёрные списки дебоширов?

- Сегодня обсуждается вопрос о создании таких списков. Я тоже сторонник этой идеи. Правда, по примеру ряда стран, где некоторые авиакомпании давно пришли к необходимости формировать такие документы, они должны носить лишь рекомендательный характер. Любой крупный авиаперевозчик самостоятельно выносит решение в отношении того или иного хулигана. Никто не может на 100 % спрогнозировать, как поведёт себя нетрезвый человек в полёте. Поэтому именно авиакомпания берёт на себя такую ответственность, в том числе и перед другими пассажирами.

Недавно на заседании Госдумы России рассматривался вопрос о составлении чёрных списков хулиганов на транспорте. Чтобы не допустить произвола, депутаты отказались от идеи разрешить транспортным компаниям самостоятельно формировать эти списки. Они будут создаваться на основании судебных решений.

- Наверняка подобные ситуации возникают также на морском и речном транспорте. Самолёт можно экстренно посадить и сдать нарушителя общест­венного порядка полиции. Поезд тоже - остановить на ближайшей станции и опять-таки передать дебошира правоохранителям. А что делать с деструктивным пассажиром в открытом море?

- Уточню: в зоне нашего оперативного обслуживания - речной транспорт. На территории Центрального федерального округа случаев агрессивного поведения пассажиров на водном транспорте не зафиксировано.

Вместе с тем у сотрудников транспортной полиции есть алгоритм действий в случаях совершения пассажирами правонарушений на объектах водного транспорта в процессе их перевозки. Если инцидент происходит в пределах города, капитан судна пришвартовывается к ближайшему причалу для передачи дебошира правоохранительным органам. Если это невозможно, то для задержания хулигана и недопущения нештатных ситуаций группа сотрудников полиции подходит к судну на служебном катере. В акватории рек, где отсутствуют маршруты патрулирования транспортной полиции, к работе подключаются сотрудники территориальных органов внутренних дел, которым капитаны передают дебоширов.

- Ещё одна проблема, связанная с безопасностью на транспортных объектах, - так называемый зацепинг. Есть ли действенные меры борьбы с этим злом?

- В прошлом году было выявлено более 400 подобных случаев. Причём в основном таким образом развлекаются подростки. Среди задержанных свыше 300 несовершеннолетних. 27 детей пострадали, семеро погибли. За два месяца нынешнего года сотрудниками полиции уже задержано 50 зацеперов. 20 из них - дети. С подростками и их родителями проводятся беседы, стражи порядка объясняют, чем кончается подобная беспечность, приводят реальные примеры. Немаловажная роль в профилактической работе отводится школьным педагогам. В прошлом году в общеобразовательных учреждениях было проведено свыше 8,5 тысячи различных бесед. К работе мы привлекаем и родителей погибших и пострадавших ребят. Некоторые из них соглашаются рассказать о своей трагедии, донести до подростков эту боль.

К сожалению, большую роль в распространении данного явления играют соцсети. Мы проводим мониторинг во Всемирной паутине, выявляем группы зацеперов, принимаем меры по разобщению подростков, а также инициируем блокировку вредоносных сайтов. В прошлом году сотрудниками нашего управления совместно с работниками транспортной прокуратуры было закрыто 13 таких ресурсов.

Хочу отметить, что и транспортные компании проводят работу в этом направлении. Вы заметили, как изменился в последние годы подвижной состав? На линию выходят новые электрички с обтекаемыми формами, на которых просто не за что зацепиться. Всё это также влияет на снижение травматизма.

- Что делать пассажиру, если он стал свидетелем зацепинга?

- Ни в коем случае не оставаться в стороне. Конечно, не стоит пытаться остановить зацепера самостоятельно. Это небезопасно для спасателя. Нужно как можно оперативнее сообщить о хулиганстве в органы правопорядка. Если вы находитесь в поезде или элект­ричке, то воспользуйтесь кнопкой экстренной связи с машинистом. Он передаст эту информацию сотрудникам полиции. Если же вы находитесь на станции, то можно сообщить наряду полиции, дежурному по станции или позвонить по номеру 112. Будьте уверены - помощь прибудет незамедлительно.

Беседу вели Станислав КОМИССАРОВ и Елена ШЕРШЕНЬ
Съёмки очевидцев


Наша справка:

С 15 апреля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2017 № 60-ФЗ. Этим нормативным актом часть 1 статьи 213 Уголовного кодекса РФ («Хулиганство») дополнена пунктом «в», в соответствии с которым введена уголовная ответственность за хулиганство, совершённое на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования. Максимальным наказанием за это преступление устанавливается лишение свободы на срок до пяти лет.

Также Уголовный кодекс РФ дополнен статьёй 267.1 («Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств»), устанавливающей ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Максимальным наказанием за это преступление устанавливается лишение свободы на срок до двух лет.

Под неё будут подпадать действия так называемых зацеперов и хулиганов, забрасывающих камнями поезда или ослепляющих лазерными указками пилотов самолётов. Им будет грозить до двух лет лишения свободы.

В соответствии с поправкой в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных данными статьями Уголовного кодекса РФ, возложено на следователей органов внутренних дел.

20.04.2017